План самообразованию Содержательная составляющая психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

 От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

 И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №2 «Ласточка»

План самообразования по теме:

Содержательная составляющая психолого-педагогических условий

для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ

Автор: воспитатель

Авдеева Н.В.

 Пгт Кесова Гора,

2020

Ранний  дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

      Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

 От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

 И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

    Большой вклад в изучение проблем адаптации детей младшего дошкольного  возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.

 Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

 Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей младшего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

 Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Гипотеза: процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Цель: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ

2. Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, релаксационных упражнений и т. д.

3. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.      

4. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

 5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего дошкольного возраста.

  6. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Предполагаемый результат: благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группепреобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап – теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап – практический. Составление картотек  для детей раннего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап – реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 1-2 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

 -  Игровой метод

 -  Наглядный  метод  

  - Практический метод

-Словесный метод

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:

1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.

2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.

3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.

4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.

5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Учитель 2006г

Русакова А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду: Советы педагогам и родителям», Сфера 2010г

Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Детство-пресс 2009

Н.Ф. Юрченко и Е.А. Семякина «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Основа 2009г

Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду», Москва 2008г

РоньжинаА.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», Книголюб 2003

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
картотеки:

1.Дидактические игры

2.Пальчиковые игры

3.Подвижные игры

4.Пробуждение после сна

5.Картотека прогулок

6. Картотека утренней гимнастики

7. Лэпбук «Математика с малышариками»

8. Игры на липучках «Цвета», «Овощи», «Сортер»

9. Круги Луллия «Цвета», «Малыши»

10. Маркер игрового пространства «Больница»+ наглядные материалы

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики

2.Работа по календарному планированию в течение года (приложение 1)

3.Ведение карты развития

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1.Папка передвижка «Правила для родителей»

2.Анкета для родителей

3. Буклет «Ваш ребенок идет в детский сад»

4. Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»

5. Консультация «Адаптация ребенка в детском саду»

6.Консультация «Основные вопросы родителей по адаптации»

7. Тренинг  «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

8. Буклет «Адаптация ребенка в детском саду»

9. Родительский клуб «Адаптация ребенка раннего возраста»

10. Итоговое анкетирование

11. Оказание помощи в создании предметно-развивающей среды.

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1. Анкета

2. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации?»

3. Рекомендации «Как помочь ребенку? Причины трудностей детей к условиям ДОУ»

4. Мастер класс «Адаптация детей в детском саду»

Рекомендовано посмотреть:

Вебинар "Адаптация детей в детском саду и школе" с Татьяной Бебякиной

https://www.youtube.com/watch?v=aaNjIizc8QM 

Вебинар "Адаптация к ДОУ. Диагностика. Работа с родителями и педагогическим составом"

https://www.youtube.com/watch?v=RbY6zerS0GU 

Елена Акулова Вебинар Безречевой ребенок идет в детский сад. Как помочь адаптироваться?

https://www.youtube.com/watch?v=abSZeJKHfTA 

7 вопросов мамы об адаптации к детскому саду. Вебинар Катерины Сорокиной

https://www.youtube.com/watch?v=n5EtD1G6se0 

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

игр в адаптационный период с детьми 1-2 лет

Название игры

Цель

Дата

1

БОЖЬИ КОРОВКИ

снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности.

сентябрь

2

ЛИСТОПАД  

снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности.

сентябрь

3

МЯЧИКИ  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

октябрь

4

Потешка «КАРУСЕЛИ»

развитие выразительности движений  произвольного контроля  речи  сплоченности.

октябрь

5

Потешка «СНЕГОВИК»  

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

ноябрь

6

ЛИСА И ЗАЙЦЫ  

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

ноябрь

7

Потешка «ПУЗЫРИ»  

развитие выразительности движений произвольного контроля.

декабрь

8

ПУЗЫРЬ

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

декабрь

9

Потешка «МУЗЫКАНТЫ»  

развитие выразительности движений произвольности.

январь

10

Промежуточная диагностика

изучение адаптации детей к условиям детского сада, коррекция дальнейшей работы

январь

11

МИШУТКА

развитие эмпатии, выразительности движений произвольности и речи.

февраль

12

Потешка «СНЕГ»

развитие выразительности движений произвольности и речи.

февраль

13

НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

март

14

МЫШКИ И ЧАСЫ

.

развитие выразительности движений,  чувства ритма произвольности и речи.

март

15

КОШКА И КОТЯТА  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

апрель

16

ДОЖДИК И СОЛНЫШКО  

развитие выразительности движений произвольности сплочения.

апрель

17

ПОКРУЖИМСЯ

развитие выразительности движений произвольности.

май

18

Итоговая диагностика

Подведение итогов

май

Итого 18ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной адаптации детей от 1,6 до 3 лет.

Данная статья поможет молодым специалистам создать в группе благоприятную атмосферу,  для  прохождения  адаптации детей раннего возраста....

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ»

Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Некоторые дети ведут себя спокойно, а другие – неутешно плачут, как т...