План самообразованию Содержательная составляющая психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

 От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

 И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №2 «Ласточка»

План самообразования по теме:

Содержательная составляющая психолого-педагогических условий

для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ

Автор: воспитатель

Авдеева Н.В.

 Пгт Кесова Гора,

2020

Ранний  дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

      Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

 От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

 И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

    Большой вклад в изучение проблем адаптации детей младшего дошкольного  возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.

 Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

 Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей младшего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

 Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Гипотеза: процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Цель: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ

2. Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, релаксационных упражнений и т. д.

3. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.      

4. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

 5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего дошкольного возраста.

  6. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Предполагаемый результат: благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группепреобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап – теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап – практический. Составление картотек  для детей раннего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап – реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 1-2 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

 -  Игровой метод

 -  Наглядный  метод  

  - Практический метод

-Словесный метод

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:

1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.

2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.

3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.

4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.

5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Учитель 2006г

Русакова А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду: Советы педагогам и родителям», Сфера 2010г

Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Детство-пресс 2009

Н.Ф. Юрченко и Е.А. Семякина «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Основа 2009г

Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду», Москва 2008г

РоньжинаА.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», Книголюб 2003

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
картотеки:

1.Дидактические игры

2.Пальчиковые игры

3.Подвижные игры

4.Пробуждение после сна

5.Картотека прогулок

6. Картотека утренней гимнастики

7. Лэпбук «Математика с малышариками»

8. Игры на липучках «Цвета», «Овощи», «Сортер»

9. Круги Луллия «Цвета», «Малыши»

10. Маркер игрового пространства «Больница»+ наглядные материалы

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики

2.Работа по календарному планированию в течение года (приложение 1)

3.Ведение карты развития

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1.Папка передвижка «Правила для родителей»

2.Анкета для родителей

3. Буклет «Ваш ребенок идет в детский сад»

4. Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»

5. Консультация «Адаптация ребенка в детском саду»

6.Консультация «Основные вопросы родителей по адаптации»

7. Тренинг  «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

8. Буклет «Адаптация ребенка в детском саду»

9. Родительский клуб «Адаптация ребенка раннего возраста»

10. Итоговое анкетирование

11. Оказание помощи в создании предметно-развивающей среды.

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1. Анкета

2. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации?»

3. Рекомендации «Как помочь ребенку? Причины трудностей детей к условиям ДОУ»

4. Мастер класс «Адаптация детей в детском саду»

Рекомендовано посмотреть:

Вебинар "Адаптация детей в детском саду и школе" с Татьяной Бебякиной

https://www.youtube.com/watch?v=aaNjIizc8QM 

Вебинар "Адаптация к ДОУ. Диагностика. Работа с родителями и педагогическим составом"

https://www.youtube.com/watch?v=RbY6zerS0GU 

Елена Акулова Вебинар Безречевой ребенок идет в детский сад. Как помочь адаптироваться?

https://www.youtube.com/watch?v=abSZeJKHfTA 

7 вопросов мамы об адаптации к детскому саду. Вебинар Катерины Сорокиной

https://www.youtube.com/watch?v=n5EtD1G6se0 

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

игр в адаптационный период с детьми 1-2 лет

Название игры

Цель

Дата

1

БОЖЬИ КОРОВКИ

снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности.

сентябрь

2

ЛИСТОПАД  

снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности.

сентябрь

3

МЯЧИКИ  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

октябрь

4

Потешка «КАРУСЕЛИ»

развитие выразительности движений  произвольного контроля  речи  сплоченности.

октябрь

5

Потешка «СНЕГОВИК»  

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

ноябрь

6

ЛИСА И ЗАЙЦЫ  

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

ноябрь

7

Потешка «ПУЗЫРИ»  

развитие выразительности движений произвольного контроля.

декабрь

8

ПУЗЫРЬ

развитие выразительности движений  произвольного контроля.

декабрь

9

Потешка «МУЗЫКАНТЫ»  

развитие выразительности движений произвольности.

январь

10

Промежуточная диагностика

изучение адаптации детей к условиям детского сада, коррекция дальнейшей работы

январь

11

МИШУТКА

развитие эмпатии, выразительности движений произвольности и речи.

февраль

12

Потешка «СНЕГ»

развитие выразительности движений произвольности и речи.

февраль

13

НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

март

14

МЫШКИ И ЧАСЫ

.

развитие выразительности движений,  чувства ритма произвольности и речи.

март

15

КОШКА И КОТЯТА  

развитие выразительности движений произвольности и речи.

апрель

16

ДОЖДИК И СОЛНЫШКО  

развитие выразительности движений произвольности сплочения.

апрель

17

ПОКРУЖИМСЯ

развитие выразительности движений произвольности.

май

18

Итоговая диагностика

Подведение итогов

май

Итого 18ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной адаптации детей от 1,6 до 3 лет.

Данная статья поможет молодым специалистам создать в группе благоприятную атмосферу,  для  прохождения  адаптации детей раннего возраста....

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ»

Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Некоторые дети ведут себя спокойно, а другие – неутешно плачут, как т...