План самообразованию Содержательная составляющая психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №2 «Ласточка»
План самообразования по теме:
Содержательная составляющая психолого-педагогических условий
для успешной адаптации детей 1-2 лет в ДОУ
Автор: воспитатель
Авдеева Н.В.
Пгт Кесова Гора,
2020
Ранний дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей младшего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Гипотеза: процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.
Цель: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ
2. Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, релаксационных упражнений и т. д.
3. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего дошкольного возраста.
6. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Предполагаемый результат: благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап – теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап – практический. Составление картотек для детей раннего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап – реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 1-2 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста:
- Игровой метод
- Наглядный метод
- Практический метод
-Словесный метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:
1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.
2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.
3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.
4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.
5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь | Изучение методической литературы по теме: 1.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Учитель 2006г Русакова А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду: Советы педагогам и родителям», Сфера 2010г Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Детство-пресс 2009 Н.Ф. Юрченко и Е.А. Семякина «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Основа 2009г Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду», Москва 2008г РоньжинаА.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», Книголюб 2003 |
Практический этап | |||
3. | Сбор материала для педагогической копилки. | в течение года | Папка –копилка, сайт воспитателя. 1.Дидактические игры 2.Пальчиковые игры 3.Подвижные игры 4.Пробуждение после сна 5.Картотека прогулок 6. Картотека утренней гимнастики 7. Лэпбук «Математика с малышариками» 8. Игры на липучках «Цвета», «Овощи», «Сортер» 9. Круги Луллия «Цвета», «Малыши» 10. Маркер игрового пространства «Больница»+ наглядные материалы |
4. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | Октябрь – Май | 1.Проведение диагностики 2.Работа по календарному планированию в течение года (приложение 1) 3.Ведение карты развития |
5. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание. | Октябрь – Май | 1.Папка передвижка «Правила для родителей» 2.Анкета для родителей 3. Буклет «Ваш ребенок идет в детский сад» 4. Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду» 5. Консультация «Адаптация ребенка в детском саду» 6.Консультация «Основные вопросы родителей по адаптации» 7. Тренинг «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ» 8. Буклет «Адаптация ребенка в детском саду» 9. Родительский клуб «Адаптация ребенка раннего возраста» 10. Итоговое анкетирование 11. Оказание помощи в создании предметно-развивающей среды. |
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1. Анкета 2. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации?» 3. Рекомендации «Как помочь ребенку? Причины трудностей детей к условиям ДОУ» 4. Мастер класс «Адаптация детей в детском саду» Рекомендовано посмотреть: Вебинар "Адаптация детей в детском саду и школе" с Татьяной Бебякиной https://www.youtube.com/watch?v=aaNjIizc8QM Вебинар "Адаптация к ДОУ. Диагностика. Работа с родителями и педагогическим составом" https://www.youtube.com/watch?v=RbY6zerS0GU Елена Акулова Вебинар Безречевой ребенок идет в детский сад. Как помочь адаптироваться? https://www.youtube.com/watch?v=abSZeJKHfTA 7 вопросов мамы об адаптации к детскому саду. Вебинар Катерины Сорокиной https://www.youtube.com/watch?v=n5EtD1G6se0 |
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
игр в адаптационный период с детьми 1-2 лет
№ | Название игры | Цель | Дата |
1 | БОЖЬИ КОРОВКИ | снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности. | сентябрь |
2 | ЛИСТОПАД | снятие мышечного напряжения выразительности движений произвольности. | сентябрь |
3 | МЯЧИКИ | развитие выразительности движений произвольности и речи. | октябрь |
4 | Потешка «КАРУСЕЛИ» | развитие выразительности движений произвольного контроля речи сплоченности. | октябрь |
5 | Потешка «СНЕГОВИК» | развитие выразительности движений произвольного контроля. | ноябрь |
6 | ЛИСА И ЗАЙЦЫ | развитие выразительности движений произвольного контроля. | ноябрь |
7 | Потешка «ПУЗЫРИ» | развитие выразительности движений произвольного контроля. | декабрь |
8 | ПУЗЫРЬ | развитие выразительности движений произвольного контроля. | декабрь |
9 | Потешка «МУЗЫКАНТЫ» | развитие выразительности движений произвольности. | январь |
10 | Промежуточная диагностика | изучение адаптации детей к условиям детского сада, коррекция дальнейшей работы | январь |
11 | МИШУТКА | развитие эмпатии, выразительности движений произвольности и речи. | февраль |
12 | Потешка «СНЕГ» | развитие выразительности движений произвольности и речи. | февраль |
13 | НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА | развитие выразительности движений произвольности и речи. | март |
14 | МЫШКИ И ЧАСЫ . | развитие выразительности движений, чувства ритма произвольности и речи. | март |
15 | КОШКА И КОТЯТА | развитие выразительности движений произвольности и речи. | апрель |
16 | ДОЖДИК И СОЛНЫШКО | развитие выразительности движений произвольности сплочения. | апрель |
17 | ПОКРУЖИМСЯ | развитие выразительности движений произвольности. | май |
18 | Итоговая диагностика | Подведение итогов | май |
Итого 18ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для успешной адаптации детей от 1,6 до 3 лет.
Данная статья поможет молодым специалистам создать в группе благоприятную атмосферу, для прохождения адаптации детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-114065-1360070947.jpg)
Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-514396-1415045718.jpg)
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-395703-1474657803.jpg)
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1113306-1585659250.jpg)
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ»
Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Некоторые дети ведут себя спокойно, а другие – неутешно плачут, как т...