Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"
консультация
В данном материале педагоги ознакомятся с поло-ролевым воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности – сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё <<как будто>>, <<понарошку>>, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к бедующей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не <<коллективная проработка знаний>>, а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои поло ролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе – дополнять, а не дублировать друг друга- воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:
- понимает специфические задачи игры;
- осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
- избегает позиции учителя, предпочитая позицию <<играющего тренера>>, не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;
- ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле поло ролевого поведения ребёнка;
- организует сюжетно-ролевую игру в небольших разно половых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;
- знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постоянно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.
Степень усвоения ребёнком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры.
Выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.
1. Этап условных игровых действий, для которых характерен выбор одно тёмного одного персонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умываете, одевает, говорит ласковые слова, идёт с ней гулять и т.д.).
2. Этап много персонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей).
Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры <<Семья>>, <<Папа на работе>>, <<Мама на работе>> и т. д.
3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.
Формирование позитивного поло ролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становиться иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом.
Однако без помощи взрослых дети ещё не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие: социально-личностное воспитание через сюжетно-ролевую игру. Картотека игр.
Социально-личностное развитие детей через игру...
Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"
В данном материале педагоги ознакомятся с поло-ролевым воспитанием....
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...
Консультация для педагогов "Гендерное (полоролевое) воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для педагоговГендерное (полоролевое) воспитаниедетей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в игре»
консультация для педагогов...
Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
консультация...
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА Как непрерывное образование в экологическом воспитании детей Сюжетно-ролевая игра.
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском ...