Экспериментальная деятельность "Наш друг -Летунчик"
план-конспект занятия (старшая группа)

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности              

  «Наш друг Летунчик».

Задачи: расширять знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха,  его свойствами.  Развивать навыки проведения опытов и умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Оборудование и материалы: игровой персонаж Летунчик (воздушный шар); полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, стаканчики с мыльным раствором, трубочки для коктейля по количеству детей; песочные часы; пластмассовые шарики, бутылочки закрытые, таз.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас  в лабораторию. Но чтобы в нее войти нужно отгадать загадку: «Он такой большой, что занимает весь мир. Он такой маленький, что в любую щель залезет».

Верно, это воздух. На этом занятии мы поговорим с вами о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые. Проходите в лабораторию.(дети проходят в лабораторию).

- Ребята, кто из вас видел воздух (ответы детей). Эта комната наполнена воздухом, но я всех вас хорошо вижу. А вы меня? Раз мы его не видим, значит, воздух какой?  (невидимый, прозрачный)

Опыт№1 «Воздух можно поймать»

Воспитатель. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Ничего нет, он пустой.) Видите, какой он тоненький, а теперь я его расправлю, встряхну и закручу. Что случилось с пакетом? (Он надулся, стал похож на воздушный шарик.)  Воздух занял все место в пакете. Попробуйте сами поймать воздух.

Воспитатель. Теперь раскрутите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем не стало воздуха)

Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный. Для того, чтобы его увидеть, надо его «поймать». Мы смогли это сделать? Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Куда еще можно «запереть» воздух? (в надувные игрушки, круги, надувные матрасы и т.д.)

Опыт №2: «Воздух легкий».

Воспитатель. Скажите, ребята, зачем нужны детские спасательные нарукавники, спасательные круги и надувные матрасы? (Для того, чтобы можно было плавать и не тонуть). Почему они держаться на воде и не тонут? (Они наполнены воздухом).

   Возьмем таз с водой, опустим туда шарик. Что происходит? (Шарик плавает сверху) Теперь опустим бутылочку. Что случилось? (она утонула)

   Выньте бутылочку, вылейте воду, закройте бутылочку пробкой и снова опустите в воду. Что видите? (Бутылочка плавает сверху) Почему? В первый раз бутылочка наполнилась водой, воздух из нее вышел, и бутылочка утонула, потому, что вода тяжелая. Во второй раз мы в бутылочку запустили воздух, бутылочка, как и шарик, плавает сверху. Значит воздух какой? (Легкий)

В комнате появляется Летунчик – шарик с нарисованными глазами, носом, улыбкой.

Летунчик. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Летунчик. Как вы думаете, почему? (Умеет летать) Верно, я очень легкий  и умею летать. А что сделало меня таким легким? (Воздух). Да, меня наполнили воздухом. Хотите поиграть со мной? Стоит только до меня легонько дотронуться пальцем, и я полечу! Только ударять по мне не надо. Это мне не нравиться.

Физкультминутка « Игра с Летунчиком»

Летунчик. Ребята, вы, я слышал, говорили о воздухе, о том, что его можно поймать, что он легкий.

Воздух есть везде.  Даже там, где кажется, что ничего нет, на самом деле спрятался воздух. Интересно, внутри людей есть воздух?

Опыт№3: «Воздух внутри человека».

Воспитатель. Возьмите стаканчики и трубочки, опустите трубочку в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (выходят пузырьки)

Летунчик. Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Вы подули в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, вы сначала вдыхаете новый воздух, а потом выдыхаете через трубочку, и получаются пузырьки. Как же воздух попадает в вас? (Через нос)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, могли бы мы прожить без воздуха? Всему живому на земле – людям, растениям, животным – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

Опыт№4: «Сколько можно прожить без воздуха»

Воспитатель. Как долго можно продержаться без воздуха? Посмотрите, это песочные часы, они отсчитывают одну минуту. Как только я переверну часы, зажмите нос и постарайтесь не дышать.

Вот видите, даже весь песок не успел пересыпаться, а вы уже стали задыхаться, не смогли прожить без воздуха даже одну минуту.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас.

Опыт №5: «Воздух не пахнет»

Воспитатель. Ребята, понюхайте воздух. Сам воздух пахнет? (нет) как же получается, что когда пекут пирожки, мы чувствуем запах?. Но как мы знаем, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам запаха не имеет.

   Игра «Ловим запахи»

Дети угадывают вдыхаемые запахи аромамасел.

Опыт №6: «Воздух можно услышать»

Воспитатель. Возьмите воздушный шарик, надуйте его, а потом отпустите. Что вы услышали? (Шипение) Откуда этот звук ? (воздух с силой вырвался из шарика, мы его услышали).

Итог занятия

Летунчик. Как интересно! Как много сегодня вы узнали о воздухе. Сы узнали о том, что

- воздух нас окружает постоянно;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- воздух невидим, но его можно поймать;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запаха;

- без воздуха невозможно жить; воздух можно услышать.

Предлагаю Летунчика взять с собой на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и на...

Конспект дидактической игры «Как органы человека помогают друг другу» по опытно-экспериментальной деятельности

Конспект  дидактической игры«Как органы человека помогают друг другу»по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других …

В этой статье представлен материал из опыта работы ОУ по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, Н.В. Тарасова)....

Экспериментально – исследовательский проект «ЛУК – ЗЕЛЁНЫЙ ДРУГ»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.  Продолжительность: среднесрочный  (с 24.11.15г – 28.12.15г) Место проведения: вторая младшая группа детского с...

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе "Соль - наш друг"

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе "Соль - наш друг" ...

Проект по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Огонь друг или враг» Авторы: Кузьмина Елена Геннадьевна воспитатель Ι категории Власьева Галина Анатольевна инструктор по физической культуре

Актуальность: Основы безопасной жизнедеятельности важный аспект в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В своей работе мы хотели познакомить детей с правилами поведения при чрезвычайных си...