Рабочая Программа воспитания ДОУ
рабочая программа

Татьяна Петрова Александровна

Материал полезен для старших воспитателей и методистов дошкольного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  Программа воспитания МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара

Старший воспитатель

Петрова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»¹.

             В основе процесса воспитания детей в ДОУ  лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Основные понятия, используемые в Программе

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.

Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы воспитания.

Цель Программы воспитания: личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

-  овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

-  приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

     Задачи воспитания формируются для каждого возрастного Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Основные направления

воспитания

Задачи (с 2 до 3 лет)

Патриотическое

Воспитывать внимательное отношение к родителям, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).   Формировать у  детей положительное отношение к  детскому саду, доверие и любовь детей к своим воспитателям и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Социальное

Формировать у детей элементарные представления о себе.  Способствовать формированию у детей опыта поведения среди сверстников, накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений: играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.  Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Формировать элементарные представления о  том, что хорошо и что плохо.  Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей.

Познавательное

Поощрять проявления интереса ребенка к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Создавать условия, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности.

Физическое и оздоровительное

Способствовать формированию элементарных навыков самообслуживания; воспитывать  стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания, к опрятности.

Формировать первичные элементарные правила о безопасности собственной жизнедеятельности в быту, ДОУ, на улице, на  природе.

Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях.

Трудовое воспитание

Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий совместно с  взрослым и  под его контролем, оказывать посильную помощь. Формировать  стремление поддерживать  элементарный порядок в окружающей обстановке. Воспитание  культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

Этико-эстетическое

Воспитывать  у детей интерес к эстетической стороне действительности, к разным видам и жанрам искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества, художественного вкуса.

Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности.

Основные направления

воспитания

Задачи (с 3 до 8 лет)

Патриотическое

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Воспитывать любовь к  родному краю; уважение к нашей Родине — России, к государственным символам. Воспитание интереса и уважения к народам, населяющим  Россию, к армии. Формировать  чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Социальное

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил. Развивать стремление и  умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье, любовь и  уважение к  родителям. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.

Познавательное

Формировать познавательные действия. Развивать воображение, внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы. Формировать первичные представления об окружающем мире, элементарные  естественнонаучные представления.

Воспитывать желание участвовать в  совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда и  творчества. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда и на занятиях творчеством.

Физическое и оздоровительное

Воспитывать привычку правильно умываться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Способствовать формированию осознанной привычки мыть руки перед едой и по мере загрязнения. Воспитывать привычку правильно вести себя за столом., аккуратно пользоваться столовыми приборами; привычку следить за чистотой одежды и обуви, замечать и  устранять непорядок в  своем внешнем виде. .Формировать стремление соблюдения правил безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Формировать потребность в  ежедневной двигательной деятельности.

Трудовое воспитание

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к  труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Воспитывать самостоятельность и  ответственность, умение доводить начатое дело до  конца. Воспитывать ценностное отношение к  собственному труду,  уважение к результатам труда и творчества сверстников. его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Этико-эстетическое

Развивать эстетическое восприятие, интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Воспитывать художественный вкус, эстетическое отношение к  окружающему, к  искусству и  художественной деятельности. Способствовать формированию желания

самостоятельно создавать художественные образы в  разных видах деятельности. Поощрять активное участие детей в  художественной деятельности по  собственному желанию и  под руководством взрослого.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы.

     Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма (гуманности). Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие;

 - принцип субъектности и личностно-центрированного подхода. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; - принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности;

-  принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

- принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы  соответствуют возрастным особенностям ребенка;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.;

- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип инклюзии. Все участники воспитательного процесса доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействуют с другими людьми, в том числе, с представителями различных культур, возрастов, людей с ОВЗ.

Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.2.1. Уклад образовательной организации

     Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

     Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.

     Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).    

     Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.  Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра  широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство воспитания в разных организационных формах. Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок, в вечерний отрезок времени) в помещениях и на свежем воздухе. Организованное проведение совместной деятельности обеспечивается непосредственным руководством со стороны воспитателя. Воспитательный процесс в группе организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка.

В  группе организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач.

Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края является мини-музей.

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ

Процесс воспитания детей связан с деятельностью разных видов общностей (детских, детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных).

  • Профессиональная общность – сотрудников ДОУ.  Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Детская общность.

Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

1.2.4. Социокультурный контекст. Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

  предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей)

 

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направления

воспитания

Ценности

Показатели

 

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знания

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления

воспитания

Ценности

Показатели

 

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основными составляющими воспитательного процесса в ДОУ являются направления развития детей , которые предусматривает ФГОС ДО:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Задачи патриотического воспитания:

1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа.

2. Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3. Воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

4. Воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Основные направления воспитательной работы при реализации указанных задач:

  • ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
  • формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания.

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

2.  Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3.  Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатели ДОУ организуют работу по следующим направлениям воспитательной работы:

  • организовывают сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывают у детей навыки поведения в обществе;
  • учат детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учат детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывают коллективные проекты заботы и помощи;
  • создают доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Задачи познавательного направления воспитания:

1. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.

2. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.

3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

      Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов, (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

1.  Обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка.

2. Закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды.

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям.

4. Формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.

5. Организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня.

6. Воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;   введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатели ДОУ сосредоточивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется  в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд.

Можно выделить основные задачи трудового воспитания:

1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатели ДОУ  организуют  работу в  нескольких направлениях воспитательной работы: 

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

1. Формирование культуры общения, поведения, этических представлений.

2. Воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека.

3.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми.

4. Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.

5. Развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности.

6. Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатели ДОУ  работают в нескольких  направлениях воспитательной работы:

  • учат детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывают культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывают культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывают культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

Образовательные программы ДОУ направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей на основе специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Результаты достижений по целевым ориентирам

Дети группы  традиционно принимает участие в воспитательно значимых проектах различного уровня представительства.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.

Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела.

Формы взаимодействия с родителями.

Информационно-аналитические формы

Анкетирование

Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

Опрос

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.

Интервью и беседа

Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).

 

Познавательные формы

 

Практикум

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Дискуссия

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры.

Круглый стол

Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.

Педагогический совет с участием родителей

Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей

Педагогическая лаборатория

Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях

Общее родительское собрание

Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания, оздоровления и развития детей

Групповые родительские собрания

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

Родительский тренинг

Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным

Педагогическая беседа

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи

Дни добрых дел

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию

 

Досуговые формы

 

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)

Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Совместные походы и экскурсии

Укрепляют детско-родительские отношения.

 

 

Наглядно-информационные формы

 

Информационно-

ознакомительные

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно-просветительские

Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях  воспитания детей дошкольного возраста: организация тематических выставок, информационные стенды, фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:

1. Создание уклада ДОУ.

2.Обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-. пространственной среды;

3. Оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы в ДОУ:

Проекты. 

Совместные игры. 

Творческие конкурсы и  соревнования. 

Праздники и развлечения.  

Фольклорные мероприятия. 

Социальные и экологические акции. 

Спортивные и оздоровительные мероприятия. 

3.3. Организация предметно-пространственной среды.

Уклад ДОУ направлен на современный уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

 Предметно-развивающая среда создается творческими усилиями педагогов, сотрудников, родителей и соответствует их интересам и потребностям. В группе ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:

  • условия для развития игровой деятельности (Центр игры уголки в соответствии с возрастом детей);
  • условия для развития технического творчества для самостоятельной конструктивно-технической деятельности ребенка;
  • условия для развития двигательной активности детей (Центр физической культуры);
  • условия для коррекционной работы в группах компенсирующего вида (коррекционные уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи);  
  • условия для развития детского творчества (центр изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
  • условия для воспитания экологической культуры (Центр природы и детского экспериментирования);
  • условия для развития познавательной активности и речи (пособия и материалы).

В группе имеется центр патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с посёлком, городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания; мини-музей.

Календарный план воспитательной работы МБДОУ

«Детский сад №411» г.о. Самара

План составляется на каждый учебный год.

За основу берутся  традиционные мероприятия, связанные с воспитанием. Это наши праздники: Осенины, Новый год, День Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы и др. А также мероприятия  с учетом   комплексно-тематического планирования, годового календаря и др.

Тематика мероприятий  единая для всего ДОУ. Меняются задачи и формы проведения в соответствии с возрастом.

План может корректироваться в любой момент в зависимости от текущей ситуации.

Мероприя-тие

Сроки

проведе-ния

Возраст детей

Форма проведения мероприятия

Задачи

Ответственные

День Знаний

Сентябрь

6-7 лет

Развлечение «Нам звонок о школе расскажет»

воспитывать коммуникативные качества, укреплять дружеские отношения, уважение к взрослым,

Воспитатели, музыкальные руководители

День работников дошкольного образования

Сентябрь

3-7 лет

Литературно-музыкальная композиция  для воспитателей

формировать уважительное отношение к труду дошкольных работников         

Воспитатели, музыкальные руководители

День солидарности в борьбе с терроризмом

Сентябрь

6-7 лет

Просмотр презентаций «Нет терроризму!»

Тематическая беседа «День солидарности в борьбе с терроризмом»

содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов 

Воспитатели

День пожилого человека

Октябрь

3-7 лет

коллективное творческое поздравление в формате плаката, открытки  для бабушек и дедушек «Возраст  осени – ты дорог и прекрасен»

Воспитывать  уважение к пожилым людям, прививать способность к сопереживанию, желание оказывать помощь пожилым людям

Воспитатели

День безопаснос-ти

Октябрь

3-7 лет

Досуг «Внимание, дорога!»

Просмотр презентаций «Осторожно, дорога!»

Воспитывать культуру поведения на улице, бережное отношение к своему здоровью, чувство самосохранения.

Воспитатели

Всемирный день защиты животных

Октябрь

3-7 лет

Викторина «В мире животных»

Досуг «Кошки и собаки – наши верные друзья»

Воспитывать любовь к четвероногим друзьям, заботливое отношение к ним, желание помогать в трудных условиях

Воспитатели

Осенины

Ноябрь

2-7 лет

Праздник, образовательное событие.

Развитие интереса у детей к сезонным изменениям родной природы, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. 

Воспитатели, музыкальные руководители,

День народного единства

Ноябрь

6-7 лет

Подвижные игры народов России

Развлечение «Моя страна»

Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, воспитывать уважение к другим народам и культурам

Воспитатели, инструктор по физической культуре

День матери

Ноябрь

2-7 лет

Концерт для мам «Мама – лучший друг»

Спортивные соревнования (с участием мам)

Формирование уважительного отношения к маме, умение выразить ей свою любовь словами и действиями

Воспитатели, музыкальные руководители,

инструктор по физической культуре

Международный день толерант-ности

Ноябрь

6-7 лет

Тематическое занятие «Волшебная страна Толерантности»

Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, воспитание доброго отношения к близким

Воспитатели

День Конститу-ции

Декабрь

6-7 лет

Праздник «День Конституции» просмотр презентаций «Государственные праздники РФ», «Что мы знаем о народах РФ»

Развивать чувство патриотизма, гордости и любви за свою Родину. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации

воспитатели

Новый год

Январь

2-7 лет

Праздник

Формирование музыкальной культуры и вкуса, обогащение духовного мира детей, воспитание  чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми;

Воспитатели, музыкальные руководители

Междуна-родный день «спасибо»

Январь

2-7 лет

Игровое развлечение «Правила вежливых ребят»

Досуг  «Праздник вежливости»

Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми

воспитатели

День защитника Отечества

Февраль

5-7 лет

Конкурсная программа «А ну-ка, папы!»

Спортивное развлечение «Сильные, ловкие, смелые»

Пропаганда интереса и уважения к защитникам Отечества, воспитание в детях интереса к отечественной истории

Воспитатели, музыкальные руководители,

инструктор по физической культуре

Масленица

Февраль

3-7 лет

Театрализованное развлечение «Широкая масленица»

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре

Воспитатели, музыкальные руководители

Междуна-родный Женский День

Март

3-7

Праздник

Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям -   мамам, бабушкам, к женщине в целом, укрепление детско-родительских отношений.

Воспитатели, музыкальные руководители

День доброты

Март

2-7 лет

Тематическое занятие «Урок доброты»

Досуг «Дарите детям доброту!»

Просмотр развивающих мультфильмов «Уроки доброты»

Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков во благо других детей

Воспитатели

Всемирный день Земли и водных ресурсов

Март

5-7 лет

Праздник «Да здравствует вода!»

Викторина «Наш дом – Земля»

Путешествие по экологической тропе

Развлечение «Путешествие капельки»

Воспитывать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает

Воспитатели

Междуна-родный день театра

Март

2-7 лет

Музыкально-театрализованные представления (по возрастам)

Формировать общую культуру детей, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру

Воспитатели, музыкальные руководители

Неделя детской и юношеской книги

Март

2-7 лет

Просмотр мультфильмов по произведениям А. Барто.

Конкурс чтецов «Любимые стихотворения»

Совместное мероприятие с детской библиотекой «Берегите и любите книгу»

Воспитывать бережное отношение к книгам

Воспитатели

День смеха

Апрель

5-7 лет

Конкурсная программа «Праздник-безобразник»

Воспитывать доброжелательные отношения, создать положительное настроение

Воспитатели

День космонав-тики

Апрель

6-7 лет

Квест-игра «Поможем Белке и Стрелке»

Воспитывать чувство гордости за наших космонавтов, за свою страну

Воспитатели

Веснянка

Апрель

3-7 лет

Праздник

Развитие интереса у детей к сезонным изменениям родной природы, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. 

Воспитатели, музыкальные руководители

Светлая Пасха

Апрель

3-7 лет

Пасхальные подвижные игры

Развлечение «Пасху радостно встречаем»

приобщать детей к обычаям и традициям русского народа, воспитывать уважительное отношение к национальному наследию.

Воспитатели, музыкальные руководители

День пожарной охраны

Май

5-7 лет

Физкультурный досуг «Пожарные спасатели»

Игровая программа «Правила пожарной безопасности»

Воспитывать уважение к труду пожарников, желание соблюдать правила  пожарной безопасности

Воспитатели, инструктор по физической культуре

День Победы

Май

6-7 лет

Акция памяти «Возложение цветов к мемориалу»

Просмотр презентаций.

Совместная акция с детской библиотекой «Читаем детям о войне»

Формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к ветеранам

Воспитатели, музыкальные руководители

Междуна-родный день семьи

Май

3-7 лет

Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, умение проявлять заботу о родных людях

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Междуна-родный день музеев

Май

5-7 лет

Просмотр презентации «Эти разные музеи»

Развлечение «В гостях у старинных вещей»

Экскурсия в музей совместно с родителями

Воспитывать интерес к музейному делу, патриотические чувства

Воспитатели

День защиты детей

Июнь

Музыкально-спортивный праздник

Развивать доброжелательные отношения между детьми.

Воспитывать чувства взаимопомощи ,взаимовыручки и коллективизма

Воспитатели, музыкальные руководители,

инструктор по физической культуре

День России

Июнь

дети старшего дошкольного возраста

Досуг «Люблю тебя, моя Россия»

Воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству.

Воспитатели, музыкальные руководители,

инструктор по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...