Рабочая Программа воспитания ДОУ
рабочая программа
Материал полезен для старших воспитателей и методистов дошкольного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая Программа воспитания МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара
Старший воспитатель
Петрова Татьяна Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»¹.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы воспитания.
Цель Программы воспитания: личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Основные направления воспитания | Задачи (с 2 до 3 лет) |
Патриотическое | Воспитывать внимательное отношение к родителям, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Формировать у детей положительное отношение к детскому саду, доверие и любовь детей к своим воспитателям и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Формировать бережное отношение к окружающей природе. |
Социальное | Формировать у детей элементарные представления о себе. Способствовать формированию у детей опыта поведения среди сверстников, накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений: играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. |
Познавательное | Поощрять проявления интереса ребенка к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Создавать условия, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. |
Физическое и оздоровительное | Способствовать формированию элементарных навыков самообслуживания; воспитывать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания, к опрятности. Формировать первичные элементарные правила о безопасности собственной жизнедеятельности в быту, ДОУ, на улице, на природе. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях. |
Трудовое воспитание | Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий совместно с взрослым и под его контролем, оказывать посильную помощь. Формировать стремление поддерживать элементарный порядок в окружающей обстановке. Воспитание культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания |
Этико-эстетическое | Воспитывать у детей интерес к эстетической стороне действительности, к разным видам и жанрам искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества, художественного вкуса. Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности. |
Основные направления воспитания | Задачи (с 3 до 8 лет) |
Патриотическое | Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Воспитывать любовь к родному краю; уважение к нашей Родине — России, к государственным символам. Воспитание интереса и уважения к народам, населяющим Россию, к армии. Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны. |
Социальное | Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и правил. Развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. |
Познавательное | Формировать познавательные действия. Развивать воображение, внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы. Формировать первичные представления об окружающем мире, элементарные естественнонаучные представления. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда и творчества. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда и на занятиях творчеством. |
Физическое и оздоровительное | Воспитывать привычку правильно умываться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Способствовать формированию осознанной привычки мыть руки перед едой и по мере загрязнения. Воспитывать привычку правильно вести себя за столом., аккуратно пользоваться столовыми приборами; привычку следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде. .Формировать стремление соблюдения правил безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. |
Трудовое воспитание | Приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, уважение к результатам труда и творчества сверстников. его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд. |
Этико-эстетическое | Развивать эстетическое восприятие, интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Воспитывать художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Способствовать формированию желания самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. |
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма (гуманности). Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие;
- принцип субъектности и личностно-центрированного подхода. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; - принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы соответствуют возрастным особенностям ребенка;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзии. Все участники воспитательного процесса доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействуют с другими людьми, в том числе, с представителями различных культур, возрастов, людей с ОВЗ.
Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство воспитания в разных организационных формах. Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок, в вечерний отрезок времени) в помещениях и на свежем воздухе. Организованное проведение совместной деятельности обеспечивается непосредственным руководством со стороны воспитателя. Воспитательный процесс в группе организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка.
В группе организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края является мини-музей.
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Процесс воспитания детей связан с деятельностью разных видов общностей (детских, детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных).
- Профессиональная общность – сотрудников ДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Детская общность.
Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
1.2.4. Социокультурный контекст. Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:
− предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
− культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
− свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей)
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направления воспитания | Ценности | Показатели
|
Патриотическое | Родина, природа | Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. |
Познавательное | Знания | Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. |
Трудовое | Труд | Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. |
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления воспитания | Ценности | Показатели
|
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знания | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. |
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основными составляющими воспитательного процесса в ДОУ являются направления развития детей , которые предусматривает ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
4. Воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Основные направления воспитательной работы при реализации указанных задач:
- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания.
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатели ДОУ организуют работу по следующим направлениям воспитательной работы:
- организовывают сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывают у детей навыки поведения в обществе;
- учат детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
- учат детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
- организовывают коллективные проекты заботы и помощи;
- создают доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
Задачи познавательного направления воспитания:
1. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.
2. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.
3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов, (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
1. Обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка.
2. Закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды.
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям.
4. Формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.
5. Организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня.
6. Воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатели ДОУ сосредоточивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания:
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатели ДОУ организуют работу в нескольких направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
1. Формирование культуры общения, поведения, этических представлений.
2. Воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека.
3.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми.
4. Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.
5. Развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности.
6. Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатели ДОУ работают в нескольких направлениях воспитательной работы:
- учат детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
- воспитывают культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывают культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
- воспитывают культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Образовательные программы ДОУ направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Результаты достижений по целевым ориентирам
Дети группы традиционно принимает участие в воспитательно значимых проектах различного уровня представительства.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела.
Формы взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические формы | |
Анкетирование | Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. |
Интервью и беседа | Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). |
Познавательные формы
| |
Практикум | Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. |
Дискуссия | Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры. |
Круглый стол | Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. |
Педагогический совет с участием родителей | Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей |
Педагогическая лаборатория | Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях |
Общее родительское собрание | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания, оздоровления и развития детей |
Групповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
Родительский тренинг | Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным |
Педагогическая беседа | Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
Дни добрых дел | Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию |
Досуговые формы
| |
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. |
Совместные походы и экскурсии | Укрепляют детско-родительские отношения. |
Наглядно-информационные формы
| |
Информационно- ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. |
Информационно-просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания детей дошкольного возраста: организация тематических выставок, информационные стенды, фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. |
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
1. Создание уклада ДОУ.
2.Обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-. пространственной среды;
3. Оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы в ДОУ:
Проекты.
Совместные игры.
Творческие конкурсы и соревнования.
Праздники и развлечения.
Фольклорные мероприятия.
Социальные и экологические акции.
Спортивные и оздоровительные мероприятия.
3.3. Организация предметно-пространственной среды.
Уклад ДОУ направлен на современный уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда создается творческими усилиями педагогов, сотрудников, родителей и соответствует их интересам и потребностям. В группе ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
- условия для развития игровой деятельности (Центр игры уголки в соответствии с возрастом детей);
- условия для развития технического творчества для самостоятельной конструктивно-технической деятельности ребенка;
- условия для развития двигательной активности детей (Центр физической культуры);
- условия для коррекционной работы в группах компенсирующего вида (коррекционные уголки в группах, содержащие игры и пособия по всем разделам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи);
- условия для развития детского творчества (центр изобразительной и конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности детей);
- условия для воспитания экологической культуры (Центр природы и детского экспериментирования);
- условия для развития познавательной активности и речи (пособия и материалы).
В группе имеется центр патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с посёлком, городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания; мини-музей.
Календарный план воспитательной работы МБДОУ
«Детский сад №411» г.о. Самара
План составляется на каждый учебный год.
За основу берутся традиционные мероприятия, связанные с воспитанием. Это наши праздники: Осенины, Новый год, День Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы и др. А также мероприятия с учетом комплексно-тематического планирования, годового календаря и др.
Тематика мероприятий единая для всего ДОУ. Меняются задачи и формы проведения в соответствии с возрастом.
План может корректироваться в любой момент в зависимости от текущей ситуации.
Мероприя-тие | Сроки проведе-ния | Возраст детей | Форма проведения мероприятия | Задачи | Ответственные |
День Знаний | Сентябрь | 6-7 лет | Развлечение «Нам звонок о школе расскажет» | воспитывать коммуникативные качества, укреплять дружеские отношения, уважение к взрослым, | Воспитатели, музыкальные руководители |
День работников дошкольного образования | Сентябрь | 3-7 лет | Литературно-музыкальная композиция для воспитателей | формировать уважительное отношение к труду дошкольных работников | Воспитатели, музыкальные руководители |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Сентябрь | 6-7 лет | Просмотр презентаций «Нет терроризму!» Тематическая беседа «День солидарности в борьбе с терроризмом» | содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов | Воспитатели |
День пожилого человека | Октябрь | 3-7 лет | коллективное творческое поздравление в формате плаката, открытки для бабушек и дедушек «Возраст осени – ты дорог и прекрасен» | Воспитывать уважение к пожилым людям, прививать способность к сопереживанию, желание оказывать помощь пожилым людям | Воспитатели |
День безопаснос-ти | Октябрь | 3-7 лет | Досуг «Внимание, дорога!» Просмотр презентаций «Осторожно, дорога!» | Воспитывать культуру поведения на улице, бережное отношение к своему здоровью, чувство самосохранения. | Воспитатели |
Всемирный день защиты животных | Октябрь | 3-7 лет | Викторина «В мире животных» Досуг «Кошки и собаки – наши верные друзья» | Воспитывать любовь к четвероногим друзьям, заботливое отношение к ним, желание помогать в трудных условиях | Воспитатели |
Осенины | Ноябрь | 2-7 лет | Праздник, образовательное событие. | Развитие интереса у детей к сезонным изменениям родной природы, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. | Воспитатели, музыкальные руководители, |
День народного единства | Ноябрь | 6-7 лет | Подвижные игры народов России Развлечение «Моя страна» | Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, воспитывать уважение к другим народам и культурам | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
День матери | Ноябрь | 2-7 лет | Концерт для мам «Мама – лучший друг» Спортивные соревнования (с участием мам) | Формирование уважительного отношения к маме, умение выразить ей свою любовь словами и действиями | Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре |
Международный день толерант-ности | Ноябрь | 6-7 лет | Тематическое занятие «Волшебная страна Толерантности» | Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, воспитание доброго отношения к близким | Воспитатели |
День Конститу-ции | Декабрь | 6-7 лет | Праздник «День Конституции» просмотр презентаций «Государственные праздники РФ», «Что мы знаем о народах РФ» | Развивать чувство патриотизма, гордости и любви за свою Родину. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации | воспитатели |
Новый год | Январь | 2-7 лет | Праздник | Формирование музыкальной культуры и вкуса, обогащение духовного мира детей, воспитание чувства единства, взаимодействия между взрослыми и детьми; | Воспитатели, музыкальные руководители |
Междуна-родный день «спасибо» | Январь | 2-7 лет | Игровое развлечение «Правила вежливых ребят» Досуг «Праздник вежливости» | Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми | воспитатели |
День защитника Отечества | Февраль | 5-7 лет | Конкурсная программа «А ну-ка, папы!» Спортивное развлечение «Сильные, ловкие, смелые» | Пропаганда интереса и уважения к защитникам Отечества, воспитание в детях интереса к отечественной истории | Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре |
Масленица | Февраль | 3-7 лет | Театрализованное развлечение «Широкая масленица» | Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре | Воспитатели, музыкальные руководители |
Междуна-родный Женский День | Март | 3-7 | Праздник | Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам, к женщине в целом, укрепление детско-родительских отношений. | Воспитатели, музыкальные руководители |
День доброты | Март | 2-7 лет | Тематическое занятие «Урок доброты» Досуг «Дарите детям доброту!» Просмотр развивающих мультфильмов «Уроки доброты» | Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков во благо других детей | Воспитатели |
Всемирный день Земли и водных ресурсов | Март | 5-7 лет | Праздник «Да здравствует вода!» Викторина «Наш дом – Земля» Путешествие по экологической тропе Развлечение «Путешествие капельки» | Воспитывать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает | Воспитатели |
Междуна-родный день театра | Март | 2-7 лет | Музыкально-театрализованные представления (по возрастам) | Формировать общую культуру детей, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру | Воспитатели, музыкальные руководители |
Неделя детской и юношеской книги | Март | 2-7 лет | Просмотр мультфильмов по произведениям А. Барто. Конкурс чтецов «Любимые стихотворения» Совместное мероприятие с детской библиотекой «Берегите и любите книгу» | Воспитывать бережное отношение к книгам | Воспитатели |
День смеха | Апрель | 5-7 лет | Конкурсная программа «Праздник-безобразник» | Воспитывать доброжелательные отношения, создать положительное настроение | Воспитатели |
День космонав-тики | Апрель | 6-7 лет | Квест-игра «Поможем Белке и Стрелке» | Воспитывать чувство гордости за наших космонавтов, за свою страну | Воспитатели |
Веснянка | Апрель | 3-7 лет | Праздник | Развитие интереса у детей к сезонным изменениям родной природы, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. | Воспитатели, музыкальные руководители |
Светлая Пасха | Апрель | 3-7 лет | Пасхальные подвижные игры Развлечение «Пасху радостно встречаем» | приобщать детей к обычаям и традициям русского народа, воспитывать уважительное отношение к национальному наследию. | Воспитатели, музыкальные руководители |
День пожарной охраны | Май | 5-7 лет | Физкультурный досуг «Пожарные спасатели» Игровая программа «Правила пожарной безопасности» | Воспитывать уважение к труду пожарников, желание соблюдать правила пожарной безопасности | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
День Победы | Май | 6-7 лет | Акция памяти «Возложение цветов к мемориалу» Просмотр презентаций. Совместная акция с детской библиотекой «Читаем детям о войне» | Формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к ветеранам | Воспитатели, музыкальные руководители |
Междуна-родный день семьи | Май | 3-7 лет | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, умение проявлять заботу о родных людях | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Междуна-родный день музеев | Май | 5-7 лет | Просмотр презентации «Эти разные музеи» Развлечение «В гостях у старинных вещей» Экскурсия в музей совместно с родителями | Воспитывать интерес к музейному делу, патриотические чувства | Воспитатели |
День защиты детей | Июнь | Музыкально-спортивный праздник | Развивать доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать чувства взаимопомощи ,взаимовыручки и коллективизма | Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре | |
День России | Июнь | дети старшего дошкольного возраста | Досуг «Люблю тебя, моя Россия» | Воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. | Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания
В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания....
Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...
Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...