Сюжетно- ролевые игры в дошкольном детстве
статья
Сюжетно- ролевые игры в дошкольном детстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-_rolevaya_igra.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дудник Н.Л., воспитатель дошкольного отделения
ГБОУ СОШ №619 Калининского района
г. Санкт -Петербурга
Сюжетно- ролевые игры в дошкольном детстве
В далекие времена великий философ Платон писал: "...Человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. Их воспитатель должен каждому их них дать небольшие орудия- подобия настоящих. Точно также пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например пусть строителя научит измерять и пользоваться правилом, воина - ездить верхом и так далее, все это путем игры... "
Игра - это то, что важно, полезно и необходимо для развития самостоятельной деятельности детей, это радость, познание окружающего мира, развитие связной и диалогической речи, это творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольников. В игре формируется практическое и произвольное мышление, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольники воспроизводят быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В сюжетно-ролевых играх дети учатся подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. В игре каждый ребенок начинает чувствовать себя частью детского коллектива, учится оценивать свои поступки и поступки своих сверстников. Игра помогает сплотить детский коллектив.
Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Эмоциональное развитие детей. Игра ребенка очень богата эмоциями. Многие психологи задавались вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель переживает, успеет ли он доставить груз в нужное время.
Выготский Л. С. отмечал, пусть ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Лиза — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой , маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает полицейскому, он восхищен и мечтает стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей.
Развитие игрового творчества сказывается ив том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. У детей с задержкой в речевом развитии слабое воображение.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.
Для успешного развития самостоятельной деятельности благодаря которой происходит всестороннее развитие детей дошкольного возраста, обучение детей сюжетно-ролевым играм должно начинаться с раннего возраста. Полноценное развитие игры дошкольников зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего детства. У детей к трем годам необходимо сформировать азы сюжетной игры- умение осуществлять разные игровые действия. Освоить игровые действия ребенок может играя с воспитателем и родителем и только потом ребенок легко может применить полученные умения во взаимодействии со сверстниками.
Перспективное планирование игровой деятельности необходимо осуществлять на основе определения педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры, исходя из своего опыта и знаний, в также предполагая перспективу развития таких действий на основе эффективного руководства. Методические приемы и примерный объем игровых действий помогают обеспечит формирование данных навыков и умений. Система формирования игровых навыков и умений предполагает использования традиционных приемов: объяснение, напоминание, наблюдение за играми детей и включением педагога в детскую игру. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...
Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве
Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети во...
«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»
Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.» Игра — в...
Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.
Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....
Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая...
«Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»
laquo;Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»...