Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
статья
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_igra.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.
На стадии сюжетно-отобразительной игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемый (вылечить куклу, перевезти на машине груз и т.д.). Появление в игре обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, название ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры – все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться с младшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения и социальные контакты.
Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
Исследователи выделяют различные структурные элементы игры – основные и второстепенные:
1. Сюжет (тема) игры – это, по Д.Б. Эльконину, та сфера деятельности, которая отражается в игре. В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры).
2. Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
3. Замысел – план действий, задуманный играющими. Замысел игры, по мнению А.П. Усовой, это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг. Замысел игры у младших детей направляется игровой предметной средой, новая сюжетная линия выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала. Ребенок идет от действия к мысли, тогда как у более старших детей, напротив, замысел обеспечивает создание обстановки действий (ребенок идет от мысли к действию).
4. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действие с предметами-игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.
5. Ролевое (игровое) действие является способом реализации роли, средством воплощения сюжета и, обогащаясь, приводит к появлению новых ролей.
6. Роль – это образ существа (человеку, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, так как они придают ей значимость. Роль является центром игры и все связанные с ней действия представляют собой неразложимую единицу развитой формы игры.
Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. Подчеркивается также важная роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребенок берет из жизни.
В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Строгого деления игр на классы здесь нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:
- игры, отражающие профессиональную деятельность людей;
- игры в семью;
- игры, навеянные литературно-художественными произведениями.
Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх строятся на основе личностно-ориентированного подхода, с соблюдение принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно-игровой среды, творческого характера игровых действий.
Сюжетно-ролевая игра имеет также важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.
Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей. Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...
Организация дистанционного детского сада "Территория детства"
Презентация работы дистанционного детского сада для родителей детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет), не посещающих детский сад....
VIII Федеральный научно- общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2021» Номинация: «Медийный образ дошкольной организации» Тема: Позитивный образ дошкольной организации через СМИ и социальные сети
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение«Гимназия им. Н.В.Пушкова» (дошкольное отделение №2) VIII Федеральный научно- общественный конкурс «Восемь жем...