Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
методическая разработка
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Зубарева Н.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. Ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
В игре дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения».
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, строительство и т.д.).
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя, направляя все действия.
Значение игры для формирования личности ребенка трудно переоценить. Согласно ФГОС, игра остается ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности результат интеграции общения, познаний и труда и в тоже время, средство развития других видов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...
Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве
Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...
«Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.»
Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга «Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.» Игра — в...
Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.
Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....
Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая...
«Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»
laquo;Сюжетно - ролевая игра в дошкольном детстве»...
«Сюжетно – ролевая игра в дошкольном детстве»
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здес...