Статья "Сенсорное развитие у детей младшего возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством"
статья (младшая группа)
Основной задачей сенсорного развития является полноценное создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающего мира. Именно с восприятия предметов и явлений начинается познание окружающей действительности, поэтому дальнейшее развитие ребенка, формирование психических процессов, таких как память, мышление, воображение в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает, таким образом воспринимает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сизова Мария Игоревна,
МАДОУ «Детский сад № 460»,
Сормовского района, г. Нижнего Новгорода, воспитатель.
603158, проспект Кораблестроителей, д.46.
271-45-45
Сенсорное развитие у детей младшего возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д. (Э.Г. Пилюгина).
Основной задачей сенсорного развития является полноценное создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающего мира. Именно с восприятия предметов и явлений начинается познание окружающей действительности, поэтому дальнейшее развитие ребенка, формирование психических процессов, таких как память, мышление, воображение в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает, таким образом воспринимает окружающее.
По мнению А.Г. Урунтаевой, огромное значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
– является фундаментом для интеллектуального развития;
– упорядочивает представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
– развивает наблюдательность;
– позитивно влияет на эстетическое восприятие окружающего мира;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание, память, мышление;
– дает ребенку возможность научится новым способам предметно - познавательной деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– помогает осваивать навыки учебной деятельности;
– расширяет словарный запас ребенка.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Непосредственным исследованиям в области сенсорного развития детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, М.Монтессори, О.Декроли, а также отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать и называть основные цвета и их оттенки, знакомятся с формой и размером предметов. Полученные представления воспитанники применяют при выполнении заданий, требующих определения основных сенсорных признаков различных предметов и элементарного обобщения, классификации по данным признакам (найти предметы одного и того же цвета, формы, размера и т.д.).
Ученые пришли к выводу, что процесс восприятия не формируется изолированно, а в контексте разнообразной детской деятельности и зависит от условий и характера этой деятельности.
Эффективными средствами сенсорного развития детей являются игровая, а так же художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Именно в этих видах деятельности ребенку легче запомнить полученную информацию, а также самостоятельно добывать новую.
Художественная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями.
Одной из основных задач художественного – эстетического развития в младшем дошкольном возрасте является формирование сенсорного опыта и развитие положительного эмоционального отклика детей на эстетические свойства предметов, эстетическую сторону явлений окружающего мира. В процессе ознакомления с изобразительным искусством мы учим детей внимательно рассматривать иллюстрации к детским книгам, картины с близкими детскому опыту живописными образами; развиваем у воспитанников умение узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности (ритм пятен и линий, яркость цвета).
В рамках изучения данного вопроса нами был реализован совместный детско-родительский проект «Маленькие художники» с целью создания условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства и изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
- Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные сенсорные свойства предметов в процессе рассматривания иллюстраций, произведений искусства живописи.
- Формировать у детей умение внимательно рассматривать картину, иллюстрацию, узнавать знакомые объекты: животных, людей, фрукты, овощи и называть их.
- Формировать умение создавать несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, соотносить изображения с предметами окружающего мира
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросе художественно – эстетического воспитания ребенка; приобщать к участию в проектной деятельности.
Свою работу мы начали со знакомства с работами художников – иллюстраторов (художники Ю.Васнецов, В.Сутеев, Е. Чарушин). Дети очень любят слушать сказки как русские народные, так и авторские, рассказы про животных. Читая произведения Е.Чарушина «Что за зверь?», В.Берестова «Про машину», В. Сутеева «Кто сказал Мяу» и др., мы с детьми, рассматривали иллюстрации к ним, обращали особое внимание на цвет, размер, расположение персонажей. После чтения русских народных сказок предложили детям поиграть в дидактическую игру «В гостях у сказки». В этой игре представлены несколько русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Каждая сказка изображена яркой картинкой - фоном, на котором ребенок располагает сказочных героев. Данная игра способствует активизации словаря, развитию связной речи, формированию сенсорных эталонов.
В процессе ознакомления с живописью, мы рассматривали с детьми картины: простейшие натюрморты (А.Головин «Купавки», К.Петров – Водкин «Яблоки на красном», И.Левитан «Сирень»), картины анималистического жанра («Кошка с котятами», «Коза с козлятами», «Лошадь с жеребенком»), портреты людей (женщина, мужчина, бабушка, девочка, мальчик) и др. Дети учились внимательно рассматривать картины, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением, понимать сюжет. На картинах в жанре натюрморт дети выделяли цвет и форму изображенных фруктов и овощей. Картины анималистического жанра способствовали формированию умения различать и называть размер персонажей.
После рассматривания картин, иллюстраций мы отражали полученные знания, впечатления на занятиях продуктивной деятельностью: после просмотра картины «Яблоки на красном» дети рисовали на песке, муке, манке яблоки; после знакомства с картиной «Кошка с котятами» воспитанники на занятии по конструктивной деятельности строили из деревянного конструктора «Дом для животных», после рассматривания картины «Мать и дитя» ребята на занятии по лепке с удовольствием делали «Портрет мамы» (техника налеп).
В рамках проекта была обогащена развивающая среда группы дидактическими играми, сделанными руками педагогов и родителей: разрезные картинки «Собери портрет», «Собери натюрморт», «Найди такую же», «Найди половинку», «Найди цветочку середину», «Помоги бабочке найти цветок» и др. Данные игры способствовали закреплению основных цветов, дети учились находить нужный цвет, соединять части предмета в одно целое, малыши называли предмет и определяли его цвет.
Итоговым мероприятием проекта было развлечение для детей «Разноцветные пузыри», где в гости к детям приходила Матрешка, у которой перепутались все игрушки. Ребята захотели помочь матрешке: разложить игрушки по форме (шарики и кубики), по цвету, соревновались кто быстрее соберет предметы. В конце развлечения дети станцевали танец с разноцветными лентами, закрепляя знания о цвете, догоняли и лопали разноцветные мыльные пузыри.
В рамках реализации проекта были организованы следующие мероприятия с родителями: анкетирование «Ребенок в мире изобразительного искусства», консультация «Художественно – эстетическое воспитание и развитие малышей», мастер - класс «Натюрморт – это легко». На мастер – классе родителям было предложено нарисовать натюрморт гуашью в технике примакивания. Показав тем самым, как можно дома с детьми, рисовать легко и просто натюрморт, закрепив знания цветов, развивать мелкую моторику рук.
Таким образом, в результате реализации проекта, мы достигли следующих результатов:
- дети научились с интересом рассматривать предметы изобразительного искусства, эмоционально откликаются на них, бережно относиться к произведениям искусства;
- повысился интерес детей к рисованию;
- обогатился активный и пассивный словарь детей;
- повысилась заинтересованность родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания ребенка, совместной изобразительной деятельности с ребенком дома.
Библиографический список:
- Бабаева, Березина, Акулова: Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС – Детство - Пресс, 2019 г.
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – Москва: Владос, 2001.
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Венгер Л. А. – Москва: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие любознательности детей младшего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Авторский материал по опытно-исследовательской деятельности...
Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.
Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....
Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...
Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"
Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....
Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
Консультация для родителей «Воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народным искусством»
В консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста раскрыта роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей....