«Старание и терпение»
план-конспект занятия (старшая группа)

Миронова Надежда Васильевна

Цель:  способствовать развитию духовно-нравственных  качеств детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starenie.docx151.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  № 52

КОНСПЕКТ

открытого занятия в подготовительной группе

на тему: «Старание и терпение»

Воспитатель группы №1

 Миронова Надежда Васильевна

2021 год

г. Калининград

Тема: «Старание и терпение»

Цель:  способствовать развитию духовно-нравственных  качеств детей.

Задачи: 

1. Сформировать понятия «старание»,  «терпение», дать  положительную оценку данным качествам.

2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

3. Содействовать обогащению словарного запаса  детей.

3. Воспитывать у детей стремление к старанию и терпению.

Подготовительная работа:

 -чтение русских народных сказок «Морозко», «Золушка», «Крошечка  Хаврошечка», «По щучьему велению», «Снежная королева», «Доктор Айболит»

 -работа с пословицами и поговорками  о старании и терпении.

- выпуск памятки для родителей  « Старание и терпение рождают умение»

Материалы для занятия: иллюстрации к сказкам,  картинки с изображением занятий детей, листы с заданиями для детей, цветные карандаши

Ход занятия

Этап,

продолжительность

Деятельность воспитателя

Организационный момент- 5 мин.

Психологический настрой

Вводно –организационный

 

Дети входят в группу под музыку-1 « Доброе утро»

Воспитатель:    Всем  -здравствуйте!

                           Рады гостям, как добрым вестям!

                           Всех привечаем, душевно встречаем!( поклоны)

Дети:                 Доброго  всем  дня!

Воспитатель -Ребята, посмотрите внимательно на изображения  на доске (солнышко улыбчивое, солнышко с тучами и тучка.)

- Каков ваш настрой  в начале занятия?

1)  Если солнышко внутри вас и вы с прекрасным настроением начинаете занятие- поднимите руки вверх и помашите ими.

 2) Если вам тревожно - выбираете солнышко с тучей -  поднимите руки  в стороны

3) А если вам не хочется сегодня общаться - выбираете тучку и показываете  это, закрыв ладошками лицо.

 Я рада, что у большинства из вас солнечное настроение. Пусть этот день принесет нам  радость общения, наполнит сердца  добрыми чувствами и желаниями. Садитесь!

(Дети занимают свои места)

Мотивационно-побудительный

Воспитатель 

 -Ребята, послушаем  мелодию (Звучит музыка-2 «Прекрасное далёко»)

Мы ещё маленький народ, но в  прекрасное  далёко мы уже  начали свой путь. И наша задача - уже сейчас подготовить себя  к большой жизни так, чтоб было меньше ошибок, обид, разочарований. Сегодня  на занятии поговорим об очень важной  и нужной теме.

Давайте  послушаем  детей ( читают подготовленные дети)

1ребёнок

Если пол я подметаю —

Пыль до неба поднимаю,

Если стирку затеваю —

Всю квартиру заливаю.

 

- Ребята! Почему бабушка страдает?

- Как надо было  выполнять работу? (старательно)

2 ребёнок 

Две серьёзных очень рыбы

Молча плыли как-то раз.

Вот, скажите честно, вы бы

Промолчали целый час?

-Каким качеством обладает герой этого стихотворения? (терпением)

- Хлопните, если у  вас были случаи, когда мама вам говорила: «Потерпи немножко...?»

- А теперь  кивните головой, если к вам обращались со словом «старайся». Спасибо за честность!

Актуализация знаний

-2мин

-Ребята, вы конечно слышали  эти слова ”cтарание” и “терпение”.  

- Кто сможет дать точное  определение этим словам?

- Где мы можем  найти  значение этих слов? (поискать  в  словаре, заглянуть в интернет, спросить у взрослых и т.д.

( Ф.И. ребёнка… с мамой поискали и нам скажут. Слушайте внимательно!

( Старание- это прилежание, усилие, усердие, напряжение, стремление, трудолюбие.)

 ( Терпение - по-другому- это Выдержка, Настойчивость, Ожидание, Упорство,  Толерантность, Снисхождение.)

-Спасибо за помощь!

Целеполагание

-1мин

Воспитатель 

 - Можете догадаться, о чём будем вести сегодня  разговор?  ( о старании и терпении)

-  Как вы думаете, нужная тема?

Основной момент

Восприятие и освоение нового материала-

 13 минут

Музыкальная

физминутка  №1

- В каком деле могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, .. везде)

С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, благодаря этому  человек достигает  мастерства и умения  в любом  деле. Много писателей посвятили свои  рассказы этим  важным качествам.

       -Послушайте  рассказ Льва  Николаевича Толстого (читает и показывает иллюстрацию)

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И столько накидала, что вода стала  выше  и  можно было пить.

- Подумайте, благодаря чему птице удалось исполнить желание? (старанию)

- Что было бы, если бы галка не старалась? (осталась без воды, мучала жажда )

-  А вот ещё один рассказ Евгения Пермяка. Послушайте внимательно. А потом обсудим.

( звучит аудиозапись -3 «Торопливый ножик»)

- Ребята, как строгал ножик, когда он был торопливым? ( То вкривь, то вкось.)

- А как ножик стал строгать, когда он стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно)

- Скажите, чему нас учит этот рассказ? (терпению и старанию)

- Давайте обсудим ситуации из нашей жизни.

1)   Девочка тренировалась вырезать ножницами кружочки. Каждый кружочек вырезала не спеша. По правилам. С заданием справилась лучше всех.  Проявила она старание и терпение в работе?( да)

 2)  Воспитатель задал вопрос мальчику. Он задумался над этим, а  другой мальчик знал ответ и быстренько его выкрикнул. Какого качества не хватило  другому мальчику? (терпения)

- Как можно назвать человека, который умеет сдерживать свои эмоции , не мешает другим, хотя очень хочется ?( терпеливым)

- По отношению к кому?( к другим людям, чтобы не мешать)

 Да,ребята, терпение надо проявлять в работе-делать её до конца, как бы ни было трудно, и по отношению к другим- уметь выслушивать до конца своего собеседника.

- Скоро вы пойдёте в школу учиться. Кто будет старательно учиться - при выпуске получит вот такую золотую медаль. Это очень почётно! (показ) Ведь учение – это большой труд. От человека требуется старание, усидчивость. Не всегда всё легко получается, даже у взрослых.  Старание - это достоинство, важное качество человека.

________________________________________________________________________

  -А теперь отдохнём,  старательно  сделаем физминутку  «Хлопай - топай!»

(Звучит музыкальная физминутка - 4)

________________________________________________________________________

-  Ребята!  А  знаете ли  вы, что более 200 лет назад в  России была учреждена медаль «За усердие» (В декабре 1801 года по указу Александра I  была  введена награда – медаль «За усердие». Награждались ею за  особое  старание,  как писали «…в поощрение к трудолюбию».) Вид медали менялся несколько раз.(показать медали)

 И в наши дни  вручается медаль «За усердие» самым  старательным людям. Так что это качество очень ценится государством.

- Ребята, все великие люди были необычайно старательными, терпеливыми  и трудолюбивыми. Об этом нам расскажут некоторые наши дети.

   1 человек ( Ф.И. ребёнка)- Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой, старание и терпение помогли ему стать непобедимым командиром.

(показ картинки)

  2 человек ( Ф.И. ребёнка)-А Валентина  Владимировна Терешкова путём старательных тренировок , терпения  и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.                                           ( показ картинки) 

В этом году страна наша Россия  отмечает юбилей- 70 лет победы в  страшной войне . Примеров  старания, терпения и мужества много.  Об одном расскажет

 3 человек  (Ф. И. ребёнка)

 Самолёт Алексея Петровича Маресьева ( показ картины) был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и 18 суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта. Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была медицинская помощь. Было очень больно, но он терпел. Когда на окраине села приземлился самолёт, Маресьева отправили в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать (отрезать) ему обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

                                                                                                   

   -Народная мудрость даёт такой совет: «Научишься терпеть в малом, вытерпишь

и в большом». И  действительно, пережить многие трудности можно благодаря своему удивительному терпению и старанию.

- Ребята!  А  как мы можем узнать, старательный человек или нет?

( по его поступкам и делам)

-А теперь предлагаю  поработать в парах

-Внимательно рассмотрите иллюстрации и отметьте жетончиком «Солнышко» (поставьте его на иллюстрации  в нижнем правом углу), на которых изображены занятия, требующие старания и терпения.  Правило - внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению. Как закончите работу - сцепите ладошки вместе в кулачок и поднимите вверх.

Проверим вашу работу:  один из вашей пары ( договоритесь-кто)  объясняет выбор так:  мы думаем, что…. Если остальные согласны - хлопните !

Динамическая пауза- 1 минута

 А сейчас дружно и старательно отдохнём

Вверх ладошки - хлоп,хлоп!

По коленкам шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И руками домик  сложим.

Закрепление полученного материала- 5мин.

- Теперь, друзья, мы поработаем в группах. ( раздать листочки по количеству групп!) Старанию и терпению нас учат наши русские народные сказки

-Во многих сказках герои старательны и терпеливы. Но не во всех. Найдите такого героя и угадайте сказку (По щучьему велению)

-Какие вы молодцы!

Давайте вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении.

 Предлагаю вам  игру  «Доскажи словечко».

  • Без терпенья нет……    (умения).
  • Терпение всё ……( преодолевает).
  • Терпение и труд всё….(перетрут).  
  • Поспешишь – людей …..(насмешишь).
  • К большому терпенью придет и….( уменье).
  • Старание и терпение рождают …..(умение)

- Вы со мной согласны?  А теперь старательно и терпеливо  соедините точки на листочке.

( работают под  приятную  спокойную музыку -5)

Рефлексивно-итоговый этап

рефлексия

-1 мин

Воспитатель:

-Друзья, подходит к концу наше занятие, и пора подвести итоги.

- Кто доволен своей работой на занятии? 

- Оцените свою работу так же, как начинали занятие:

  • если всё поняли - вы солнышки, поднимите руки вверх и помашите ими.
  • если  не всё поняли - руки в стороны разведём.
  • если не  поняли тему – руками прикроем глазки.

 Всем спасибо! Как солнышко радуется вашему старанию!  И я рада нашему общению.

Итог

 -2мин

- О каких важных качествах человека мы говорили сегодня?(о старании, терпении)

- На занятии  сегодня нужны были старание и терпение?

- Кто захотел быть старательным и терпеливым?

Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти  в прекрасное далёко. Хочется верить, что вы будете трудолюбивыми, старательными и терпеливыми.  Я верю в вас, мои дорогие!

.-Давайте пожелаем нашим гостям: добра, здоровья, счастья, удачи, терпения.

- Говорят: Какова работа, такова и награда. Вы сегодня - МОЛОДЦЫ!  Дарю вам медальки  на память! Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению!  ( солнышко с лучами, на которых написана  эта  пословица)

 Под музыку-2 «Прекрасное далёко» раздать медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД "Старание и терпение"

конспект НООД по программе "Социокультурные истоки"...

Сценарий групповой родительской мини-конференции «Старание и терпение». Подготовительная группа

Сценарий мини-конференции для родителей на тему возрождения  духовных ценностей в семье...

Конспект занятия в подготовительной группе "Старание и терпение"

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по программе "Истоки" или "Воспитание на социокультурном опыте"...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" на тему "Старание и терпение"

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.Задачи: 1. Продолжать освоение социокультурной категории «Мастера и рукодельницы»2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогр...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.Задачи:1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных це...

Методическая разработка мероприятие (занятия) для воспитанников ДОУ «Старание и терпение»

Конкурсная методическая работа в конкурсе профессионального мастерства среди педагогов муниципальных образовательных организаций «Источник идей» в номинации «Методическая ...

Старание и терпение

Задачи:1. Продолжать освоение социокультурной категории «Традиции дела»;2. Продолжать развивать навыки общения в паре;3. Воспитывать у детей любовь к старанию и терпению.Подготовительная р...