Методическая разработка «Формы работы в ДОУ с художественно одаренными детьми»
методическая разработка (старшая группа)
В методической разработке даются примерные формы работы с художественно-одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_raz_ea_hud_odarennye_deti.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Формы работы в ДОУ
с художественно одаренными детьми»
Подготовила
Воспитатель
Архипова Екатерина Авенировна
Санкт-Петербург 2022г.
Что же такое одарённость? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? Кто такой одарённый ребёнок? Как выявленную одарённость использовать во благо ребёнка? Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в этой статье.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют две формы проявления у детей одарённости:
- явная (высокая одарённость - достижения ребёнка очевидны). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3 % от общего числа детей;
- скрытая (проявляется в замаскированной форме, т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей). Детей со скрытой одаренностью примерно 20 % от общего числа детей. Причины скрытой одарённости ребёнка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии; в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми; в специфике культурной среды (освоении норм поведения).
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве, в частности в графике, живописи, скульптуре, фотоискусстве, музыке и пр.
Как выявить художественно одарённого ребёнка?
1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
4. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.).
5. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
6. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.
7. В творчестве выражают свои чувства или настроение.
8. Повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
9. Не робеет высказать собственное мнение о произведениях искусства, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Цели работы с одарёнными детьми по изобразительному искусству:
- выявлять одарённых детей, составлять базу одарённых и заинтересованных детей;
- организовать систематическую работу и сопровождение детей для подготовки к выставкам, конкурсам, фестивалям;
- поддерживать высокую мотивацию ребенка;
- поощрять активность и самостоятельность;
- способствовать овладению ключевыми образовательными компетенциями;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка;
- заинтересовать учеников предметом изобразительное искусство, создать благоприятную обстановку доверия между дошкольником и воспитателем, дружелюбия, открытости.
Развивая художественную одарённость детей,педагог должен ставить перед собой следующие основные задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;
- раскрытие и развитие способностей и индивидуального творческого потенциала каждого учащегося;
- создание комфортной среды общения;
- стимулирование дальнейшего развития художественных навыков;
- социализация посредством полученных знаний;
- содействие самоопределению личности.
Для реализации этих задач педагоги обычно используют: групповые дискуссии, беседы, игровые и арттерапевтические методы, а также методы обучения изобразительной деятельности и методы, направленные на развитие социальной перцепции.
Формы и методы организации обучения с творчески одарёнными детьми: групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка:
- предметная неделя (способствует углублению знаний воспитанников)
- повышение мотивации учеников к изучению образовательной области (художественно-эстетическое развитие);
- привлечение дошкольников к исследовательской, творческой и проектной деятельности; ;
- создание индивидуальной траектории развития личности ребенка;
- создание банка данных одарённых воспитанников (банка группы/сада)
- создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- создание портфолио дошкольников;
- олимпиады и конкурсы, творческие фестивали.
Но стоит понимать, что все эти формы и методы, когда они применяются с перегрузкой детских возможностей, не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Конкурсы, фестивали истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезла, не наступил кризис? Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности, у него есть все шансы счастливо миновать этот кризис. Для этого необходимо использовать стратегию обогащения в обучении. Одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционной программе, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Необходимо найти новый подход к творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене педагогу необходимо ориентироваться на следующие направления в работе:
- основной метод обучения – от знаний к творчеству- требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной;
- требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);
- обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;
- обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел;
- стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения);
- интеграция основного и дополнительного образования;
- использование синтеза искусств;
- педагогическая компетентность педагогов и поддержка родителей.
Педагогическая компетентность педагога, действительно, немаловажный фактор в развитии художественно-одарённых детей. Педагог-профессионал, который является авторитетом, неординарной личностью с высоким уровнем развития способностей, своим примером заряжает детей на перспективное развитие. Важ-ная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения. Педагог должен быть чувствителен к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
В систему педагогического сопровождения талантливого ученика включаются особые технологии сопровождения в индивидуальной, урочной и внеурочной работе, а также глубокое понимание учителем возложенной на него миссии. Технологии выявления творчески одаренного ученика сводятся к творческой атмосфере уроков и внеурочной деятельности, а далее – интуиция учителя. Творческий ребенок всегда потянется к творческому учителю по принципу магнита. Основополагающим становится умение учителя преодолеть в себе педагогические и психологические стереотипы в сотрудничестве с такими детьми, и здесь не получится «экономить энергию», а, наоборот, придется стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия.
Художественным творчеством могут заниматься лишь немногие одарённые дети, поэтому задача педагогов и психологов – рано и по возможности безошибочно выявить таких детей, а потом создавать для них самые благоприятные условия развития.
Для развития художественно одарённых детей целесообразно использовать разные виды деятельности:
- индивидуальную работу;
- работу в малых группах;
- методы проблемно-развивающего обучения;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии (для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей);- задания творческого и нестандартного характера и пр.
Технология развития художественно одарённых детей:
1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности. Поиск одарённых детей должен идти непрерывно, начиная с начальной школы. Наиболее распространённая форма отбора детей с художественной одарённостью – творческие конкурсы, олимпиады. Одаренность ребенка, как и отдельные способности, не бывает от природы в готовом виде. Выраженные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
2. Определить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. Здесь немаловажно, на каком этапе выявили этих детей. От этого зависит содержание индивидуального маршрута. Пути достижения выбирает педагог, опираясь на индивидуальные, возрастные особенности детей.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков. Здесь всё сугубо индивидуально. Есть психологические особенности, которые характеризуют детей и на которые должен обратить внимание учитель. Одному для усвоения материала понадобится значительно больше времени, чем другому, а результативность на одном уровне.
4. Определить способы оценки успехов ребенка. Образовательный и воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы ребенок мог максимально реализоваться, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действие ребенка. Когда деятельность имеет смысл, то развитие способностей приобретает новую мотивацию, у ребенка появляются возможности свободно выражать свои творческие ресурсы. Каждому ребенку важно видеть плоды своего труда и оценку окружающих. Получая за победу или участие в конкурсах (олимпиадах) сертификаты, дипломы, грамоты, дети начинают стремиться к большему.
Обязательное условие развития творческих способностей – это создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Результаты: создан банк данных в группе «Одаренные дети»; разработана программа по работе с художественно-одарёнными детьми; систематизирована работа педагога и родителей по вопросам сопровождения одаренных детей.
Итогом нашей работы с одаренными детьми является позитивная динамика творческих достижений детей в городских, районных, муниципальных, всероссийских конкурсах, персональных выставках воспитанников, успешной реализации творческих проектов.
Главное, в работе с одаренным ребенком не акцентировать внимание других детей на их различии в плане способностей, а создавать все необходимые условия для реализации имеющихся возможностей каждого ребенка. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основополагающие принципы при работе с одаренными детьми:
- формирование устойчивой мотивации к самообразованию на основе использования разнообразных форм работы;
- развитие и углубление компетенций в значимой для юного художника сфере;
- вовлечение одаренного ребенка в коллективную деятельность, развитие у него интереса к изучению и познанию нового;
- обеспечение благоприятных условий для развития социальной компетентности, нравственных категорий;
- внедрение всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Формы работы с родителями имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью".
Методическая разработка расскрывает разнообразные формы работы ДОУ с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью....
Методическая разработка по работе с одаренными детьми
Методическая разработка по работе с одаренными детьми...
Методическая разработка "Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности"
Методическая разработка "Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности"...
Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"
Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп...
Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»
Методическая разработка«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»...
Методическая разработка "Формы работы ДОУ с родителями"
В данной методической разработке идёт описание о семье как системе и сотрудничество дошкольного учрежденияс семьёй. Особенности современной семьи, родители и педагогический коллектив, методология взаи...
Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»
Методическая разработка«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»...