Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»
методическая разработка

Малина Ольга Леонидовна

Методическая разработка

«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_palchikovye_igry.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»

Разработала:

старший воспитатель МБДОУ детский сад №10

Малина Ольга Леонидовна

г.Ярцево

2020 год

        В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений являются пальчиковые игры и упражнения.

        Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развития, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

        Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

«Массаж подушечек пальцев рук»

«Массаж фаланг пальцев»

«Массаж прижимающий»

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Самомассаж горохом»

«Горох и фасоль»

«Колечки»

«Гладь мои ладошки, ёж»

• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

«Цепочки»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

«Соединение одноимённых пальцев»

«Пианист»

«Пальчики кивают»

«Горошки»

«Упражнение с пробками»

«Упражнение со счётными палочками»

«Пальцеход»

«Колодец»

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь - кулак»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

• Упражнения с различными предметами (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Упражнение с эспандерами»

«Упражнение со стопором»

«Упражнение с пробками»

«Узловка»

«Упражнение с чётками»

«Упражнение с бусами»

«Упражнение со счётными палочками»

«Пальцеход»

«Комканье платка»

«Колодец»

«Горох и фасоль»

«Все узлы переберу»

«Мне дала синичка хрупкое яичко»

«Волшебные орешки»

«Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

«Щелчки»

«Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Для детей младшего дошкольного возраста я рекомендую игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать детям от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...

Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».

Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....

Методическая разработка. Нейропсихологический подход в развитии мелкой моторики у дошкольников с ТНР в работе воспитателя и учителя логопеда.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жи...

Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается  педагогами,  психологами  и  другими  специалистами  в  области д...

Методическая разработка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»

Методическая разработка«Формы работы по развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры»...

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...