Клубный час. Станция "Музыкальная"
методическая разработка

Елена Ивановна Розова

Содержание деятельности на музыкальной станции в рамках проведения технологии "Клубный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas-volshebnye_notki.docx39.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Клубный час  «Волшебные нотки»

Тема: «Я – композитор»

Задачи:

1. Заинтересовать детей музыкой,  как интересной сказкой. Погрузить детей

в мир музыкальных звуков. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть

языком музыки.

2. Познакомить с множеством звуков в удивительном инструменте-

фортепиано, с расположением высоких и низких звуков. Вызвать желание

извлекать звуки,  нажимая на клавиши, сочинять свою сказку (  добрую или

страшную, сердитую).

3. Поддерживать радостную атмосферу, игровое настроение, побуждать

воображение детей.

Оборудование:

Фортепиано, музыкальные инструменты ( бубен, шаркунок, треугольник, трещотка.)

Ход занятия:

1.Знакомство детей с клавиатурой фортепиано.

Задачи:  Формировать у детей представление о расположении клавиш на клавиатуре, о звуках разной высоты.

Педагог предлагает детям подойти к инструменту-пианино ( фортепиано) и познакомиться с расположением звуков на клавиатуре.

-Множество звуков таится в удивительном инструменте - фортепиано, и оживает при нажатии клавиш: сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию, любой аккорд. Чтобы клавиши стройно зазвучали, с ними надо подружиться, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат все тоньше, выше, а влево- все ниже. Белые клавиши имеют всего семь разных имён: до, ре, ми, фа, соль, ля, си; на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются.( Педагог играет в различных регистрах.) Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми клавишами есть ещё черные клавиши, которые чередуются. (Педагог предлагает позвать птичку-чижика , предлагает  ребенку сыграть « ми-до».) Можно чижика позвать по всему фортепиано. Мы можем чижика позвать семь раз. Первого чижика позовём слева. Здесь его зовёт низкий голос – бас. Второго чижика зовет голос потоньше. А верхний голос справа звучит как голос маленькой птички. И все-таки всюду можно узнать чижика. Педагог предлагает детям придумать самим; кто зовет чижика справа. Ответ детей - (Птицы.) Педагог предлагает детям придумать ; кто зовет чижика внизу. Ответ детей- ( Медведи, львы, тигры.) Звуки справа –тонкие .высокие; звуки слева- тяжелые. толстые. Посередине расположены средние звуки. Так поет лисичка, зайчик.

Педагог предлагают поиграть в игру «Высокие и низкие звуки».(Ребенок играет высокий или низкий звук на фортепиано, дети отгадывают.)

Затем проводится игра « Кидаем камешек».

Педагог просит детей представить, что они подняли  камешек с земли и бросают его вверх, и чем выше он летит, тем выше становится звук, и интонация голоса меняется  снизу вверх, и наоборот, камешек летит вниз и интонация голоса меняется сверху вниз. Дети по желанию  извлекают звуки на фортепиано вверх и вниз.

Затем  педагог исполняет на фортепиано пьесу « Сказочка»  Майкапар и « Колдун» Свиридов. Дети дают характеристику музыкальных произведений, выделяют средства музыкальной выразительности..Педагог предлагает детям придумать свой диалог ( свою сказку). Например: Большой-большой Пес с толстым голосом встретил маленького щенка с тоненьким голосом и спросил его: -Ты чей щенок? ( играет внизу бас.) –Я пока ничей!( верхние тонкие звуки.) –А куда ты идёшь?

Педагог предлагает детям сочить свою сказку и сыграть на фортепиано. Затем детям предлагают сыграть свою сказку на музыкальных инструментах ( бубен, шаркунок, треугольник, трешотка.)

Литература:

1. « Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская. Москва « Советский композитор»1986.

Тема: «Где найти песню и как её искать?»

Задачи:

1. Формировать начало творческого исполнительства вокальной

импровизации.

2. Развивать интерес к сочинению и исполнению собственного напева.

3.Воспитывать чувство эстетического удовлетворения.

Оборудование:

1. Фортепиано.

2.Металлофон, деревянные ложки, треугольник, бубен.

Ход занятия:

1.Знакомство детей с мини-рассказами: «В лесу»; «Утро»;.День рождения».

Задачи: развивать у детей  навыки  исполнения своего  вокального напева .

Педагог нараспев рассказывает детям  сюжет мини- рассказов , в ход которых включена импровизация. В нужных местах дети должны исполнить пример своих импровизаций.

1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться-…(вокальные примеры импровизации детей.) В лесу они услышали пение кукушки-… и стук дятла-… Закапал дождик-… А потом тучки ушли, и запел соловей-…

2. Настало утро, пропел петушок-… Часы пробили шесть часов-… Стало слышно,как пастух заиграл на рожке-… Коровы начали собираться в стадо и мычать-…

3. Дети собирались к другу идти на день рождения. Они бегом спустились по лестнице-… и пешком пошли по улице-…Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его-…

Потом они танцевали разные танцы: вальс-… и польку-…А потом праздник закончился и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку-…

Затем педагог предлагает детям выбрать любой музыкальный инструмент и дополнить им свою вокальную импровизацию.

Литература:

1. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. А. Давыдова. Москва « ВАКО» 2006.

Тема: « Смешной хор»

Задачи:

1. Формировать у детей творческое восприятие музыкального исполнительства.

2. Развивать певческие навыки и умения в разыгрывании «музыкального момента».

3. Создать радостную атмосферу, воспитывать чувство эстетического удовлетворения.

Оборудование:

1.Фортепиано.

Ход занятия.

1.Знакомство детей с игрой « Споем по очереди».

Задачи:  развивать музыкальную память, умение исполнять знакомую песню с различными заданиями в разыгрывании « музыкального момента».

Ход игры: Педагог предлагает детям  вспомнить  хорошо знакомую песню «Листопад» Т. Попатенко . Дети поют хором первый куплет из неё.

Тучи в небе кружатся,

Что ни шаг, то лужица.

Что ни шаг, что ни шаг,

Что ни шаг, то лужица.

После чего все игроки делятся на группы, из которых каждая по- своему будет выполнять задание педагога.

1.Задание для первой группы игроков -спеть куплет песни так, как его исполнил бы человек, не выговаривающий звук «р».То есть везде, где находится этот звук, его надо заменить звуком «л»

(Идет исполнение первой группой варианта песни.)

2. Педагог даёт задание для второй группы игроков- спеть этот куплет так, как его исполнил бы человек, не выговаривающий звук «л». То есть ,везде, где находится этот звук, его надо изменить звуком «р».

( Идет исполнение второй группой своего варианта куплета.)

3.Педагог дает задание для третьей группы игроков - вам надо представить себя солдатами на марше. Показать правильное исполнение.

( Идет исполнение маршевого варианта куплета.)

4..Задание для последней группы игроков. Педагог предлагает детям представить себя маленькими грудными детьми, которые ходят в ясли, и спеть так, как его бы спели дети в яслях.

( Идет исполнение « ясельного» пения куплета.)

5..Педагог предлагает спеть все три варианта куплета все вместе одновременно хором . Послушаем, что за удивительно смешной хор получится у нас.

Затем педагог предлагает исполнить каждой группе не один тот же , а  свой куплет- соответственно, первый, второй, третий. Четвертая группа выбирают самостоятельно, какой из трёх куплетов  песни они  споют.

Каждая группа поет свой куплет в соответствии с тем требованием, которое указывает педагог. Дети показывают своё исполнение, а в финале группы поют поочередно - каждая в своей манере.

1. Тучи в небе кружатся,

Что ни шаг, то лужица,

Что ни шаг, что ни шаг,

Что ни шаг ,то лужица.

2.День осенний хмуриться,

Листопад на улице.

Листопад, листопад,

Листопад на улице.

3. По дороге стелиться,

Желтая метелица,

Желтая, желтая,

Желтая метелица.

Литература:

1. « Музыкальное воспитание в детском саду» М. А. Давыдова. Москва «ВАКО» 2006

Тема: « Ритмический оркестр»

Задачи:

1. Формировать восприятие внутреннего музыкального слуха.

2. Развивать чувство ритма, музыкальную память, умение различать долгие и короткие звуки.

3. Воспитывать желание играть в ритмическом оркестре, поддерживать радостную атмосферу.

Оборудование:

Фортепиано, музыкальные инструменты (бубен, бубенцы, колокольчики, барабан), музыкальные молоточки.

Фланелеграф, карточки с изображением долгих и коротких звуков.

Ход занятия.

1. Знакомство детей с  игрой  « Звук первый, звук последний».

Задачи : развивать музыкальную память; тренировать музыкальный слух.

Ход игры : детям предлагается исполнить хором первую фразу из первого куплета знакомой песни « Листопад» Т. Попатенко, удерживая на фермате первый слог: « Ту-у-у». Далее продолжается пение в обычном темпе. На последнем слоге фразы снова делается остановка: «це-е-е». Затем возвращаемся началу песни и пропеть его: « Ту-у-у».

2. На фланелеграфе выкладывается ритмический рисунок из долгих и коротких звуков ( две четверти, две восьмые.), педагог отхлопывает ритм ладонями. Предлагает детям отстучать данный ритм .

Затем проводится игра «Повтори ритм». Дети выстраиваются в колонну в «затылок». На стуле перед первым ребенком барабан. У него в руках барабанные палочки. По команде он отбивает  ритм на барабане, затем предлагает другому игроку из своей колонны повторить, сам отходит на место. Педагог предлагает кому-то из ребят придумать свой ритмический рисунок. Игра повторяется 3-4 раза.

3. Игра в ритмическом оркестре : детям предлагается ладошками, шлепками, молоточками  исполнить знакомую песню « Сентябрины» Е. Розова. Затем  дети самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, и песню исполняют на музыкальных инструментах.

Литература:

1. «Музыкальное воспитание в детском саду». М.А. Давыдова. Москва « ВАКО» 2006.

Тема: « Сказка в музыке»

Задачи:

1. Заинтересовать детей музыкальной сказкой «Как дружба победила обиду»  Т. Ростимашенко.

2.Учить понимать изобразительность в музыке (подражание звукам различных инструментов.) Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в инструментовке.

3.Поддерживать игровое настроение, интерес к игре на музыкальных инструментах.

Оборудование:

1. Фортепиано.

2.Музыкальные инструменты:  деревянные ложки, треугольник, барабан, колокольчики, гусли, металлофон, дудочка.

3. Картинки с изображением музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, фагот, гобой, колокольчики, барабан, флейта , арфа, труба.

Ход занятия.

Задачи:  познакомить детей  с музыкальной сказкой « Как дружба победила обиду». Дать представление о том, что один музыкальный инструмент - фортепиано может изображать игру других инструментов.

Педагог:  Дети, вы знаете, что музыка может изображать звуки природы, например , капли дождя, чириканье птиц, музыка похоже передает голоса животных и птиц . А сколько в музыке волшебных превращений. Один инструмент, например фортепиано, может изображать звучание других инструментов. Композитор  Татьяна Ростимашенко написала музыку для фортепиано  к сказке « Как дружба победила обиду». Музыка  изображает на фортепиано звучание различных музыкальных инструментов: колокольчика, скрипки, виолончели, фагота, гобоя, арфы, флейты, барабана, трубы. ( Показ картинок с изображением инструментов .)  Педагог знакомит детей с сюжетом сказки, исполняя музыку на фортепиано, обращает внимание  на средства выразительности  создающие образ  (регистр, характер звуковедения, динамику.)

Затем педагог проводит беседу по сюжету сказки. Предлагает детям рассказать об инструменте, который понравился больше, и сыграть пьесу на знакомом детском музыкальном инструменте, тембр которого похож на звучание понравившегося  музыкального инструмента в сказке. Затем дети выбирают соответствующие по тембру детские музыкальные инструменты и играют в оркестре.

Литература:

1.Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. О. П. Радынова Творческий центр. Москва.2009.

2. Музыкальная сказка « Как дружба победила обиду»  Т. Ростимашенко, Песни для октябрят; Выпуск15, Москва «Советский композитор».

Тема: «Раскрой свой талант»

Задачи:

1.Вовлечь детей в инсценирование русской народной песни « Тень -тень, -потетень!»  р.н.п . обр. В Калинникова. Вызвать желание « забавляться», « развлекать».

2.Развивать певческие и актёрские способности выразительного исполнения произведения.

3.Воспитывать самостоятельность и ответственность, желание выступать в роли солиста.

Оборудование:

1. Фортепиано.

2. Музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, румба(2шт.), шаркунок (2шт.), гармошка, трещотка.

3. Шапочки: лиса, заяц, ежи (2шт.), блохи (2шт.).медведь.

4. Декорация: деревянный заборчик.

Ход занятия.

Задачи:  разучить с детьми игровую песенку « Тень- тень - потетень» р.н.п обр. В Калинникова. Добиваться умения выразительно передавать особенности каждого персонажа песни, постараться раскрыть свои вокальные и актерские способности.

Педагог. Дети, сегодня мы попробуем открыть ваши таланты актёра  музыкального театра. Какими качествами должен обладать артист в музыкальном спектакле? ( Ответы детей).Артист в музыкальном спектакле должен обладать хорошей музыкальной памятью , развитым внутренним слухом, прекрасным чувством ритма, владеть голосом, иметь вокальную и хореографичекую подготовку, актерские навыки и владение координацией движения. Кроме того актёр музыкального театра должен обладать чувством юмора, быть жизнерадостным, открытым, ведь музыкальная комедия - это искусство  веселое и светлое.

Я вам спою русскую народную песню  с веселым названием « Тень- тень- потетень». И на примере этой песни ,мы сделаем первые шаги к мастерству актёра музыкального театра ,выучим и инсценируем песню. Педагог исполняет песню. С детьми отмечают веселый , шуточный характер. Проводится беседа по содержанию песни, дети выделяют особенностях каждого персонажа. Педагог обращает внимание на вокальные  интонационные  особенности,  характерные для каждого персонажа, на мимику, жесты, умение в движении передать повадки  зверей.

Затем педагог разучивает песню с детьми. Проверяет индивидуальное исполнение. Предлагает детям самостоятельно выбрать своего персонажа, надеть шапочку ,и исполнить песню. Когда песня выучена, педагог предлагает дополнить исполнение песни  и сделать инструментовку- подобрать  музыкальный инструмент, характерный для своего персонажа и разыграть музыкальный мини-спектакль.

Литература.

1. Журнал « Музыкальный руководитель» №1.2018

Тема: « Что это за голоса?»

Цель: узнать, какие звуки издают окружающие нас предметы.

Задачи:

1.Изучить, как звучат окружающие нас предметы.

2.Учить сравнивать звуки разных предметов, выделять шумовые и музыкальные звуки.

3.Воспитывать желание играть в оркестре из «поющих» баночек.

Оборудование.

1. Фортепиано

2. Маленькие пустые банки-6 штук, ведерко с водой.

3. Молоточек для металлофона, деревянные ложки, бумага, листья,  деревянный столик.

Ход занятия.

Задачи: научить детей играть  на стеклянных баночках и выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука.

Занятие начинается с рассказа педагога об окружающих звуках.

-Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас  всегда и везде, дома и на улице, в лесу, в поле. Каждая вещь, каждый предмет имеют свой неповторимый голос- нужно просто тихонечко дотронуться до вещи, и звуки оживут.

А ведь звуки -это музыка! Звук-это то. Что мы слышим. Стук молотка_ это звук, шелест листьев- тоже звук. Дети, вы когда-нибудь  прислушивались как скрипит снег?( Ответы детей.) А ведь ветер - самый выдающийся певец в природе. Музыка ветра может быть тихой и нежной, а может быть тревожной и грозной, и все это огромный мир звуков.

Что такое звуки? За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром,

Звуки, звуки, звуки кругом…

Кода мы кричим, говорим громко или смеёмся, или что-то шепчем – все это звуки, которые слышим мы, и те, кто нас окружает. Но, это не музыкальные звуки, а шумовые. Каждый музыкальный звук обязательно должен обладать высотой. Если не было бы звуков, не было бы музыки. Педагог играет на фортепиано высокий и низкий звук. Затем предлагает детям поиграть на деревянных ложках. Какой звук? ( Ответы детей.)Звук получается стучащий. Педагог шуршит листочками, бумагой. Какой звук? ( Ответы детей.) Звук получается шуршащий .Затем педагог предлагает детям тихонько постучать молоточком по пустой баночке. Какой звук? ( Ответы детей.) Звук получается звенящий. Педагог наливает в первую банку небольшое количество воды и просит ребёнка постучать молоточком по баночке с водой и сравнить со звуком пустой банки. Звук в наполненной банке ниже , чем в пустой. Во вторую банку наполняет еще больше воды, чем в первую - звук стал еще ниже. Таким образом, чем больше объем воды в банке, тем звук получается ниже.  Итак, мы можем настроить нужную нам высоту звука  и сыграть на баночках. Педагог предлагает вспомнить и спеть знакомую р. н. песню « Во саду ли, в огороде девица гуляла». Затем педагог  добавлять воду в пустые баночки столько, чтобы получились нужные звуки для исполнения р.н.п. песни  « Во саду ли, в огороде». Дети с помощью педагога настраивают баночки с водой, пока не получится нужный звук. Затем детям предлагают сыграть на баночках песню и спеть. Педагог обращает внимание на правильное положение молоточка при извлечении звука.

Литература.

«Звуки музыки». Интернет-ресурсы.

Тема: « Посудный и ореховый оркестр»

Задачи:

1.  познакомить детей с шумовыми инструментами и способами игры на них.

2.Развивать у детей способность к организованной работе в ансамбле под управлением дирижера, учить детей понимать дирижерские жесты.

3. Воспитывать у детей желание импровизировать на шумовых  инструментах, почувствовать себя музыкантом.

4. Соэдать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приемов на них.

Оборудование.

1.Фортепиано

2.Два стола

3. Чайные стаканы ( четыре штуки), четыре чайные ложки, четыре пары деревянных ложек, две разные по размеру чайные кружки.

4.Шесть пар цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек.

Ход занятия:

1.Знакомство детей с игрой « Посудный и ореховый оркестр».

Задачи:  развивать у детей способность импровизировать на шумовых  инструментах, учить понимать дирижерские жесты.

Ход игры.  Педагог предлагает детям подойти к двум столам, на которых разложены инструменты для игры в импровизированном оркестре. На одном столе: чайные стаканы (четыре штуки), четыре чайные ложки, четыре пары деревянных ложек и две разных по размеру чайные кружки. На другом столе: шесть пар цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и мешочки из ткани,  наполненные скорлупой фисташек. Педагог предлагает детям попробовать, как звучат их инструменты,  исследовать звуковые возможности каждого инструмента, применить различные приемы игры, а потом договориться, кто на чем будет играть. Затем педагог предлагает детям дать название  оркестра : « Посудно - ореховый оркестр». Оркестром музыкантов руководит дирижёр. Педагог предлагает кому-либо из ребят попробовать выступить в качестве дирижера. Музыканты должны понимать дирижерские жесты. Для шумового оркестра должна быть музыкальная основа, и педагог исполняет на фортепиано

«Польку» А. Филиппенко. Затем  помогает детям выделить две части в музыке распределить партии инструментов в соответствии  двухчастной  форме музыки и подсказывает маленьким дирижерам,  как управлять оркестром. Педагог предлагает выбрать нового дирижера. Игра повторяется 3-4 раза.

Литература.

Журнал: Музыкальный руководитель № 6. 2008.ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

                        Тема: « Буду музыкантом»

Задачи:

1. Увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами.

2. Развивать способность детей  к творческому исследованию звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов на них.

3. Воспитывать у детей желание играть в ансамбле.

Оборудование:

1. Фортепиано

2.Корзина.

3. Музыкальные инструменты: бубен, румба, маракас, ложки, трещотка, бубенцы.

4. Пластмассовые чайные чашечки, молоточки, мешочки с пуговицами, с шариками ,с вермишелью.

5. Столик.

Ход занятия:

1. Знакомство детей с игрой «Хоровод».

Задачи:

1.Развивать у детей способность слушать, наблюдать и свободно  импровизировать на шумовых инструментах.

Дети  занимают  места, расставленные по кругу. Педагог вносит корзину с музыкальными инструментами и предлагает детям закрыть глаза и вытащить из корзины любой инструмент. Не открывая глаз. ребенок должен его пощупать и попробовать отгадать, что за инструмент ему достался. Затем положить инструмент на стул, и хлопая в ладоши идти  под музыку внутри круга. Педагог играет на фортепиано « Турецкий марш» В. А. Моцарт.  На вторую часть музыки каждый ребенок должен взять инструмент, возле которого он оказался, после чего дети все вместе импровизированно играют. Игра повторяется 3-4 раза.

Педагог предлагает подойти к столику с необычными инструментами: пластмассовые чашечки с молоточками, мешочки с пуговицами, мешочки с шариками и мешочки с вермишелью. Педагог предлагает выбрать любой шумовой инструмент и даёт детям возможность попробовать самостоятельно найти приемы игры на нём . Затем предлагает  детям сыграть всем вместе любой не длинный ритм. Педагог играет на фортепиано « Польку» Дюкамена. На вторую часть  музыки, по команде педагога, дети выходят поочередно на середину круга и играют на разных инструментах. Повторить игру 3-4р.

Литература.

1. Журнал «Музыкальный руководитель» №4,2008; №6, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся готовить: десерт "Клубничка"

Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....

Клубный час " Почему плачут березы"

Продолжать знакомить с деревьями нашей зоны. Познакомитьдетей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, что какую пользу береза приносит людям. Продолжать восп...

Клубный час " Мы ждем гостей"

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Усвоение воспитанниками  основных правил поведения в гостях. Р...

Клубный час " Хлеб всему голова"

Формировать знания о хлебе, о бережном отношении к хлебу:Воспитывать уважение к трупу хлебороба:Познакомить детей с некоторыми элементами хлебных изделий в старину на Руси. Развивать творче...

Преемственность в жизнь МДОУ д/с №13 "Клубничка" и МДОУ д/с №8 "Капелька"

Накануне "Дня здоровья" в поселке в нашем  МДОУ прошла спартакиада среди педагогов....

Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"

Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...