«Благодарное слово»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Миронова Надежда Васильевна

    Цель- учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blagodarnoe_slovo.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:  «Благодарное слово»

(подготовительная  группа №1)

               

1.      Место работы

МАДОУ № 52, г. Калининград

2.      Автор материала, должность

Миронова Надежда Васильевна, воспитатель

3.     Направление

Духовно-нравственное воспитание

4.   Образовательная область

5.      Возраст детей

6-7 лет

6.  Продолжительность мероприятия

25 минут

7.      Форма проведения мероприятия

Открытое занятие

8.      Методы

   Словесные,  наглядные,  практические,  проблемно-поисковые, игровые,  эмоциональное стимулирование 

9.   Методические приёмы

   Словесные: художественное слово (пословицы, стихи), пояснения, поощрение,  эмоциональный  настрой, беседа, вопросы и ответы, уточнения,  пояснения, объяснения.

Наглядные:  «волшебный цветок», карточки «где спасибо? »,

Практические: общение детей с воспитателем, физминутка,  дидактическая игра «Скажи слово».

10.   Формы работы

  Индивидуальная, парная, коллективная.

11.  Цели, задачи

    Цель- учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.

Задачи:

1. Образовательные:

-расширение понятий  детей о происхождении слов «спасибо», «благодарю».

- дальнейшее освоение социокультурной категории  «Труд  души»

2. Развивающие: 

-развивать  взаимодействие  детей и взрослых  

-пополнять словарный запас детей

3. Воспитательные:  

- воспитывать культуру общения и речи, желание совершать добрые дела

- учить проявлять добрые чувства к окружающим

12. Оборудование

Аудиозапись с мелодиями, игрушка-цветок

13. Словарная работа

Спасибо,  благодарю, благодарствую

14.  Предварительная работа:  

 чтение художественной литературы : «Кто «спасибо» потерял? Н. Мигуновой, рассказ Е. Фроловой   «Кто вырастил яблочко?», беседы о благодарости, разучивание стихов, пословиц, сценки

Ход занятия

Этап,

продолжительность

Деятельность воспитателя

I.  Организационный момент

Эмоциональный настрой - 1минута

      Воспитатель – Всем добрый день! Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Здравствуйте!»

-Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной:

Здравствуй, Мир! ( дети поднимают руки вверх )

Здравствуй, Свет! ( руки- в стороны )

Здравствуй, добрый  Человек! ( дети протягивают руки вперед )

Здравствуйте, гости дорогие! (поклон)

Воспитатель. С добрым настроением  начинаем  нашу работу! ( дети садятся) 

Мотивационно-побудительный

-2 минуты

Воспитатель – Сегодня мы с вами побываем  в Волшебной  стране.   Мы будем говорить об особых,  очень нужных словах. А о каких - вы узнаете из  этого стихотворения. Послушайте:

Пчелы мишку угощали:

в бочку меда наливали.

Мишка пчел благодарил,

им «спасибо» говорил.

Еж морковку зайцу дал,

зайка ёжику сказал:

-За морковь благодарю

и в ответ вам гриб дарю.

– Как вы думаете, о каких словах мы будем  сегодня говорить?

 (О словах благодарности.)   Да, это волшебные слова . Смотрите- вот так чудо- сама  Волшебница в гости идёт! ( появляется  и здоровается)

Актуализация знаний

- 1  мин

Волшебница  -  Здравствуйте, гости! Здравствуйте, детишки! В Волшебной стране не только слова волшебные произносятся, но и цветы произрастают волшебные.  Давайте послушаем про волшебный цветок песню ( звучит песня -1« Волшебный цветок +») 

- Ребята! А вам хотелось бы найти его?  

В  моей стране живут культурные жители, слова говорят особые!

- А каким   волшебным словом  вы начали  занятие?

-Какие ещё волшебные слова знаете?  ( перечисляют)

– Молодцы! Порадовали! Много уже знаете слов. А сегодня я принесла самое благодарное слово.

-Каким словом мы  обычно благодарим друг друга? ( спасибо)

II. Основной момент

Восприятие и освоение нового материала-

 17 минут

Воспитатель:

Придумано кем-то красиво                  Обычное слово «спасибо»      

За помощь благодарить.                      Нельзя забывать говорить.

Дети читают стихи:

1.Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо                                                          

И звучит на улице и дома.

 3.Конфетой кто-то поделился,  

 Тебе помог, не поленился.

В гости пригласили,

 Обедом вкусным угостили.

 5.Ведь это слово не простое –

   Оно волшебное такое!

   На это слово как привет,

  Звучит «пожалуйста» в ответ.

  Воспитатель: Вот  какое замечательное слово “Спасибо”. От него всем становится светлее,  дела добрые свершаются. Посмотрим.

( Инсценировка произведения «Кто «спасибо» потерял? Н. Мигуновой.)

Ведущий:

- Кто – то по лесу ходил

 И словечко обронил

Только слово не простое

Очень важное такое.

По дорожке Ёжик шёл

И словечко то нашёл. (Идя по тропинке Ёж находит слово  «спасибо»)

Ёжик:

- Может, Зайчик пробегал

И «спасибо» потерял?

Ведущий:

- Ёж пошёл искать зайчишку

По дороге встретил Мышку.

Мышка (радостно сообщает):

- Зайку я сейчас видала

И морковкой угощала.

Твой дружок морковку взял

И «спасибо» мне сказал.

Ведущий:

- Снова Ёж пошел искать,

Кто мог слово потерять?

И повстречался с Белочкой.

Ёжик:

- Здравствуй, Белочка – резвушка!

Может, ты или подружка

По ветвям густым скакала

И «спасибо» потеряла?

Белочка:

- Добрый день, колючий Ёж!

Как здоровье? Как живешь?

Важных слов я не теряла,

Я их мамочке сказала!

Ведущий:

- Дальше Ёжик наш пошёл.

Мишку на пеньке нашёл.

Ёжик:

- Медвежонок, друг, привет!

Сколько зим и сколько лет?

Не терял ты важных слов

Возле сосен и дубов?

Медвежонок:

- Ты ошибся, дорогой,

Все слова всегда со мной.

Даже: «Вас благодарю»

Я частенько говорю.

Ведущий:

- Ёж взгрустнул,

Висок свой почесал,

Но, на счастье,

Добрую Лисичку повстречал.

Ёжик:

- Ах, Лисичка, добрый вечер!

Очень рад я нашей встрече.

Целый день я все искал,

Кто «спасибо» потерял?

Лиса:

- Славный Ёжик, не грусти.

Ты домой к себе иди.

Тот, кто по лесу гулял

И словечко потерял,

Завтра сам к тебе придет,

Слово важное возьмет.

Волшебница: Ребята, волшебное слово «спасибо» нельзя терять, надо чаще говорить. А   можно ли   благодарить другими словами, кроме слова «спасибо»?  Таких  слов в моей стране немало. Хотите  узнать?  Я буду рада, если вы их  запомните и будете использовать в своей речи:

(вытаскивает из волшебной шкатулочки и прикрепляет на магнитную доску. В виде лепестков цветка )(звучит мелодия-2« Волшебный цветок -») 

Благодарность

  • Спасибо!
  • Благодарю! Благодарствую!
  • Очень приятно! Довольна!
  • Я вам так признательна!
  • Я тронута вашим вниманием!
  • Я очень рада! и т.д.

 Воспитатель:  Спасибо, Волшебница! Вот сколько благодарных слов мы узнали!

-Ребята! А как понимаете слово БЛАГОДАРЮ? Слово «благодарю» означает  - отвечаю добром на добро. За добрые дела  других мы должны всегда благодарить, но за свои добрые дела не стоит ждать  благодарности. Недаром  в народе говорят: «Своё «спасибо» не жалей, а чужого не жди».

- А теперь давайте  будем  упражняться благодарить друг друга:  

1)   разыграем  сценки. ...(имя ребёнка)  у нас будет именинницей. К ней пришли друзья -мальчик с девочкой с подарками.( н-р, с  куклой, с коробкой карандашей..)  Именинница должна поблагодарить каждого, не повторяя слова благодарности.

2)   У ( ф. и.)  шапка упала. Подошёл мальчик, поднял шапку и дал  ей.  Что скажет (ф.и.)?

- Ребята! Сегодня на занятии присутствуют наши родители. А за что можно их благодарить ?( высказываются дети)  Дети читают стихи:

 1 чтец-   Для мам и пап, что лучше всех на свете,
Для тех, кто любит нас от всей души,
Своё «спасибо» произносят дети:
Девчонки и мальчишки - малыши

 2 чтец-  Спасибо вам, родители, за это:
За доброту, терпение, любовь.
Пусть добрый ангел вас не покидает,
В душе  всегда сияет тихий свет

-
Послушаем песенку, как другие дети благодарят родителей. ( Звучит песня-3 про «Спасибо») А теперь подойдите к ним и скажите самые добрые слова.

Волшебница:  Ребята!   Садитесь поудобнее .А теперь проведём минутку размышления.  Послушайте рассказ Е. Фроловой   «Кто вырастил яблочко?»

        Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.

– Не меня благодари, Настенька, – ответила мама, – а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:

– Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.

Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка, – сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

– Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыбнулся садовник, – без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот кого нужно благодарить!», – обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:

– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Какое благодарное слово употребляется в этом рассказе?

- Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

- Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?

– Должны ли мы быть благодарными не только людям, но и природе?

Надо быть внимательными, искать то, за что можно благодарить .

- Ребята! А теперь отдохнём:

Встаньте, дети, улыбнитесь.  Земле нашей поклонитесь,

 И к солнышку все  потянитесь,  В разные стороны наклонитесь,

Спасибо всем, кто рядом с нами.  Спасибо каждому из нас.

Спасибо скажем мы глазами   друг другу радостно не раз!

Воспитатель:    А теперь поработаем в парах.  Перед вами  листок с изображениями детей. Посоветуйтесь друг с другом и  положите жетончик на ту картинку,  где надо обязательно сказать благодарное слово. Найдите лишние изображения.

-Почему так считаете?

  Волшебница:  - Я вижу, ребята  знают  когда  надо благодарить. К вам  я пришла с подарками. В моей шкатулочке есть волшебные кисточки.  Возьмите их и раскрасьте листочек.( можно с  родителями  вместе)

-Что увидели? ( на бумаге воском нарисован цветок, после раскраски появляется изображение цветочка) ( под спокойную мелодию -4) 

-. Рада, что нашли мой волшебный цветок.  Поиграем в игру  «Круг благодарности»  (Встали все  в круг и передают под музыку  «волшебный цветок» со словами : спасибо, благодарю. И т.д.)

-Ребята, пора мне уходить. Вы запомнили мои волшебные слова?  

 

III. Рефлексивно-итоговый этап

-4 мин

Воспитатель 

-Друзья, подведём итог. 

каких    словах  говорили на занятии? Доскажите словечко.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

3. Когда подарки  получу,  в ответ  скажу ... (благодарю)

-У нас сегодня гости.  Давайте  поблагодарим  гостей, что они к нам пришли -скажем «Спасибо»

- И я тоже благодарю вас, уважаемые гости, за внимание, за сотрудничество и дарю на память  «волшебный цветок» 

В народе говорят: "Благодарность сердце украшает".  Дома внутри этого сердца ( напечатаны контуры сердца) нарисуйте всё, о чем ваше сердце  вспоминает с благодарностью.

-Всем спасибо!

Спасибо! пусть звучит повсюду,

На всей Планете добрый знак,

Спасибо - маленькое чудо,

Заряд тепла в твоих руках!

Пусть простое "спасибо" украсит каждый ваш день!

Говорите друг  другу  это слово почаще… и мир станет добрее.

( звучит музыка-5 «Дорогою добра»

        

Чтение рассказа В.Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо».

      По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

  • Над чем задумался мальчик?
  • Чему учит рассказ?
  • Как ты думаешь, для чего люди говорят «спасибо»?
  • Можно ли благодарить не словами, а делами, и как?
  • Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – игровая программа: « Благодарное слово».

Сергий Радонежский  был один из первых, кто укрепил Дух народа и поднял воинство на Великую Куликовскую битву. Он сказал князю Донскому: "Врага ожидает конечная гибель, а тебе князь милость, помо...

Мастер - класс "Благодарное слово"

Если единственной молитвой вашей жизни станет слово «спасибо», то этого будет достаточно Тема «Благодарное слово»Этапы работы.1. Подготовительный этап.  Вступительное слово педагога.Во...

Конспект занятия по программе "Социокультурные Истоки" "Благодарное слово"

Конспект занятия по програме "Социокультурные Истоки" " Благодарное слово"...

Конспект проведения итогового занятия в группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 лет Социокультурная категория - «Благодарное слово» Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка» Воспитатели: Кузнецова Н.В. Дата: 28.03.2019год. Время: 16

Конспект проведения итогового занятияв группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 летСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Категория - «Труд души&r...

Семейная гостиная "Благодарное слово"

Совместное мероприятие для детей средней группы и их родителей в рамках программы "Социокультурные истоки"...

Конспект активного занятия в средней группе по программе «Социокультурные истоки» «Благодарное слово»

Цель: Раскрыть детям значение благодарного слова в общении между людьми.Задачи:- продолжать знакомство с социокультурной категорией «Труд души»;- развивать умение проявлять добрые чувства ...

Технологическая карта занятия "Благодарное слово"

Технологическая карта активного занятия в средней группе (4-5 лет) по разделу "Социокультурные истоки"...