Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок»
городского округа Рефтинский
Краткосрочный проект
в старшей группе на тему
«Дети и дорога»
Подготовила воспитатель: 1.к.к.
Шумкова Ю.Н
г.о. Рефтинский, 2020 г.
Светофор и дорожные знаки,
Очень всем нужны.
Безопасно проехать, пройти,
Людям помогут они.
Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: краткосрочный(04.09-08.09)
Участники проекта: дети старшей группы №29, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме: «Дети и дорога»
Цель проекта:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- Развивать связную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное
Развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта:
1 этап: «Подготовительный»
-Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»
- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
- Изучить методическую литературу: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие.
- Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», «Как вести себя на улице и в транспорте?».
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
1.Организовать работу по решению задач проекта через:
а) Непосредственно образовательную деятельность: «Знаки дорожные помни всегда»; «Осторожно, дорога!»; «Транспорт на улицах города»; «Правила для пассажиров»;
б) «Художественное творчество»:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак»,
- аппликация: «Улица города».
2. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;
3.Чтение художественной литературы: И.Мигунова «Друг светофор»; В.Иришин «Прогулка по городу»; А.Дмоховский «Чудесный островок», Н.Кончаловская «Самокат», В.Кожевников «Светофор», Д.Хурманек «Перекресток» Б.Житков «Светофор»; С.Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; В.Клименко «Происшествия с игрушками»; С.Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», и другие.
4. Целевая экскурсия по улицам поселка, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор ситуаций.
5. Рассматривание иллюстраций, картинок;
6. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД:
- Смешарики “Азбука безопасности”
- Уроки тетушки совы
7.Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
8. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
9. Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на пикник»,
«Пешеходы», «Пассажиры»,
10. Разгадывание кроссвордов-знакомство, отгадывание загадок.
11. Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать,если находишься на улице один?»
12. Разучивание стихотворения по теме проекта
13. Обновление макета «Перекресток».
14. С родителями провести:
- консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
-информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать».
3 этап: «Заключительный»
1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Акция «Внимание дети!». Выпуск памятки и ее распространение среди родителей.
3. Мероприятие «Самый заметный» с использованием световозвращающих элементов).
Результат проекта:
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы стало следующее:
- Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорога (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
- Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
- Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
- Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
- Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
- Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
- Обогащен словарный запас детей.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
2. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
3. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения старшая группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
4. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.
5. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
6. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».
7. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».
8. А. Меркурьева «Дорожные знаки для детей».
9. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».