опыт работы Таркиной Татьяны Викторовны
статья (средняя группа)
Развитие детского творчества путем создания комфортных условий для самовыражения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskogo_tvorchestva.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Таркина Татьяна Викторовна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №188 «Степашка»
г. Тольятти Самарская область
«Развитие детского творчества путем создания комфортных условий для самовыражения у дошкольников»
Аннотация: в статье затрагивается вопрос развития творческого потенциала дошкольников. Описан опыт создания условий в детском саду
Ключевые слова: Творчество, личность,сенсорный опыт.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В процессе всех видов изобразительной деятельности у детей формируются изобразительные навыки. Но самое главное - создавая изображения, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формирует свое ценностное отношение к миру, к окружающей социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, расширяет эстетическое восприятие мира, пробуждает желание творить.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- пробуждение эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- формирование изобразительных навыков и умений;
- развитие творческого потенциала ребенка.
И здесь очень важен процесс взаимодействия педагога и ребенка. Ведь в ходе такого взаимодействия формируется творческая личность ребенка, её творческая составляющая.
Работая в данном направлении необходимо понимать, что педагог должен помочь ребенку получить сенсорный опыт, научить видеть эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира, эмоционально откликаться на эстетические свойства и качества предметов. Например, рассматривайте вместе с детьми картины русских художников, народные игрушки или просто березу в осеннем убранстве на участке детского сада.
Покажите, как заметить, как узнать в изображении знакомые предметы и объекты. Как установить связь между предметами и их изображением в рисунке.
Научите понимать сюжет, эмоционально, с помощью речи откликаться, реагировать, сопереживать героям. Привлекайте внимание детей к некоторым средствам выразительности: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художник передает свое восприятие мира, делится со зрителем тем, как он осмыслил и оценил увиденное.
Не забываем развивать умения детей создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию. Побуждаем к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Одной из главных задач для педагога, работающему над вопросами развития творческого потенциала и самовыражения у дошкольников является создание условий.
Самым важным является создание соответствующей обстановки, в которой будет царить атмосфера творческого поиска и положительного эмоционального настроя. Необходимо сделать так, чтобы ребенка окружала атмосфера, стимулирующая его творчество – разнообразная предметная среда, субъкт-субъектные отношения взрослого и ребенка, доброжелательные отношения в детском сообществе.
Следующее условие – организация творческой, продуктивной деятельности, результатом которой всегда будет новый продукт, созданный детьми.
Третье условие эффективного развития творческих способностей – это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность, выстраивая работу на следующих принципах:
- От общего к частному;
- Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости (например, окраска животных в зависимости от среды обитания, отношения – часть-целое);
- Продуктивное взаимодействие между детьми и со взрослыми;
- Связь содержания обучения с опытом детей, полученным в различных видах деятельности вне занятий;
- Использование игровых ситуаций, инициирующих поисковую активность.
Четвертое условие - предоставление возможности проявлять инициативу и свободу выбора форм и продолжительности занятия творческой деятельностью. При этом ребенок должен своевременно получать дозированную помощь и совет педагога при затруднениях и возникающих вопросах.
Конечно, фантазировать и творить получается лучше, если для этого есть специальное пространство.
«Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами. Кроме обычных кисточек, карандашей и фломастеров, здесь присутствуют штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал.
Детям предлагается бумага для рисования разной фактуры, формы, цвета, величины, разнообразные кисти, различные краски.
В работе с детьми важно использовать не только традиционные, но и нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, губкой, на мятом листе бумаги, отпечатыванием ладошки, рисование «печать», «по сырому», «коллаж», пуантелизм, выдувание из трубочки рисование с использованием природных материалов (веточки, листочки, крупой) и т. д.
Привлекает детей работающий макет «Палитра», который позволяет детям поэкспериментировать при смешивании красок, получить нужный оттенок или подготовить краски к работе. Здесь же можно увидеть и опробовать новые изобразительные материалы, познакомиться с их свойствами, различными способами использования – открыть для себя новые возможности в изобразительной деятельности.
Возможность «самостоятельного» эксперимента, способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Это дает толчок к развитию воображения, творчества.
Применение нетрадиционных пособий при выполнении работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Например, красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятыми кусочками бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой. Используя различные семена, зёрна, пуговицы вместе создаем пластилиновые картины, коллективные композиции «С Новым годом!», «Веселые куличи!» Совместное творчество детей и педагога вызывает огромный интерес у малышей.
Важное место занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка в ситуацию творца или волшебника. Дети охотно участвует в образовательных ситуациях эстетической направленности. В игре ребятам лучше удается создавать простейшие изображения на основе простых форм, передавать сходство с реальными предметами. Дети не боятся смешивать цвета, экспериментировать с красками.
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование игрушек и предметов, называние эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа; использование настольно-печатных игр и организация упражнений «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Найди пару», «Все круглое», игры с цветными пирамидками , составление геометрических мозаик. и т.д.
В работе с детьми, у которых недостаточно сформированы умения, используем различные игры, они специально направлены на освоение предметных действий, демонстрацию возможностей: «карандаш оставляет след на бумаге», с его помощью можно нарисовать солнышко, краска - пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки,игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы, «Лепим колобок», «Наматываем нитку на клубок».
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Как привлечь родителей к творчеству их детей?
Конечно, демонстрацией возможностей ребенка. Увидеть работы своих детей можно на выставках. Они могут быть разными:
- Выставка-знакомство
- Выставка одного художника
- Выставка откровение
- Тематическая выставка
Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к работам, рассказывают родителям о них. Нередко родителей приглашаем к совместному творчеству, и тогда открываются выставки детско-родительского творчества.
Таким образом, целенаправленная, систематичная работа педагога позволяет формировать у дошкольника творческие способности, поскольку «Каждый ребенок – художник. Трудность в том чтобы остаться им, выйдя из детского возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"
Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...
Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны "Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки"
Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки...
Опыт работы Недосековой Татьяны Юрьевны, воспитателя МАДОУ "ЦРР-д/с № 2" г.Славянска-на-Кубани «Применение игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Опыт работы Недосековой Татьяны Юрьевны, воспитателя МАДОУ "ЦРР-д/с № 2" г.Славянска-на-Кубани «Применение игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Индивидуальный план работы воспитателя Вирт Татьяны Викторовны МБДОУ №23
Развитие связной речи детей дошкольного возраста...
Обзор методики «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (авторы Татьяна Владиславовна Башинская, Татьяна Викторовна Пятница).
Представлены основные направления работы методики «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (авторы Татьяна Владиславовна Башинская, Татьяна Викторовна...
Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Пр...