Проект "Юные волонтеры"
проект (подготовительная группа)
Определение волонтерства. Актуальность для работы с детьми дошкольного возраста.Новизна для ДОУ. Цели и задачи проекта "Юные волонтеры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_volontery.docx | 398.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юные волонтеры»
Выполнил: воспитатель IКК
Коровина Н.В.
г. Воронеж 2022г.
Пояснительная записка
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема:Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Организация в детском саду № 20 волонтерского движения «Юные волонтеры » через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи:
- расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада № № 20;
- дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
- сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
- создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
- составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021-2022 учебного года.
Вид проекта:образовательный, творческий.
Продолжительность:долгосрочный. 2021-2022 гг.
Участники:дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Образовательная область:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.
Основная часть
Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности. В сентябре 2021 года был проведён опрос 38 человек, из них: педагогов - 10 человек и родителей – 28. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: было выяснено, что 10% опрошенных принимают участие в волонтерской деятельности, 90% респондентов готовы принимать участие в волонтерстве, вместе с детьми в добровольческом движении согласились принимать участие 100% всех опрошенных.
Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад комбинированного вида № 20 - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники, которые прошли отбор и подготовку. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду № 20.
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководители волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивает связь с городским волонтёрским движением и осуществляет планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Мероприятия волонтерского движения в детском саду
С детьми подготовительных к школе групп:
- Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы;
- Изготовить с детьми поделки к различным праздникам для пожилых людей;
- Организовать и провести концерт для одиноких и пожилых людей в детском саду;
- Привлечь детей старшего возраста помогать малышам одеваться на прогулку и убирать игрушки на место.
С педагогами:
- Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
- Пропаганда здорового образа жизни через организацию социальных акций: «Здравствуйте!», «На зарядку становись!».
С семьями:
- Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
- Участие в акциях «Дари добро», «День Победы», «День защиты детей».
План работы волонтерского движения
детского сада №20 с детьми:
Сентябрь:
«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;
«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.
Октябрь:
«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;
«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.
Ноябрь:
«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
Акция «Покорми птиц зимой» - воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе;
«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.
Декабрь:
«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;
«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.
Январь:
«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;
«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.
Февраль:
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Своими руками» - воспитание трудолюбия;
«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.
Март:
«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;
«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.
Апрель:
«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;
«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.
Май:
«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;
«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;
«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.
План работы волонтерского движения
детского сада № 20 с педагогами:
- Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
- Помощь пожилым людям, младшим группам, птицам;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
- Участие в акциях «Дари добро», «День Победы», «День защиты детей».
Достигнутые результаты:
В ходе реализации проекта мы имели возможность расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Организовали работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология "Дети-волонтеры"
Цель введения данной технологии: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаи...
Презентация "Дети - волонтеры"
Отчет о работе волонтерского движения "Кто, если , не я!" в детском саду......
методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование
на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"занятие расчитано на ...
Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников
Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...
Беседа с детьми 5 – 6 лет на тему: «Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума....
План работы с детьми старшей группы, посвященных году семьи и году волонтеров
Данный материал предназначен для детей старшего и подготовительного к школе возраста (5 - 7 лет). В данном материале можно найти перечень мероприятий по месяцам, посвященных Году семьи и Году волонтер...
Маленькие волонтеры добрые дела дошколят.
Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят. В рамках объявленного в России Года добровольца (волонтера), дети средней группы «...