рекомендации родителям
статья (младшая группа)
«Обогащение словарного запаса детей посредствам
организации дидактических игр»
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно -образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
По выражению В.А. Сухомлинского «Игра – это та искра, которая достигает огонек пытливости и любознательности детей». Поэтому настольные игры, естественно, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей, положительные эмоции ребенка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры развиваются все стороны личности ребенка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям в дальнейшем при обучении в школе.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.
Современный мир достаточно богат всевозможными играми. Содержание настольных игр очень разнообразно. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются разнообразные настольно - печатные игры:
- игры на выделение части и целого;
- игры на развитие логического мышления, на классификацию;
- игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;
- игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Вкладыши, пазлы, кубики, пирамидки, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Большой выбор настольно – печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико – грамматических представлений, связной речи детей.
Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Игры, направленные на ориентировку в пространстве:
Игра «Бродилки». В этих играх предполагается использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. В этих играх формируется умение ориентироваться в пространстве, формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействия друг с другом. Главное в этих играх – решение поставленной задачи, соблюдение правил. В таких играх может принимать участие вся семья.
Игры на выделение части и целого:
Игра в «Пазлы». Эти игры развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи, сценки из мультфильмов и т.д.
Игры на классификацию.
Дети в старшем дошкольном возрасте рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение
Игры на развитие логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.
Настольно-печатные игры, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Таким образом, увлекательные настольно – печатные игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что – то узнать, ищет, проявляет усилие и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
Игры с предметами. Наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.Объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.).
Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представления. Эти игры имеют большое значение для развитие мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждение других, замечать логические ошибки.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_detey_posredstvam.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение словарного запаса детей посредствам
организации дидактических игр»
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно -образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
По выражению В.А. Сухомлинского «Игра – это та искра, которая достигает огонек пытливости и любознательности детей». Поэтому настольные игры, естественно, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей, положительные эмоции ребенка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры развиваются все стороны личности ребенка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям в дальнейшем при обучении в школе.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.
Современный мир достаточно богат всевозможными играми. Содержание настольных игр очень разнообразно. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются разнообразные настольно - печатные игры:
- игры на выделение части и целого;
- игры на развитие логического мышления, на классификацию;
- игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;
- игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Вкладыши, пазлы, кубики, пирамидки, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Большой выбор настольно – печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико – грамматических представлений, связной речи детей.
Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""
Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Рекомендации родителям для адаптации детей с ОВЗ в детском саду. Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей ОВЗ. Рекомендации учителя-дефектолога занятий дома....
Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"
Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...