Кружковая работа для детей первой младшей группы по сенсорному развитию.
материал

Кружковая работа  для детей первой младшей группы  по сенсорному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МАДОУ №37

«Дружная семейка»

________Щербинина И.В.

Кружковая работа

для детей первой младшей группы

по сенсорному развитию.

«Развивай-ка»

 Составили и разработали: воспитатели 1мл.гр.

Назмутдинова Л.М.

Ишмуратова А.П.

Шарик А.М.

Кичигина С.А.

Алий Л.В.

г. Нижневартовск

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.                                                         Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.         Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.                  Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.          Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.                                                                                          Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.                                                                 То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).                                                

  Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.                                                                    Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).  

Цель кружковой работы:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

  1. Учить детей формированию групп однородных предметов; формировать умение различать количество предметов: один-много.
  2. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи.
  3. Формировать умение различать предметы по форме и называть их.
  4. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
  5. Формировать умение называть свойства предметов, определять предмет по запаху и вкусу.
  6. Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  7. Активизировать речь детей, обогащать словарь.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года 2 раза в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, НОД.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
  2. Подготовка    атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

 Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2017г. по май 2018г.)

Заключительный этап:

1.        Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2017 -2018 г.

2.        Подведение итогов проекта (работы кружка).

3.        Подготовка презентации по фотографиям.

4.        Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

5.        Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Перспективное планирование кружковой работы на (2017-2018г.)

Месяц

Вид деятельности

Цель

Сентябрь

  1. Знакомство с палочками Кюизенера

*познакомить детей с палочками, как с игровым материалом;

*помочь детям сориентироваться в данном материале;

*обратить внимание детей на свойства палочек;

*выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного р-ка.

2.Игра «разноцветные палочки»

*познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки(полоски) по цвету;

*развивать речь детей;

*развивать внимание, память, мышление.

3.Игра «Строим дорожки»

*закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету;

*развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т.д.);

*развивать внимание, память, мышления.

4.Игра «Поезд»

*закрепить название эталонов цвета;

*развивать комбинаторные способности;

*приобщать детей к моделированию;

*развивать внимание, память, воображение.

5. Игра «чудесный мешочек»

*закрепить эталоны цвета и их название;

*упражнять в различении цветов;

*развивать память, внимание.

6.Игра «найди и покажи»

*упражнять в различении цвета;

*развивать логическое мышление, память.

  1. Игра

«Спрячь игрушку»

*развивать представление о высоте палочек;

*познакомит с понятием «высокий», «низкий»;

*развивать представление о длине палочек;

*развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

8. НОД «Поможем маме – зайчихе»

*уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий»;

*закрепить знания о диких животных и их детенышах;

*развивать представления об эталонах цвета;

*дать представление об овале.

Октябрь

1. Игра «построим заборчик»

*развивать представление о высоте палочек;

*развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте;

*закреплять понятие «высокий», «НИЗКИЙ»;

*упражнять в различении цвета, размера;

*способствовать развитию речи.

2. Игра «построим мостик»

*продолжить знакомство с комплектом палочек;

*развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине;

*организовать коллективную сюжетно-ролевую игру;

*развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

3.Игра «дорожки для матрешки»

*закрепить знание эталонов цвета и их название;

*развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине;

*развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине;

*развивать воображение, логическое мышление, речь;

*познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем….», больше чем….».

4.Игра «угадай-ка»

*развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета;

*умение выделять определенный признак;

*развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине;

*развивать логическое мышление, речь.

5.Игра «разложи по цвету»

*закреплять знание эталонов цвета и их назначение;

*упражнять в классификации предметов по цвету;

*развивать представления детей о признаках палочек;

*развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками;

*развивать речь.

6.Игра «один, много,

ни одного»

*закрепить количественные представления один – много-ни одного;

*развивать логическое мышления, внимание.

7.Игра «Лесенки»

*упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета;

*развивать внимание, память.

8.НОД «поиграем с матрешками»

*познакомить детей с комплектом палочек Кюизенера;

*закрепить понятия «большой», «маленький»;

*упражнять в различении цвета;

*формировать умение проговаривать с воспитателем знакомые потешки.

Ноябрь

1.Игра «Башенки»

*продолжить знакомство с комплектом палочек;

*развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине;

*организовать коллективную сюжетно-ролевую игру;

*развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

2.Игра «сделай узор»

*развивать у детей восприятие формы;

*учить анализировать расположение предметов в пространстве.

3.Игра «воздушные шары»

*обратить внимание детей на цвет размера;

*учить подбирать предметы одинакового цвета.

4.Игра «запомни узор»

*развивать у детей наблюдательность, внимание, память.

5. Игра «найди свой домик» (вариант 1)

*привить детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

6. Игра «найди свой домик» (вариант 2)

*закреплять умение различать цвет, форму;

*формировать представление о символическом изображении предметов;

*учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

7.Игра«пригласительный билет»

*развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

8.НОД «к нам приехали игрушки»

*учить детей правильно называть игрушки;

*закреплять правильное произношение звуков [у], [и];

*воспитывать чувство сострадания и доброжелательность;

*развивать элементарные математические представления (короткий, длинный).

Декабрь

1.Игра «Муравьи»

*развивать умение детей различать цвет и размер предметов;

*формировать представление о символическом изображении предметов»

2.Игра «карусель»

*развивать у детей воображение, логическое мышление;

*упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине и форме.

3.Игра «найди и назови»

*закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы, размера.

4.Игра «назови соседей»

*закрепить умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы, размера.

5.Игра «разноцветные шары»

*развивать логическое мышление;

*учить читать кодовое обозначение логических блоков.

6.Игра «волшебный ключик»

*развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков-символов, учить сравнивать и обобщать.

7.Игра «поле чудес»

*развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

*развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов.

8.НОД «Ох, красивый теремок! Очень-очень он высок!»

*закрепить понятия о красном, желтом, зеленом цветах;

*развивать творческие способности к моделированию и конструированию;

*воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие;

*вызвать у детей радость от услышанного, сочувствие к зверям, оставшимся без теремка.

Январь

1.Игра «поезд»

*упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме;

*развивать внимание, наблюдательность, память.

2.Игра «подарим кукле бусы»

*закрепить представление детей о геометрических фигурах;

*учить детей выкладывать алгоритм по цепочке;

*развивать внимание, логическое мышление.

3.Игра «Найди и разложи по форме»

*закреплять умение детей классифицировать и абстрагировать фигуры по форме;

*учить кодировать геометрические фигуры через знак отрицания;

* развивать внимание, логическое мышление.

4.НОД «Незнайка и его друзья»

*познакомить детей с прямоугольником;

*упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов;

5. Дидактическая игра «Собери мячи в корзину»

*закрепить    у детей умения     группировать однородные предметы по цвету.

6.Развлечение «Разноцветные     шарики»

*закрепить   цвет на примере воздушных шариков;   *активизировать активный словарь;* развивать мышление, внимание;                  *учить  ориентироваться в пространстве.

Февраль

1.Игра «конструирование геометрических фигур»

*закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах;                             *упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек;           *закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

2.Игры-конструирование

*упражнять в различении и названии цвета палочек;                                                          *развивать умение ориентироваться в пространстве;

*закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева»;

*составлять рассказы по составленным картинкам.

3.Игра-занятие «Треугольник»

*уточнить знания детей о геометрической фигуре-треугольник;

*развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

*развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно;

*упражнять в счете до пяти.

4.Игра-занятие «Круг»

*уточнить знания детей о геометрической фигуре-круг;                                                              * развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;                                                    * развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

5.Игра-занятие «Квадрат»

* уточнить знания детей о геометрической фигуре-квадрат;                                                            * развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;                                                    * развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

6.Игра-занятие «друзья»

*закрепить умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признаки;                                                                      *находить общие для всех предметов группы признаки;                                                                  *развивать умение подобрать предметы по форме в соответствии с геометр. образцом, учить различать геометр. фигуры.

7.Игра-занятия          «Круг.Овал»

*закрепить представление о геометр. фигурах;

*познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала;

*развивать мышление, память, внимание.

8.НОД «как мишка и ежик ходили друг к другу в гости»

*упражнять детей в различении цвета;

*закрепить понятия «большой-маленький», «длиннее-короче»;

*закрепить название геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал);

*развивать логическое мышление, речь.

Март

1.Игра-занятия «поезд»

*учить детей классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме;

*развивать умение читать геометр. Фигуры по знакам.

2.Игра-занятия «Овал»

*познакомить детей с овалом и его свойствами;

*закрепить умение распознавать изученные геометр. фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки.

3.Игра-занятия «микки-маус в зоопарке»

*развивать умение выделять заданную геометр. фигуру по 3 признакам-форма, величина, цвет;

*закрепить понятия: «большой-маленький», «худой-толстый», «низкий-высокий», «узкий-широкий».

4.Игра-занятия «чудесный мешочек»

*закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);

*развивать умение находить и на ощупь определять геометр. фигуру, называть ее;

*развивать комбинаторные способности.

5.Игра-занятия «волшебные картинки, или новые приключения колобка»

*развитие мыслительных операций, речь, умения обосновывать правильность суждений;

*закрепить знание детей о геометр. фигурах (круг, квадрат, треугольник,….);

*умение объединять геометр. фигуры по двум разным признакам с применение карточек-символов.

6.Игра-занятия «Ты кто, малыш?»

*закрепить знания детей о геометр. фигурах, их основных признаках;

*развивать умение находить сходства и различия, обосновывать свое мнение;

*дать первые представление о геометрии;

*развивать умение пользоваться карандашом, линейкой, развивать мелкую моторику рук.

7.Игра-занятия «учимся играя!»

*дать представление о геометр. формах (круг, квадрат, треугольник);

*развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции;

*закрепить понятие «много и один»;

*развивать внимание и вызвать радость.

8. «путешествие в занимательную математику»

*упражнять детей в установлении соотношений между 5 предметами по высоте, учить употреблять слова: самый высокий, выше, ниже, низкий;

*закреплять понятие о геометр. фигурах;

*учить детей ориентироваться в пространстве.

Апрель

1.Дид.игра «Угости кукол»

*развивать навык сопоставления;

*обучать счету.

2.Игра-занятия «город цветных человечков»

*закрепить знания детей о понятиях «цвет», «форма»;

*упражнять в умении сравнивать по величине;

*развивать внимание, воображение, мышление.

3.Игра-занятия «секретики»

*закрепить знания детей о признаках геометр.фигур;

*развивать мелкую моторику рук;

*развивать речь, мышление, внимание, воображение;

*учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Дид.игра «геометрическое лото»

*закрепить знание «цвет», «форма»;

*развивать внимание.

5.Нанизывание бус

разной формы.

*Учить детей чередовать предметы по форме.

6.Игра «Большому зайчику – большую ложку».

*продолжать учить выполнять задания на соотнесение предметов по величине (большой, маленький);

*учить ориентироваться в 2 предметах более близких по величине.

7.Дид.игра «много-мало»

*помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

8.НОД «Чьи детки?»

*расширить знания детей о жизни диких животных, их корме и жилищах;

*упражнять в различении геометрических фигур;

*развивать умение сравнивать группы предметов, считать звуки и движения;

*упражнять в различении размеров и цветов спектра.

Май

1.Игра-занятия «Игры лисенка Рыжика»

*развивать умение классифицировать, находить общие признаки геометр.фигур;

*развивать память, логическое мышления;

*развивать мелкую моторику рук;

*вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.

2.Игра «Что в коробке лежит?».

*привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, бумага, материя, полиэтилен, металл) для ознакомления с их свойствами, манипулирования, называния.

3.Игра «Найди такой же».

*упражнять детей в узнавании предметов красного цвета;

*обращать внимание детей на цвет различных предметов (одежды, игрушек, растений и пр.).

4.Игра «Такой - не такой».

*учить детей различать шарики и кубики;

*учить соотносить предметы по форме по образцу.

5.Раскладывание фишек по цветам.

*продолжать учить детей соотносить предметы по цвету.

6.Складные кубы.

*учить детей складывать рисунок, развивать мыслительные операции.

7.НОД «Веселые треугольники»

*формировать на предметной основе представления о треугольника;

*формировать пространственные отношение: сверху-снизу, вправо-влево;

*закрепить навыки аппликации.

8.Развлечение «Веселый паровозик»

*совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометр.фигур;

*развивать логическое мышление, творческое воображение, умение группировать предметы по признакам сходства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Конспект интегрированной НОД для детей  первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи  на тему «Два гуся!»Виды детской деятельности: двигат...

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"

План по самообразованию в первой младшей группе"Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"...

Инновационный проект в первой младшей группе "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Работа с родителями и детьми по развитию сенсорных способностей детей....

Педагогическая статья воспитателя первой младшей группы "Сенсорное развитие ребенка"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...