Выступление на методическом объединении на тему :«Формы работы с семьей внутри детского сада»
консультация
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
на тему :«Формы работы с семьей внутри детского сада»
Подготовила выступление:
воспитатель 1 кв. категории
Вандышева В.И.
структурное подразделение
МОБУ «Поздеевская СОШ»-
Детский сад «Солнышко»
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Перечень форм работы:
- Презентация дошкольного учреждения;
- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей;
- Педагогический совет с участием родителей;
- Посещение семьи;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Групповые собрания с родителями;
- «Круглый стол» с родителями;
- Конференция с родителями;
- Общие собрания родителей;
- Наглядная пропаганда.
1) Презентация дошкольного учреждения .
- Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
- Результат : родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.
2) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
- Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
- Результат : Родители получают информацию о проведении занятий, тематике и сами имеют возможность включиться в беседу.
3) Педагогический совет с участием родителей.
- Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
- Ход педсовета:
Теоретическая часть.
Анкетирование родителей.
Подведение итогов анкетирования.
Интервью с родителями.
Педагогические ситуации.
Телефон доверия.
4) Посещение семьи.
- Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания.
- Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи.
- Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д.
- Результат: После такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
5) Педагогические беседы с родителями.
- Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
6) Тематические консультации.
- Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
- Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
7) Групповые собрания родителей.
- Цели : знакомство с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
- Повестка:
- Педагогическая беседа (доклад);
- Выступление врача или медицинской сестры;
- Выступление специалистов;
- Сообщение какого – либо из родителей об опыте семейного воспитания;
- Обсуждение текущих организационных вопросов.
8) "Круглый стол" с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
- Цель : в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
9) Конференция с родителями.
- На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.
- Тематика конференций для родителей:
Эстетическое воспитание дошкольников.
Растим будущих мам и пап.
Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
"Школьное завтра" наших детей.
10) Общие собрания родителей.
- На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским
садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.
11) Наглядная пропаганда.
- В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.
Использованная литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2006г. Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!»
- Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ".
- Журнал "Дошкольное воспитание« № 5, 2011г .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перечень форм работы: Презентация дошкольного учреждения; Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей; Педагогический совет с участием родителей; Посещение семьи; Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации; Групповые собрания с родителями; «Круглый стол» с родителями; Конференция с родителями; Общие собрания родителей; Наглядная пропаганда.
1) Презентация дошкольного учреждения . Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Результат : родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.
2) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Результат : Родители получают информацию о проведении занятий, тематике и сами имеют возможность включиться в беседу.
3) Педагогический совет с участием родителей. Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. Ход педсовета Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. Подведение итогов анкетирования. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме
4) Посещение семьи. Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи . Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. Результат: После такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
5) Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации. Цель : оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
6) Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
7) Групповые собрания родителей. Цели : знакомство с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка: Педагогическая беседа (доклад); Выступление врача или медицинской сестры; В ыступление специалистов; Сообщение какого – либо из родителей об опыте семейного воспитания; Обсуждение текущих организационных вопросов.
8) "Круглый стол" с родителями. Цель : в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания . На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
9) Конференция с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Тематика конференций для родителей: Эстетическое воспитание дошкольников. Растим будущих мам и пап. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе. "Школьное завтра" наших детей.
10) Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.
11) Наглядная пропаганда. В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Современные работы с семьей: Первые визиты в детский сад. Вводные собрания. Когда приводить и забирать ребенка Телефонные звонки. Конференции родителей и воспитателей. Как использовать письменные формы общения? Брошюры. Пособия. Бюллетень. Еженедельные записки. Неформальные записки. Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений. Отчеты . Гость группы. Доброволец. Член родительского собрания.
Как развивать работу, направленную на родителей? Сотрудничество родителей друг с другом . Информация для родителей и их обучение. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Использование коммуникативных ресурсов. Обмен литературой.
Что могут делать родители в детском саду: - читать детям рассказы, сказки, истории; - приносить различные игрушки для общих игр; - собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.; - участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)
Использованная литература: Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями» Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2006г. Т. Киреева «Всей семьёй - на старт!» Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ". Ж урнал "Дошкольное воспитание« № 5, 2011г .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с семьей внутри детского сада.
Консультация для воспитателей....
Формы работы с семьей внутри детского сада
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония....
Формы работы с семьей внутри детского сада
Консультация для воспитателей. В изложенном материале предлагаются воспитателям различные формы работы с семьей...
Формы работы с семьей внутри детского сада
Формы работы с семьей внутри детского сада:· Презентация дошкольного учреждения· Открытые занятия с деть...
Формы работы с семьей внутри детского сада.
Формы работы с семьей в детском саду...
Консультация "Формы работы с семьей внутри детского сада"
Знакомство родителей с дошкольным учреждением....
Формы работы с семьей внутри детского сада
Консультация для воспитателей "Формы работы с семьей внутри детского сада"...