Песочная арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития творческого воображения
методическая разработка (младшая группа)
Тема: песочная арт-терпия в работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития творческого воображения.
Актуальность:
Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский
Игры с песком — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в моей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
В настоящее время мы, воспитатели, имеем большие возможности обогащения развивающей среды различными игрушками, играми, конструкторами, которые помогают нам в реализации федерального стандарта дошкольного образования и способствуют раскрытию способностей воспитанников. Современного ребёнка становится все труднее удивить, именно поэтому в своей работе я нашла место для песка кинетического и кварцевого. Эту технологию можно широко применять в образовательной, свободной игровой и других видах деятельности с дошкольниками.
Главной целью занятий с песком являются:
существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
совершенствуется развитие предметно- игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, фантазия, мышление, а также речь и моторика.
формирование у ребенка представления об окружающем мире;
развитие моторики.
В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции. Использование песка дает положительные результаты, дети чувствуют себя более успешными, в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе, страх и напряжение исчезает.
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песок, проводя, развивающие и обучающие занятия.
Главная особенность песка в том, что он позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве.
Кварцевый песок
Ещё одним увлекательный занятием является рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий и образов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Дети способны многому научиться, рисуя песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то новое. Выполнение заданий совместно с партнером (ребенок, родителем, педагогом) приносит большую пользу.
В этом учебном году я стала активнее использовать в своей работе арт-терапевтическую технику, как рисование песком на световом столе. Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Можно использовать приемы (в зависимости от возраста) задания как:
1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др. ,
2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
5. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
6. "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
7. сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.
Кинетический песок (kineticsand) – это оригинальный современный состав, разработанный в Швеции. Кинетический песок состоит из 98% натурального и 2% специального связующего компонента.
Это потрясающее развивающее игровое средство для детского творчества. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то свое.
Песок этот очень
- пластичный;(показать разрезав стеком)
- тянется;
- не засыхает;
- не оставляет пятен;
- экологически чистый, произведен согласно всем стандартам безопасности.
Идеи для игр с кинетическим песком:
1. Игра «Знакомство с песком». «Ручеёк бежит сквозь пальцы».
Цель: Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)
Ход: Напомнить мультфильм про ручеёк. Показать, как ручеёк из песка может перемещаться, протекать сквозь пальцы. Предложить детям поиграть со своим ручейком.
2. Игра «Мы скатаем колобок»
Цель: Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок. Способствовать закреплению навыка скатывания в шар.
Ход: Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки.
Обыграть готовый персонаж.
3. Игра «Башенки»
Цель: Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность сохранять форму при ударе)
Ход: Показать картинки с разными видами башенок. Показать, как можно построить башню без инструментов, одними руками.
4. Игра «Паровозик из Ромашкино»
Цель: Продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка.
Закреплять представление о геометрических фигурах.
Учить создавать изображение паровоза из геометрических фигур с помощью формочек для песка.
Ход: Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении показать, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников – квадрат и т. д.
В конце «рассадить» пассажиров в вагоны.
5. Игра «Птицы»
Цель: Способствовать закреплению представления о свойствах кинетического песка. Развивать мелкую моторику рук, умение выбирать способ действия при лепке. Закреплять названия птиц.
Ход: Предложить устроить птичью столовую сделав птиц (по теме)
Сообщить, что дети могут использовать трафареты, печатки или слепить
птиц.
6. Игра «Укрась коврик»
Цель: Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки.
Развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника.
Способствовать активизации творческой активности.
Ход: Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы. Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки.
Обращает внимание на расположение узоров.
7. Игра «Прятки»
Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детали конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть и найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек. Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.
Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.
8. Игра «Кто выше».
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.
Задача — построить башню как можно выше.
Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков.
Таким образом, игры с песком развивают координацию движений, пальцевую моторику, стимулируют чувствительность, развивает навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, стимулируют познавательные интересы и расширяют кругозор.
Также игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: песочная арт-терпия в работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития творческого воображения.
Актуальность:
Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка! К. Д. Ушинский
Игры с песком — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в моей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
В настоящее время мы, воспитатели, имеем большие возможности обогащения развивающей среды различными игрушками, играми, конструкторами, которые помогают нам в реализации федерального стандарта дошкольного образования и способствуют раскрытию способностей воспитанников. Современного ребёнка становится все труднее удивить, именно поэтому в своей работе я нашла место для песка кинетического и кварцевого. Эту технологию можно широко применять в образовательной, свободной игровой и других видах деятельности с дошкольниками.
Главной целью занятий с песком являются:
существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
совершенствуется развитие предметно- игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, фантазия, мышление, а также речь и моторика.
формирование у ребенка представления об окружающем мире;
развитие моторики.
В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции. Использование песка дает положительные результаты, дети чувствуют себя более успешными, в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе, страх и напряжение исчезает.
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песок, проводя, развивающие и обучающие занятия.
Главная особенность песка в том, что он позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве.
Кварцевый песок
Ещё одним увлекательный занятием является рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий и образов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Дети способны многому научиться, рисуя песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то новое. Выполнение заданий совместно с партнером (ребенок, родителем, педагогом) приносит большую пользу.
В этом учебном году я стала активнее использовать в своей работе арт-терапевтическую технику, как рисование песком на световом столе. Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Можно использовать приемы (в зависимости от возраста) задания как:
1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др. ,
2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
5. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
6. "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
7. сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.
Кинетический песок (kineticsand) – это оригинальный современный состав, разработанный в Швеции. Кинетический песок состоит из 98% натурального и 2% специального связующего компонента.
Это потрясающее развивающее игровое средство для детского творчества. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то свое.
Песок этот очень
- пластичный;(показать разрезав стеком)
- тянется;
- не засыхает;
- не оставляет пятен;
- экологически чистый, произведен согласно всем стандартам безопасности.
Идеи для игр с кинетическим песком:
1. Игра «Знакомство с песком». «Ручеёк бежит сквозь пальцы».
Цель: Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность перетекать, перемещаться)
Ход: Напомнить мультфильм про ручеёк. Показать, как ручеёк из песка может перемещаться, протекать сквозь пальцы. Предложить детям поиграть со своим ручейком.
2. Игра «Мы скатаем колобок»
Цель: Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок. Способствовать закреплению навыка скатывания в шар.
Ход: Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки.
Обыграть готовый персонаж.
3. Игра «Башенки»
Цель: Закреплять свойства кинетического песка (тягучесть, способность сохранять форму при ударе)
Ход: Показать картинки с разными видами башенок. Показать, как можно построить башню без инструментов, одними руками.
4. Игра «Паровозик из Ромашкино»
Цель: Продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка.
Закреплять представление о геометрических фигурах.
Учить создавать изображение паровоза из геометрических фигур с помощью формочек для песка.
Ход: Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении показать, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников – квадрат и т. д.
В конце «рассадить» пассажиров в вагоны.
5. Игра «Птицы»
Цель: Способствовать закреплению представления о свойствах кинетического песка. Развивать мелкую моторику рук, умение выбирать способ действия при лепке. Закреплять названия птиц.
Ход: Предложить устроить птичью столовую сделав птиц (по теме)
Сообщить, что дети могут использовать трафареты, печатки или слепить
птиц.
6. Игра «Укрась коврик»
Цель: Продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки.
Развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника.
Способствовать активизации творческой активности.
Ход: Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы. Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки.
Обращает внимание на расположение узоров.
7. Игра «Прятки»
Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детали конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть и найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек. Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.
Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.
8. Игра «Кто выше».
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.
Задача — построить башню как можно выше.
Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков.
Таким образом, игры с песком развивают координацию движений, пальцевую моторику, стимулируют чувствительность, развивает навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, стимулируют познавательные интересы и расширяют кругозор.
Также игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей».
План самообразования...
Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".
Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....
Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".
Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....