Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством творческой деятельности с применением нетрадиционных техник «Все краски природы» во второй младшей группе №1 «Медвежата» 03.11.2022 г.
проект (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Проблема: Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, нетрадиционная техника рисования подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Мамонтёнок»

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник

«Все краски природы»

во второй младшей группе №1 «Медвежата»

Салехард 2022 г.


Проблема: Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, нетрадиционная техника рисования подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства.

         Актуальность

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. Испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, формируются  в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах. 

Цель: развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей через изобразительную деятельность.

 Задачи:

Обучающая:

- Формировать начала экологической культуры, сохранять и беречь природу.

- Совершенствовать у воспитанников умения воспринимать красоту явлений, объектов живой и неживой природы, развивать потребность в наслаждении ее красотой.

- Развивать  у детей целостное представление картины мира.

Развивающая:
- Развивать познавательные способности по экологическому воспитанию через изодеятельность;

- Развивать возможность творческого самовыражения через продуктивную деятельность, отражая и преумножая красоту окружающей природы;

-Развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей.

-Развивать умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.

-Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром.

Воспитательная:
- Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Новизна проекта: Проект «Экологическое воспитание посредством изодеятельности» является интегрированным проектом. Он тесно вплетён в другие виды деятельности:  ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую,  музыкальную.  Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и впечатлений в изобразительную деятельность, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Объект: дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством изодеятельности.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта:

Дети 2младшей группы.

Воспитатели

Родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный (1год).

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;

- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;

- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .

Гипотеза:  Если использовать экологическое направление в изобразительной деятельности, то это позволит сформировать у всех участников проекта экологическую грамотность.

Ожидаемые результаты детей:

 • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

• улучшения восприятия, обогащение сенсорного  опыта;

•проявление активности в восприятии «прекрасного» в окружающей действительности и искусстве;

• откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

• использование разнообразных средств и техник при передаче художественных образов.

• к концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство;

• высокий уровень знаний детей старшего дошкольного возраста программного  материала по экологическому воспитанию.

Методическое обеспечение

1. Конспекты  занятий.

2. Планирование работы вне занятий и в свободной деятельности.

3. Организация выставок детских работ.

4. Диагностика.

Ресурсное обеспечение

  • Информационное  (интернет, методическая литература, спец. пособия)
  • Материально-техническое ( видео и аудио аппаратура, материалы для изобразительной деятельности); уголок природы в группе; наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года); библиотечка книг с экологическим содержанием.

Итоговое проектное мероприятие: Выставка детских рисунков по нетрадиционной технике рисования «Краски природы»

Этапы работы

Сроки

Вид деятельности

Работа с родителями

1.Подготовитель-ный

сентябрь-октябрь

Разработка проекта

Подбор материала для художественной деятельности.

Разработка тематического плана мероприятий

Подбор иллюстраций, фотографий.

Разработка конспектов НОД

Ознакомление родителей с проектом

Подбор материала для родителей.

Проведение анкетирования для родителей на тему: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

2. Основной

ноябрь-май

Работа с детьми

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми)

Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий
Игры
Наблюдение за природой
Оформление выставки

Консультация для родителей.

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности.»

Папка-передвижка: «Рисование нетрадиционными способами»

3.Заключи-

тельный

Май

Ознакомление воспитателей ДОУ (педсовет; презентация)

Ознакомление родителей с результатами реализации проекта

ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Названия

мероприятия

Формы и методы

Практический выход

Ноябрь

1.Рисование

Рисование ладошками и пальчиками

ООД «Волшебное дерево»

2.Лепка

Пластилинография

ООД «Вот ежик, ни головы, ни ножек»

Декабрь

1.Рисование

Рисование вилками

ООД «Елочка»

2.Аппликация

Аппликация из ватных дисков

ООД «Зимнее дерево»

Январь

1.Аппликация

 Аппликация из манной крупы

ООД  «Идет зима, аукает»

2.Лепка

Лепка из снега

ООД на прогулке «Снеговик»

Февраль

1.Рисование

В технике

Томпонирование

ООД «Зимние пейзажи»

2.Аппликация

Обрывная аппликация

ООД «Живые облака»

Март

1.Рисование

Техника отпечатка (Гофрокартон)

ООД «Розочки»

2.Лепка

Лепка из песка

ООД «Куличики»

Апрель

1.Рисование

Рисование ватными палочками

ООД «Одуванчики»

2.Аппликация

Аппликация из ткани

ООД «Рыбки»

Май

1. Рисование

Рисование «пухлыми» красками

ООД «Арбуз»

2.Лепка

Лепка из соленого

теста

ООД «Овощи для магазина»


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?»

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

  1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

    да

    очень умеренные способности

    у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

    2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

    бумага (белая, цветная)

    краски

    глина

    пластилин

    сангина

    уголь

    цветные мелки

    наборы цветных карандашей

    фломастеры

    кисти

Дополните свой ответ: _____________________________________________________________.

    3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?

    компьютерные программы

    электронные пособия по изобразительной деятельности

    слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства

Дополните свой ответ: __________________________________________________________________________.

    3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

    берет, когда сам пожелает

    по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________.

    4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

    часто

    иногда

    никогда

Кого в основном просит ребенок? __________________________________________________________.

    5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

    предлагаете самому порисовать

    обещаете порисовать в другой раз

    включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ: _________________________________________________________________.

    6. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

    картины (пейзаж, натюрморт и др.)

    декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)

    не использую

Дополните свой ответ: ______________________________________________________________

    7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком? _____________________________________________________________

    8. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

    да

    нет

Благодарим за сотрудничество!

Консультация для родителей.

Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности.

Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в  голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".        В.А. Сухомлинский

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, детивновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Изобразительное искусство дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Изобразительное искусство способствует формированию целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлений.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Дидактические игры.

  1. «Рыбки плавают в ручейке».

Цель игры: развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья), располагать изображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

  1. «Ягоды, овощи, фрукты.

Цель: Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения (выбери такой же), учить действиям классификации («подбери все овощи, все фрукты, все ягоды по цвету»). Учить выкладывать ряды одинаковых изображений.

Материал: картинки с изображениями разных ягод, овощей, фруктов.

  1. «На лугу расцвели красивые цветы»

Цель: Развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбирать по цвету, разнообразя цветовую гамму.

Закреплять цветовую гамму теплых цветов и холодных.

Материал: фон - поле, цветы разных цветов и оттенков.

4. «Что растет в лесу?»

Цель: закреплять знания детей о лесе, о том, что там растет. Учить дифференцировать лесные и садово-огородные растения. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Материал: картинки грибов, ягод, цветов, растений, поле леса. Материал: картинки грибов, ягод, цветов, растений, поле леса.

5. «Радуга»

Цель: развивать чувство цвета, учить детей подбирать изображенные на картинках предметы по цвету. Развивать действия анализа, сравнения, выделения нужного цвета.

Материал: фон - Радуга, картинки предметов.

6. «Составь пейзаж»

Цель: учить детей составлять многоплановую пейзажную композицию, закреплять названия разных пород деревьев, времена года. Воспитывать любовь к природе.

Материал: фланелеграф, силуэты деревьев, грибов, ягод, людей по разным временам года.

7. «Составь натюрморт»

 Цель: учить детей составлять натюрморт, композицию, подбирать цвет предметов. Учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

Материалы: фланелеграф, силуэты ваз, тарелки, овощей, фруктов.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования  (отпечаток ладошкой) «Осеннее дерево».

Цели: Учить видеть красоту осенней природы; продолжить использовать технику рисования ладошками.
Материалы и оборудование: Лист с изображением дерева. Доска, гуашь в мисочках;  иллюстрации осенних деревьев.
Задачи:
Развивающие:
 развивать память и внимание детей, развивать речевое общение детей с взрослыми и сверстниками, развивать художественное восприятие, развивать моторику рук, развивать чувство цвета и композиции.
Воспитательные: воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам, воспитывать аккуратность.
Образовательные: тренировать память, формировать целостную картину мира природы, закрепить знания детей о приметах осени.
Предварительная работа: Наблюдения за деревьями осенью во время прогулок;
изучение строения дерева.

Ход занятия:
Воспитатель. Дети, как красиво на улице! Наступила золотая осень, как вы думаете, почему осень называют золотой? (ответы детей)
- Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Не касаясь сосен
И елочек. Я (Осень).
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
А с деревьями у нас что происходит (ответы детей)
Подходим к столу, посмотрите, что лежит на наших столах. Деревья.
Конечно это деревья! А что не хватает нашим деревьям? Листочков!
Давайте вместе с вами нарисуем дерево с помощью нашей ладони.
Опускаю свою ладонь в мисочку с краской и отпечатываю ладонь на листе. Дети выполняют работу вместе с воспитателем. Затем идём моют руки. И рассматривают
наши замечательные деревья!


Конспект зимней прогулки «Снеговик»

Тема: «Снеговик»
Программное содержание:
Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; продолжать формировать представления детей о свойствах снега.
поддерживать познавательные интересы к природе;
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте окружающей природы; продолжать учить детей действовать в команде, поддерживать друг друга. 
Ход прогулки:
1. Наблюдение за снегом.
Воспитатель:
«Кто, угадай-ка, белая хозяйка.
Тряхнет перинки - с неба снежинки? » (Зима) .
Дети:

Сыплет белый снежок,
Все деревья в инее,
Мы выходим погулять в это утро зимнее.
Нам не страшен мороз,
Пусть пугает стужею,
С ним холодной зимой
Очень крепко дружим мы!

 (Т. Башмакова)


Воспитатель: Ой, как много снега намело. Посмотрите, как снег красиво украсил дома, деревья, как красиво он блестит на солнце. Как вы думаете, почему снег сейчас не тает? Дети: Сейчас зима, на улице холодно.
Воспитатель: А какой снег, кто мне подскажет?
Дети: Снег легкий, холодный, белый, липкий.
Воспитатель: Что можно сделать из снега?
Дети: Можно вылепить снеговика, построить горку, сделать снежки.
2. «Лепим Снеговика»
Воспитатель: А что вы хотите сделать?
Дети предлагают варианты, выбирают снеговика.
Ребенок: Я хочу загадать всем загадку: Что за странный человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Дети вместе с воспитателем лепят снеговика.
Раз – рука, два – рука – лепим мы снеговика.
Три четыре, три – четыре – нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа, угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, пусть смеется он у нас!
Семь и восемь, семь и восемь – мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик, через голову – кувырк,
Ну и цирк!

3.Игра «Ловишки со Снеговиком»

Я огромный снеговик,
К снегу, холоду привык...
А вы зачем сюда пришли?
Как дорогу в лес нашли?!
Рассердился я на вас,
Буду всех ловить сейчас!
Ну-ка быстро разбегайтесь                      И лучше мне не попадайтесь!

Конспект занятия в технике тампонирования.

Тема: «Веточка рябины в вазе»

Цель: рисование осеннего натюрморта с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования – тампонирование по трафарету. Закреплять умения в применении элементов нетрадиционных техник рисования – оттиск и пуантилизм. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к познанию природы.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами и натюрмортами известных художников. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены натюрморты с веточками рябины. Упражнения в симметричном вырезывании.

Материалы и оборудование. Белые листы бумаги,  акварельные краски,  кисточки разных размеров в стаканчиках, палитры, баночки с водой,  салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.  Ребята, мне сегодня прямо в руки упал листочек, а на нем – загадка. 

 «Что за волшебница краски взяла? Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажете вы?» ( Осень)

- Сядьте на подушечки (на ковре) и послушайте музыку композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня».

- Какая музыка?(задумчивая,  печальная, плавная, медленная, певучая) О чем рассказала музыка? Что вы в ней услышали? (грусть, шелест листвы, порывы ветра). К какой картине больше подходит это произведение? (Леонида Афремова «Осень»)

- Почему?

- Послушайте стихотворение А.Рождественской «Рябинушка», определите, к какой картине оно относится.

Вот и осень наступила, сад стал золотистый,

И рябинушка надела красные манисты.

А надев убор красивый, всех нарядней стала,

Будто яркая рябина с нами заплясала.

2.Основной этап

- Мы нарисуем осенний натюрморт с рябиной, используя нетрадиционные техники рисования: тампонирование.

- Какие задачи мы поставим? (рисовать аккуратно, правильно строить композицию, подбирать цветовую гамму)

- Какие техники вам уже знакомы и где их можно применить? (оттиск веточек картоном, пуантилизм – рисование ягод пальцем)

- Кто догадался, где можно использовать тампонирование по трафарету? (рисование вазы)

Дидактическая игра «Собери листочки»

Незнайка хотел помочь осени, но нечаянно рассыпал все листочки. Дети, давайте, поможем осени их собрать? (группы по 3 человека подходят к столам и из частей складывают вазы, образцы этих ваз вывешиваются на доске.)

Физминутка – хоровод «Осень милая, шурши»

Вы не зря в осенней сказке побывали,

Все осеннюю красу в работах передали,

Поэтому устроим мы сейчас наш осенний вернисаж.

- Заканчиваем, наводим порядок, работу укрепляем на стенде.

-Рисование веточки рябины в вазе. ( звучит легкая спокойная музыка)

3. Рефлексия. -Пришло время посмотреть наши работы. Полюбуйтесь. Вам нравится выставка? Давайте придумаем название нашей выставки. ( «Осенняя сказка», «Рябинушка»)

– Поднимите руку, кто сегодня испытал трудности.

- Похлопайте те, кто сегодня научился рисовать в технике «тампонирования по трафарету».

Передавая листочек, рассказать, что понравилось, а что нет.

Осень нам оставила листочки. Прикрепите красный листочек рядом с той работой, которая вам больше понравилась, объясняя, почему? (желтый- к работе, которая чуть меньше понравилась.

Конспект занятия-экспериментирования. Свойства песка.

«Изготовление куличиков»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить доводить работу до конца.

материалы и оборудование: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой. Аудиозапись Свиридов «Отзвуки вальса». Игрушка зайчика.

Ход экспериментирования:
1. Игровой момент.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?
Заносит игрушку зайчика. Зайка принёс грузовик с сухим песком.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.
Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?
Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за зиму выросли и стали большими, скажите вы, что это такое.
Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?
Воспитатель показывает детям песок.
Воспитатель: Что это такое? (Песок).
Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у нас находится песок.
Дети показывают.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель: Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.
2. Уточнение правил безопасности.
Во время игры:
не брать песок в рот;
не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
3. Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)
Воспитатель: Что насыпано в ваших ёмкостях? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.
Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).
- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).
- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)
- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?
Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».
Цель:
 закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.
Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)
- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)
Воспитатель: Даниил, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.
Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия  Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение присаживаются на корточки).
4. Выполнение 2-й части эксперимента.
 Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Воспитатель вместе с зайцем наливает воду в песок.
- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).

Вывод. Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.
- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)
- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.
5. Итог игры.
Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.
Стёпа начинает фразу, дети заканчивают.
- Я узнал, что песок сухой (светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).
- Песок мокрый. (темный, холодный, из него можно лепить куличики).
Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили
 делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания.


Конспект занятия по рисованию в средней группе 

«Одуванчики»(Рисование ватными палочками)

Программное содержание:

  • Учить самостоятельно украшать изделие точками, используя ватные палочки.
  • Расширять представления детей о весне, как о времени года, о ее признаках, о первых весенних цветах.
  • Развивать навыки составления рассказа о своей работе, проведения анализа работы.

Материалы: альбомные листы, ватные палочки, гуашь, баночки с водой (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в живой природе. Рассматривание одуванчиков на картинке, чтение познавательной сказки «Одуванчик и ветер».

 Ход занятия:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна.)

- А как вы поняли что пришла весна? (Растаял снег, ярче светит солнышко, щебечут птички, появляется травка.)

- Правильно, ребята. На улице потеплело и стали появляться первые цветочки. Ребята, а вы знаете как они называются? (Подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы.)

- Правильно, молодцы!

- А теперь отгадайте загадку:

На лужайке возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке. (Одуванчики.)

- Правильно, это одуванчик.

- Ребята, посмотрите какой красивый одуванчик на картине (дети рассматривают фото или картинку). Послушайте стихотворение О. Высоцкой о нем:

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

- Ребята, чем же этот цветок похож на солнце? (Круглый, желтый.) Правильно, молодцы. Давным-давно люди так и говорили: «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной!»

- Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Приходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

- Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

- Одуванчик – очень правильный цветок. Просыпается и ложится спать вместе с солнышком. В пасмурную, дождливую погоду одуванчик не раскрывает свои лепестки, держит их закрытыми. А ещё одуванчики очень любят насекомые. Шмели и бабочки пьют одуванчиковый сладкий нектар. Пчелы кушают цветочную пыльцу, нектар и делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

- Ребята, давайте еще раз рассмотрим одуванчик. Посмотрите, пожалуйста, на картинку, из каких частей состоит этот цветок? (Стебель, листья, цветок, корень.) А какую форму напоминает цветок одуванчика? (Форму круга.) Правильно, молодцы.

- А у нас сегодня гость, он приехал к нам с далекого севера, где всегда холодно. (Вносится плюшевый белый медвежонок.) Этот медвежонок никогда не видел цветов.

- Давайте познакомим медвежонка с одуванчиками и нарисуем для него их много-много, целую лужайку.

- Но сначала отдохнем. Сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

(Соединить руки, изображая «бутон».)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрыть руки, разжать пальцы.)

Всем лепесткам красоту и питание

(В ритме словам раздвигать и соединять пальцы.)

Дружно дают под землей корешки!

(Соединить руки тыльными сторонами,

пошевелить пальчиками – «корешками».)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.

(Плотно сжать переплетенные пальцы.)

Тихо засыпают, головки опускают.

(Положить руки на колени.)

- Ребята, а теперь давайте нарисуем одуванчики ватными палочками и гуашью. Лист бумаги расположим перед собой горизонтально.

Выполнение работы детьми.

Итог:

- Давайте вспомним, что мы делали с вами на нашем занятии?

- Что вам понравилось больше всего?

- Кто приходил к нам в гости?

- Что собирают пчелки с цветков одуванчика?

- А можно срывать цветы в лесу и на полянах? Почему? (Сохраним красоту.)

- На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, не надо их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу завянут.

- Все ребята сегодня постарались. Молодцы! А теперь давайте вместе с медвежонком рассмотрим самые лучшие рисунки.

- Мы поместим все работы на выставке, чтобы у нас получилась большая поляна одуванчиков, посмотрите как красиво! Белый медвежонок очень рад!

В конце занятия можно провести игру:

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик. (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит, (Разбегаются в разные стороны.)

Все вокруг зашелестит («Ш-ш-ш-ш-ш».)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу.)

И сольются с небосводом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа.  "Вышла курочка гулять"...

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа.  "Вышла курочка гулять"...

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) ll младшая группа. "Курочка ряба"

"Курочка Ряба"    Цель: Закрепить с детьми способ рисования - отпечатывание пальцами. Учить рисовать хорошо знакомый объект, соблюдать пропорции, украшать свой рисунок дополнительными д...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) и музыке во второй младшей группе на тему: "Петушок".

Цели:  - сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного ис...

Заметка "Развлечение с Незнайкой" во второй младшей группе №2 "Медвежата" 31.10.2022 г.

В октябре в МБДОУ «Мамонтёнок» прошли развлечения с Незнайкой в бассейне. С  целью популяризации здорового образа жизни, занятий плаванием и  повышению двигательной активности де...

Заметка "Здравствуй, осень» во второй младшей группе №2 «Медвежата» 31.10.2022 г.

Традиционно, в октябре, в нашем детском саду проходят осенние праздники.  У детей второй младшей группы «Медвежата» прошел осенний утренник. На дворе пасмурно и холодно, не хватает со...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством творческой деятельности с применением нетрадиционных техник «Все краски природы» во второй младшей группе №1 «Медвежата» 07.11.2022 г.

ull;Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проя...