Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по формированию грамматического строя речи»
консультация (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_formirovaniyu_gsr_u_rebenka.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с родителями по формированию грамматического строя речи»
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении грамматического строя речи.
Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.
Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи.
Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:
- Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка;
- Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
- Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
- Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).
Целенаправленная работа по развитию грамматического строя речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, обращать внимание на грамматический строй речи). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений.
В семье общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, а также через общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
амостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,
совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и
разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные
условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического
слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются
первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов
внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями
как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными
предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш
начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,
коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это
связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения
маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических
ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая
следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для
дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к
этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась
возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6
лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову,
его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как
«рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление
малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к
смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения
сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь
ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем
уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко
подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,
употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут
наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде
всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а
также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и
конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной
деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование
грамматического строя речи является игра.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,
совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и
разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные
условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического
слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются
первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов
внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями
как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными
предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш
начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,
коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это
связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения
маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических
шибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая
следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для
дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к
этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась
возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6
лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову,
его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как
«рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление
малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к
смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения
сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь
ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем
уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко
подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,
употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут
наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде
всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а
также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и
конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной
деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование
грамматического строя речи является игра.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,
совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и
разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные
условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического
слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются
первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов
внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями
как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными
предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш
начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,
коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это
связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения
маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических
Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т.д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.
Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение. Воспитатель может предложить родителям проводить детьми следующие игры:
ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая
следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для
дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к
этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась
возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6
лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову,
его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как
«рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление
малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к
смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения
сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь
ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем
уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко
подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,
употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут
наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде
всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а
также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и
конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной
деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование
грамматического строя речи является игра.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,
совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и
разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные
условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического
слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются
первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов
внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями
как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными
предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш
начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,
коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это
связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения
маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических
«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький гномик жил в маленьком … домике. В домике гномика стояла маленькая мебель. Назовите её: стульчик, шкафчик, столик и т.д
«Из чего?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
«Длинный или короткий?» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи. У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий. У медведя короткий хвост, а у белки длинный.
«Какой? Какая? Какое?» Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Назовите Сок из яблока (какой?) —яблочный. Варенье из клубники (какое?) клубничное. Следим, за как произносим окончания прилагательных. Борщ из овощей (какой?) ….. Компот из фруктов (какой?)….. и.т.д.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. У ослика чей хвост? —ослиный, у лошади чей хвост? – лошадиный. Чьи следы: кошачьи, гусиные ит.д.
«Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; В составлении простых предложений. Посмотрите на этого фантастического зверя и скажите: Чей у него хвост -…, Чьи лапы --…., Чьи крылья --….
«Дерево родственных слов» Цель: учить образовывать однокоренные слова. Рыба- рыбак, суп из рыбы—рыбный, сеть –рыболовная.
«Чего не хватает?» Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Посмотрим сначала на первую картинку, затем на вторую и скажем, чего не хватает?
«Накорми животное» Цель: Закрепление форм дательного падежа. Теперь покормим животных. Зайцу я дам морковку. Медведю дам малину. Корове – траву и т.д.
«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. А сейчас поупражняемся образовывать множественное число существительных: Я показываю картинку одного предмета, а вы называете много предметов в Им. падеже. Это поросенок, а это-поросята. Это котенок, а это—котята.
«Два и пять» Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи. А сейчас мы с вами поучимся считать: два стола – пять столов, Два дома – пять домов.
«Почини сломанные игрушки» Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа. Посмотрите, игрушки сломались, чего нет у мишки? У мишки нет лапы.
«Великан, человек и лилипут» Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, -ик-, - чик-, -к-, -иц-, -ок-. Матрешка—матрешище- матрешечка
«Музыканты» Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах. Мужчина, играющий на скрипке – кто он? – скрипач, женщина, играющая на скрипке, кто она? – скрипачка.
«Рассели по домикам» Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа. Книга—она, мяч—он, облако –оно, шахматы – они.
Эти игры окажут положительное воздействие на речевое развитие, у детей повысится работоспособность, улучшится качество образовательного процесса.
Можно применять различные формы работы с родителями, с помощью которых формируется компетентность родителей по развитию грамматического строя речи: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей. Анкетирование, одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.
Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Поэтому переоценить важность семьи невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста
В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи. Как заниматься ра...
Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребёнка дошкольного возраста.
В статье рассматиривается вопрос о формировании грамматического строя речи ребенка, какие могут быть отклонения, что при этом делать родителям, как развивать грамматический строй....
Консультации для педагогов «Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои...
Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста
В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи. Как заниматься ра...