"Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Особенность дидактических игр в том, что они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми. Именно эта особенность дидактических игр обуславливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление детей. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связанно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляются сообразительность, находчивость.
Игры для развития речи обычно делятся на 6 основных групп: фонетические, графические, лексические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь, и дидактические упражнения для развития мышц пальцев руки, глазомера.
Фонетические игры используются для первоначального ознакомления со звуками речи, выделения слов с названным звуком, составления схем звуковой структуры слов и т.д.
Графические игры нацелены на ознакомление детей с графическим образом букв, составление и чтение слогов и предложений.
В процессе лексических игр пополняется активный словарь ребенка. При проведении грамматических игр дети обучаются правильному построению предложений.
Во время игр, развивающих связную устную речь, формируется диалогическая и монологическая речь детей.
Естественно, что в процессе, например, фонетических игр происходит и пополнение активного словаря детей, но во внимание принимается основная дидактическая задача.
В играх, направленных на подготовку руки ребенка к письму, обычно используется мелкий раздаточный материал. Эти игры являются хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, Т.е. они готовят руку ребенка к овладению техникой письма. Проводить их можно на занятиях и в перерыве, а также в свободное время.
Руководство ходом игры
Объявление названия игры должно создавать у детей игровое настроение. Это достигается предложением поиграть «Дети, сейчас мы поиграем», вопросом «Вы хотите поиграть?» или сюрпризным моментом «Посмотрите, что это? Чудесный мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит?». Надо говорить загадочными интонациями, понижая или усиливая голос. Иногда объявить игру можно от имени сказочного героя. Воспитатель должен ненавязчиво предлагать игру, создавать атмосферу непринужденности. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть - его нужно заинтересовать. В практике не редки случаи молчаливого отказа от игры (чаще всего робких, застенчивых детей). Однако они смотрят на играющих с большим интересом и воспитателю важно не упустить момент, когда такой ребенок присоединится к ним. По окончании игры педагог должен обязательно поощрить его. Отказываются от игр и дети, которые испытывают затруднения в обучении, им нужно незаметно прийти на помощь. Получив одобрение взрослого, почувствовав уверенность в своих силах, ребята активно включатся в игру.
Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила. Необходимо рассказать о расположении участников игры, если игра связана с двигательной активностью.
Воспитатель должен показать образец действия. Иногда это может сделать кто-либо из детей. На ведущую роль в первый раз следует назначить заранее подготовленного ребенка. Исполнитель роли в сюжетно дидактической игре выбирается при помощи считалки, стрелочки и т.д.
В ходе игры воспитатель, как и играющие дети, выполняет разнообразные роли. Он «живет» в игре. Замечания же, указания на ошибки, чтение морали разрушают игру.
Начало игры следует проводить в несколько замедленном темпе, чтобы дети лучше усвоили правила. Если правила сложные, то тогда можно предложить пробный ход, а потом перейти к проведению самой игры. Чем четче соблюдаются правила, тем напряженнее, интенсивнее идет игра.
Нецелесообразно исключать из игры того, кто ошибается, поскольку он лишается возможности упражняться в совершаемых действиях. Лучше предложить ему платить «штраф» (отложить фишку или жетон).
После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища. Многие игры они смогут проводить сами, в свободное от занятий время.
Темп игры возрастает при развертывании действий. Педагогу надо следить за темпом игры, ибо слишком быстрый темп возбуждает детей или может внести растерянность, замедленный - утомляет играющих.
Педагога должен заинтересовать результат игры, который является показателем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированности навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, установились ли положительные взаимоотношения в коллективе.
По окончании игры воспитатель подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает уверенность в том, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу.
Фонетические игры и упражнения
Кто услышит?
Дидактическая задача: дать представления о звуках окружающего мира. Оборудование: ширмочка, колокольчик, барабан, стакан, кастрюлька, деревянная ложка, чайная ложка.
Содержание: Воспитатель за ширмой, стоящей на столе, звонит в колокольчик, стучит ложкой по стеклянному, и т.д. Дети говорят, что они слышат (звон, стук, гром), и по звуку определяют предмет.
Узнай по голосу
Дидактическая задача: развивать у детей фонематический слух.
Содержание: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий закрывает глаза. Участники ходят по кругу и приговаривают: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай», после чего кто-либо из детей называет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если угадывает, становится в круг, а называвший занимает его место.
Угадай, что я сказала?
Дидактическая задача: показать, что слова различаются звуками; упражнять детей в различении похожих по звучанию слов.
Оборудование: жетоны для награждения.
Содержание: Воспитатель тихо произносить слова парами, а вызванный ребенок должен повторять их, называя звуки, которыми слова различаются. Например: кошка - ложка, бабочка - бабушка, шапка - лапка, дом - том и т.д. За правильный ответ дается жетон. Впоследствии слова могут произносить дети.
Подбери слова
Дидактическая задача: закреплять умение выделять в словах отдельные звуки и определять расположение звуков; пополнять активный словарь детей. Оборудование: вымпел для награждения, флажки.
Содержание: На доске чертятся три лесенки. Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. Вызывается ребенок с первого ряда. Если он отвечает правильно, ставится или рисуется флажок на ступеньке лесенки. Затем вызывается ребенок со второго ряда, с третьего. Тот ряд, лесенка которого будет пройдена доверху быстрее, получает вымпел.
Вариант 1. Первому ряду предлагаются придумать слова с названным звуком в начале, второму - в середине, третьему - в конце слова.
Вариант 2. Заданию придается тематическая направленность. Детям предлагается приготовить обед, все блюда которого будут начинаться звуком [к];сходить в магазин и купить продукты, названия которых начинаются звуками [с], [м]. Варианты игры могут быть и другими.
Графические игры и упражнения
Полубуковка
Дидактическая задача: распознавать и запоминать конфигурацию букв. Оборудование: небольшая ширмочка, кусочек картона, касса букв.
Содержание: Воспитатель медленно показывает из-за ширмочки часть буквы. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и узнать ее. После того как буква будет названа, ее показывают полностью.
Найди варежки
Дидактическая задача: совершенствовать умение узнавать знакомые буквы алфавита.
Оборудование: рисунки на таблице или доске: варежки разного цвета и размера, на каждой варежке напечатана буква.
Содержание: Дети по заданию находят две варежки с одинаковыми буквами и соединят их линиями. Буквы называются. Можно соединять линией заглавную и прописную буквы.
Выбирай любую букву
Дидактическая задача: учить составлять из букв прямые слоги, читать их.
Оборудование: гласные и согласные буквы.
Содержание: Гласные буквы стоят на плаке доски, гласные - перевернуты лицевой стороной вниз на столе. Воспитатель загадывает загадку. Отгадавший, выходит к столу, выбирает любую согласную букву, называет ее, подставляет к гласным буквам на планке и вместе с детьми читают получившиеся слоги-слияния.
Слушай и смотри - быстро говори
Дидактическая задача: совершенствовать умение произносить прямые слоги с опорой на гласный звук.
Оборудование: согласные буквы.
Содержание: Воспитатель показывает ребятам карточку с согласной буквой и называет гласную. Дети хором произносят слог, который получился (ма, па, на, и т.д.).
Лексические игры и упражнения
Запомни и назови
Дидактическая задача: учить определять значение слов; развивать память, фонематический слух детей.
Оборудование: стихи, небольшие рассказы.
Содержание: Воспитатель читает стихотворение или небольшой рассказ. Дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в рассказе (например, продукты). Кто назвал больше всех, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредотачивать внимание.
Скажи в рифму
Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующих слов; развивать поэтический слух.
Содержание: Воспитатель предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему рифму. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.
Грамматические игры и упражнения
Кто догадался?
Дидактическая задача: составлять предложения со значением противопоставления; воспитывать умение доказывать правильность своих суждений.
Оборудование: таблицы слов.
Содержание: На доске или таблицах написаны пары слов, например: снег - уголь; мед - лук; подберезовик - мухомор; лошадь - тигр. Дети читают слова, затем выбирают пару слов и составляют с ними предложения со значением противопоставления. Например: Снег белый, а уголь черный.
Составь предложение по-другому
Дидактическая задача: упражнять в синонимической замене предложений разного типа.
Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.
Содержание: Воспитатель показывает детям картинку, дети составляют по картинке разные предложения, например: «Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь» или «На улице идет дождь, и мама взяла зонт». За хороший ответ дети получают игрушки, которые после игры подсчитываются.
Придумай предложение сам
Дидактическая задача: закреплять навык составления предложений, обращая внимание на сочетание слов в предложении.
Оборудование: фишки.
Содержание: Воспитатель предлагает придумать предложение из определенного количества слов. Тот, кто первый выполнил задание, получает фишку.
Вариант. Воспитатель называет два-три слова, дети из них составляют предложения. Выигрывает тот, у которого больше всех фишек.
Игры и упражнения для развития связной устной речи
Опиши предмет
Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование: набор игрушек (6-8 штук), муляжи овощей и фруктов.
Содержание: выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает воспитатель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т.п.).
Когда это бывает?
Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».
Содержание: Участники получают по одной сюжетной картинке. Воспитатель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопрос двумя-тремя предложениями.
Составь загадку
Дидактическая задача: увеличить активный словарный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.
Оборудование: знакомые предметы и игрушки.
Содержание: Ведущий выходит из комнаты. Воспитатель показывает детям хорошо знакомый предмет. Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку - описание дети составляют самостоятельно.
Опиши не видя
Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.
Оборудование: различные предметы, игрушки.
Содержание: дети запоминают предметы, стоящие на полоске, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полоске должно быть не более 4, в дальнейшем число их увеличивается до 6. Предметы могут подбираться так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.
Местное радио
Дидактическая задача: развивать связную речь, наблюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.
Оборудование: фишки.
Содержание: Воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает, кого ни - будь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.
Упражнения для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера
Кто запомнит?
Дидактическая задача: учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длинны. Воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: коробка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: Воспитатель показывает детям образец 5-10 секунд. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Затем таблица убирается, дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели. По окончании работы дети сверяют рисунок с образцом.
Выложи узор в строке
Дидактическая задача: учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец.
Оборудование: листы бумаги, подносы с палочками у детей, образцы на таблицах у воспитателя.
Содержание: Воспитатель предлагает детям выложить на листе бумаги палочками строку по нарисованному образцу, который она демонстрирует в течение нескольких секунд. Дети выполняют задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми...
Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
В консультации представлены примеры заданий по формированию грамматически правильной речи в домашних условиях....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не о...
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Цель: создать условия для понимания родителями особенностью выполнения ежедневных домашних заданий по развитию речи....
Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"
В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...