Роль родителей в формировании грамматического строя речи у дошкольников
консультация (старшая группа)

Аникеева Ольга Геннадьевна

Подборка игр для формирования грамматического строя речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_grammaticheskiy_stroy_rechi.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у дошкольников

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях,умение владеть приемами словоизменения и словообразования.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

Развитие у ребенка грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Для этого ничего специально не нужно организовывать.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.

- Ребенок охотно помогает мыть посуду  Спросите у него: «Сколько ложек, тарелок, чашек ты вымыл?» и он расскажет, что  вымыл и вытер три вилки, четыре ложки, пять тарелок...

-У вашего ребенка наверняка есть машинки. Играя с ребенком, вы можете отправиться  в путешествие на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали. Ехали, ехали к горке подъехали, на горку заехали, с горки съехали и дальше поехали, к яме подъехали, яму объехали и дальше поехали. Ехали, ехали, и домой приехали.»

-Находясь вместе на кухне предложите ребенку рассказать о любом предмете посуды, или продукте: - Яблоко (какое?) румяное, круглое, большое, маленькое, сочное, красно-желтле - Тарелка (какая?) круглая, столовая, глубокая, мелкая…  

-Накрывая на стол, можно раскрыть приемы образования новых слов – названий предметов посуды: сахарница – специальная посуда для сахара, салфетница, конфетница, солонка…, масленка… и т.д.

Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки.

-Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что лужи бывают мелкие и   глубокие, что тропинка узкая, а дорога широкая, что ветка тонкая, а дерево толстое. Так ребенок научится подбирать слова – антонимы.

-Гуляя с ребенком в парке, обратите внимание ребёнка на листья деревьев. Объясните малышу, что на тополе -тополиные листочки, на дубе – дубовые, на березе – березовые, на каштане – каштановые. – Таким образом, дети усваивают образование относительных прилагательных.

 Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. В транспорте, в очереди можно поиграть в простые игры;

Игра «Один-много» Взрослый  называет существительное в единственном числе, ребенок  называет это слово  во множественном числе.(кукла-куклы, машина-машины)

Игра «Назови ласково» Взрослый называет слово,а ребенок должен назвать слово ласково.(кот-котик, дом-домик)

Игра «Сосчитай до 5» Предложите ребёнку сосчитать до 5 любой предмет : один стол, два стола,три стола, четыре стола, пять столов…

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый». Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья куртка? – Куртка моя. Чей карандаш? – Карандаш мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья сумка? – Сумка твоя (или ваша)».

Игра «Из чего какой»

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет. Банка из стекла-стеклчннач банка, шапка из меха-меховая шапка...

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова» Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.Хвост у лисы чей? -лисий хвост., рога у оленя чьи?-оленьи рога...

Игра «Подбирай, называй, запоминай». Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.Солнце какое? (жёлтое, круглое, глоячее, большое...) Солнце что делает? (светит, греет, освещает, обжигает, согревает...)

Игра «Волшебные очки»

Взрослый предлагает: «Представь, что у нас есть волшебные очки.Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, расскажи».

Не забывайте, что ваше  в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься ра...

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребёнка дошкольного возраста.

В статье рассматиривается вопрос о формировании грамматического строя речи ребенка, какие могут быть отклонения, что при этом делать родителям, как развивать грамматический строй....

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься ра...