Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.
статья

Эшмакова Валентина Николаевна

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.

 

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

  Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

  Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Профессиональное самоопределение начинается в дошкольном возрасте – это развитие конкретно наглядных представлений о мире профессий (с 3 лет).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации:

- формирование эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;

- первичные представления о разнообразных профессиях;

- информационные консультации для родителей (законных представителей).

Задачи профориентационной работы:

Дети младшего дошкольного возраста:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых действиях.

Дети среднего дошкольного возраста:

- продолжать формировать представления о профессиях; о мотивах труда; о людях труда.

Дети старшего дошкольного возраста:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых;

- продолжать воспитывать интерес различным профессиям, к тому, где и кем работают родители;

- продолжать знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда;

- воспитывать уважение к людям труда, формировать потребность трудиться.

Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простое подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе НОД, в ходе режимных процессов, в самостоятельной деятельности, совместной деятельности, с применением традиционных методов развития:

Наглядные (живые образы), к которым относятся:

  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей

Словесные, которые включают:

  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения

Практические – это:

  • трудовые поручения
  • изодеятельность, опыты.
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры

Игровые, к которым относятся:

  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Можно применять и нетрадиционные методы развития, т. е. разнообразные культурные практики: проектная деятельность, квесты, презентации, экскурсии, встреча с интересным человеком и др.

Во 2 младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работа водителей, лётчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, полицейский, шофер, моряк). В играх на тему "транспорт" совершенствуются

знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

В подготовительной к школе группе дети продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т.д.; развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ по ФГОС:

- Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).

- Доступность и достоверность информации о профессиях.

- Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).

- Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).

- Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).

- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).

- Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников 

Независимо от того, какая форма будет выбрана (тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы), знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества; плоды труда и его польза для людей. Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства и реализуется в разнообразных формах работы, во взаимодействии педагогов, детей и родителей.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни. Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

Совместно-деятельностный подход к организации ранней профориентации дошкольников

Деятельностный подход – создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме, осуществление отдельных трудовых действий, соответствующих возрасту детей....

«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...

Семинар для воспитателей в форме круглого стола «Основные подходы и технологии по организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

Ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создан...

Буклет "Полезные развивающие игры для организации ранней профориентации дошкольников"

Работа по ранней профориентации эффективна через сюжетно-ролевую игру. Каждый ребенок становится участником смоделированной ситуации и получает эмоционально-образные знания. Сюжетно-ролевая игра в гру...