«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»
материал
Предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании унифицированных карт развития ребенка для оценки качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.1 КБ |
![]() | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для старших воспитателей
Составила
Гусева Ирина Геннадьевна
старший воспитатель
высшая кв категория
МБДОУ №3 «Огонёк» Нижнекамский район
пгт Камские Поляны
«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»
Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании унифицированных карт развития ребенка для оценки качества образования
Задачи:
Сформировать у участников мастер-класса представления об инструментарии оценки качества дошкольного образования, и его использовании в дошкольном образовательном учреждении.
Определить преимущества и особенности использования данной методики с детьми дошкольного возраста. Поделиться практическими наработками по использованию предложенного материала
Выстроить проблемные ситуации для рассмотрения их в рамках профессионального интерактивного взаимодействия педагогов практической работе
Оборудование: презентация по теме, ноутбуки ср скаченной унифицированной таблицей для практической работы, распечатанные сводные таблицы с результатами лоток с водой, киндер-сюрпризы, ложки, матрешка, дорожки, костюмы сказочницы и ученого, музыкальная колонка, ларец, призы, солнышко, лучики.
Ход мастер-класса
Вопрос: что такое инициатива? (рассуждения присутствующих)
Слайд 2
Определение инициативы , согласно толковому словарю С.И. Ожегова
Под инициативой, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понимается «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, … руководящая роль в каких-нибудь действиях». [Ожегов С. И., 1997, с.247]
Слайд 3 Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве, и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:
- поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;
- обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;
- обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.
Слайд 4 За последнее время предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования, и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:
– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО), сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);
– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.).
– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;
– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).
Слайд 5 Предлагаемый инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Его преимущества по сравнению с имеющимися (предлагающимися) практиками, заключается в следующем:
«Карта развития» позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение);
выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);
позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».
Слайд 6 Инструментарий проведения педагогической диагностики состоит из следующих частей.
1. Описание показателей и уровней проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста.
2. Унифицированные формы наблюдения (Карта развития) в 5-и видах детской деятельности в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет)
в сюжетной игре;
в игре с правилами;
в продуктивной деятельности;
в познавательно-исследовательской деятельности;
в двигательной активности.
Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы:
творческая инициатива,
инициатива как целеполагание и волевое усилие,
коммуникативная инициатива,
познавательная инициатива (любознательность
Как один из вариантов: предлагается слушателям параллельно работать в документе на ноутбуке
Слайд 7 , 8, 9 Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития». Это позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.
«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения.
Слайд 10 Карта заполняется воспитателем 3 раза в год. Первый раз – по прошествии первого месяца учебного года, второй раз – в середине года (в январе), третий раз – в конце года, когда можно увидеть итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.
Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта.
Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).
Для фиксирования результатов наблюдения используются три типа обозначений-маркеров: «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере. Если возникают затруднения в том, какому показателю соответствуют проявления инициатив наблюдаемого ребенка, то можно обратиться к видеороликам. Они созданы специально для того, чтобы продемонстрировать деятельность детей в естественных ситуациях, которые характерны для детей дошкольного возраста. Наблюдения за детьми, представленные на видео, сопровождаются комментариями эксперта, который разъясняет, какие инициативы проявляет ребенок в данной ситуации, и указывает, какому нормативному типу развития эти проявления соответствуют. Смотреть видеоролики...
Сравнивая бланки, заполненные в разное время, можно увидеть динамику наличия или отсутствия изменений, что станет основой для вывода об эффективности работы воспитателя и правильности выбранной тактики образовательного процесса.
Данные наблюдений можно ввести в исходную электронную таблицу (Универсальную унифицированную «Карту развития»), что позволит использовать дополнительные возможности работы с электронными таблицами – анализ результатов в динамике, группировка данных в диаграммах и т.д.
В приложениях вы найдете подробную Инструкцию по заполнению:
Слайд 11. Инструментарий проведения педагогической диагностики поможет педагогам:
- наладить партнерское взаимодействие с семьями воспитанников;
обосновать причину успехов или неудач своей работы;
- построить или откорректировать планы воспитательно-образовательной работы группы;
- доказать правильность своего выбора в преобладании той или иной культурной практики, вида деятельности для всей группы или в индивидуальной работе с конкретным ребенком
Далее раздаются распечатки карт развития любого этапа, нужно рассмотреть позицию маркера «Обычно», определить его границы, сделать выводы и назначить план работы по улучшению данной инициативы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важным шагом, направленным на решение этой задачи, явилась разработка инструментария оценки качества, отвечающего основным установкам ФГОС ДО и принципам развивающего оценивания, заложенным в ПООП: - он основан на педагогических наблюдениях; - его целью является последующая оптимизация педагогических действий, направленная на рост показателей развития ребенка по сравнению с предыдущими; - для фиксации результатов педагогических наблюдений используются карта развития;
Видеоролики для просмотра Материалы для скачивания Всероссийская научно-практическая конференция: "Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий"
Электронная таблица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»
работа старшего воспитателя с педагогами по знакомству с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....
Мониторинг оценки качества дошкольного образования
Описана процедура мониторинга...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425748-1395813739.jpg)
«Информационная открытость ДОУ во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »
Сообщение из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/16/picture-448490-1400187690.jpg)
Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"
Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...
Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1060594-1537546833.jpg)
Всероссийская научно-практическая конференция: "Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий"
quot;Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-308159-1687804996.jpg)
ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».
В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...