Буклет "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Сказка про ежика Витю»
Направленность: Трудности в общении со сверстниками.
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты ? — говорила Вите лиса.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, - сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Вопросы для обсуждения
За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ
«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
средствами
арт-технологий»
Воспитатель: Чернова И.Е.
г.Нижнекамск
Что такое эмоциональный интеллект?
ЭТО СПОСОБНОСТЬ:
-распознавать эмоции
- понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные
- управлять своими эмоциям.
Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами ─это исцеление творчеством.
Изотерапия- коррекция посредством изобразительной деятельности.
- Интуитивное рисование основано на спонтанном заполнении пространства линиями, точками, элементарными формами, выявление в изображенном разнообразных образов.
- Такое рисование успокаивает, умиротворяет, релаксирует, позволяет избавиться от умственной усталости и улучшить, гармонизировать эмоциональное самочувствие.
Приемыкоммуникативнойизотерапии: «рисование по кругу», «разговор двух линий», «коллективная картина»
«Доброе животное»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем,"
Драматерапия(имаго)-в основе лежит творческая игра, обыгрывание, спонтанные театрализованные игры, игры-имитации, пластические этюды :
- - развитие способности к творческому воспроизведению
- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент
Упражнение«Летний дождь».
«Представляем шум дождя, он медленно утихает. Осадки закончились и малыши выходят гулять на улицу. Сначала они ходят осторожно, стараются не наступать на лужи и аккуратно их обходить. Через некоторое время детвора начинает баловаться и прыгать по лужам.»
Ситуация : «Кто съел варенье?»« Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишнёвое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье:» (Удивление) Мальчику стало стыдно за свой обман. (Стыд.)
Игротерапия-дети объединяются вместе во время игры, что помогает снятию упрямства, негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке
«Как я говорю?»
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Сказкотерапия
Использую чтение и обсуждение современных терапевтических сказок. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы.
«Крокодильчик»
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.
Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.
С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...
буклет "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий"
Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами ─ это исцеление творчеством....
Проект "Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты"
Проект «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты» разработан в рамках реализации программы по развитию личностного потенциала....
Формирование эмоционального интеллекта с помощью игровых технологий.
Многие считают, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка носит прикладной характер, то есть дети сами постепенно учатся распознавать эмоции, например, в ходе общения со сверстниками и со взрослыми, ...
Проект ЛРОС «Развитие эмоционального интеллекта как средство формирования личностного потенциала дошкольников»
Итоговая работа в рамках повышения квалификации по курсу «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»...
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...