Самообразование "Экологическое воспитание детей старшей группы"
рабочая программа (старшая группа)
Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
ü Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.
Задачи:
ü Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
ü Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
ü Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
ü Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
Сентябрь:
Мониторинг по теме
Октябрь:
Создание проекта «Здравствуй, осень золотая»
Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири», «Осенние приметы», «Что такое листопад?»
Наблюдения за объектами живой и неживой природы:
За изменениями осенней погоды, за красотой и богатством осенних красок, за перелетными птицами, за насекомыми, за цветником и деревьями.
Экспериментирование ветром с листьями и бумажными самолетиками.
Д/и : «Чей след?», «Чей хвост? », «Один-много», «Осенние слова», «Чьи плоды?»
Художественное творчество: рисование
«Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь:
Беседы на темы «Птицы родного края», «Почему улетают перелетные птицы?», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество:
рисование «Птицы нашего поселка», «Птица, придуманная мною»; лепка «Птички в гнездышке».
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь:
Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество:
рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия по территории детского сада
Январь:
Беседы на темы «Как вести себя у водоемов?», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций о водоемах
Создания макета «Зимний лес»
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».
Художественное творчество:
рисование «Золотые рыбки», аппликация «Аквариум с рыбками»
Чтение: сказка «По щучьему велению», загадывание загадок о рыбах.
Февраль:
Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Пингвин - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».
Заучивание загадок о рыбах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество:
«Пингвин» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».
Развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки), 2к нам весна шагает»
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель:
Беседы на темы «Почему могут быть опасными засохшие деревья?», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли».
Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .
Май:
Мониторинг
Работа с родителями по теме
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомления с природой родного края»
Сентябрь:
Анкетирование «Что такое экология? ».
Подборка экологической литературы для родителей.
Выставка «Дары осени» (природный материал) .
Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .
Ноябрь:
Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».
Литературная выставка «Читайте вместе снами.
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .
Декабрь:
Консультация «Интересные факты из жизни птиц».
Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .
Январь:
Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Педагогическая ширма: «О чем вспоминала елочка?» (предложить родителям придумать сказку с детьми о прошедшем празднике, о природе, птицах, животных)
Февраль:
Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)
Консультация «О чем рассказывают растения»
Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
Педагогическая ширма «Весна - красна» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)
Фотовыставка «Байкал - наш дом родной».
Апрель:
Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .
Консультация «Зеленый спецназ».
Май:
Выставка фотографий «Наши добрые дела».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)
Литература:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Опубликовано 08.04.2015 - 18:48 - Радионова Наталья Алексеевна
План работы по самообразованию
Воспитатель: Гончарова Галина Викторовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»
Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.
Задачи:
ü Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
ü Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
ü Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
ü Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование ветром.
Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия в зимний сквер.
Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.
Создания макета оз. Байкала.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».
Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.
Просмотр фильма «Байкальский заповедник».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».
Экскурсия в Нерпенарий.
Заучивание загадок о рыбах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Нерпа» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
Экскурсия в парк, ботанический сад.
Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».
Развлечения.
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли».
Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .
Май: Мониторинг
Работа с родителями по теме
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомления с природой родного края»
Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология? ».
Подборка экологической литературы для родителей.
Выставка «Цветы» (природный материал) .
Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .
Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».
Литературная выставка «Читайте вместе снами».
Выставка декоративных комнатных растений .
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .
Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».
Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .
Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных
Февраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети) Акция «Из рук в лапы»
Консультация «О чем рассказывают растения»
Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)
Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .
Консультация «Зеленый спецназ».
Проведения субботника «Сделаем город чище».
Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .
Литература:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...
Мониторинг уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)
ПотребностиВладеет понятием «потребности»Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) Труд Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, дома...
Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)
Высокий уровень – 3 баллаСредний уровень – 2 баллаНизкий уровень – 1 балл Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей»(старшая группа) № п/п...
Уровень знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)
Уровень знаний детей по теме«Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)...
Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».
Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...