Самообразование "Экологическое воспитание детей старшей группы"
рабочая программа (старшая группа)

Наталья Николаевна Смитюх

Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

ü  Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

План работы по самообразованию

 

Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

 

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.

Задачи:

ü  Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

ü  Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

ü  Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

ü  Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

 

Сентябрь:

 Мониторинг по теме

Октябрь: 

Создание проекта «Здравствуй, осень золотая»

Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири», «Осенние приметы», «Что такое листопад?»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы:

За изменениями осенней погоды, за красотой и богатством осенних красок, за перелетными птицами, за насекомыми, за цветником и деревьями.

Экспериментирование ветром с листьями и бумажными самолетиками.

Д/и : «Чей след?»,  «Чей хвост? »,  «Один-много», «Осенние слова», «Чьи плоды?»

Художественное творчество: рисование

 «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь:

 Беседы на темы «Птицы родного края», «Почему улетают перелетные птицы?», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество:

 рисование «Птицы нашего поселка», «Птица, придуманная мною»; лепка «Птички в гнездышке».

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: 

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество:

 рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,

З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия по территории детского сада

Январь:

 Беседы на темы «Как вести себя у водоемов?», «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о водоемах

Создания макета «Зимний лес»

Экспериментирование с водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество:

 рисование «Золотые рыбки», аппликация «Аквариум с рыбками»

Чтение: сказка «По щучьему велению», загадывание загадок о рыбах.

Февраль:

Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Пингвин - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».

Заучивание загадок о рыбах.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество:

 «Пингвин» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края, животных Сибири.

Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».

Развлечения:

«Час загадки»  (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки), 2к нам весна шагает»

Экспериментирование с песком.

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель

Беседы на темы «Почему могут быть опасными засохшие деревья?», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май:

 Мониторинг

Работа с родителями по теме

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края»

Сентябрь

Анкетирование «Что такое экология? ».

Подборка экологической литературы для родителей.

Выставка «Дары осени» (природный материал) .

Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .

Ноябрь: 

Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе снами.

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .

Декабрь:

 Консультация «Интересные факты из жизни птиц».

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .

Январь:

 Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Педагогическая ширма:  «О чем вспоминала елочка?» (предложить родителям придумать сказку с детьми о прошедшем празднике, о природе, птицах, животных)

Февраль:

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Консультация «О чем рассказывают растения»

Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Педагогическая ширма «Весна - красна» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)

Фотовыставка «Байкал - наш дом родной».

Апрель:

 Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .

Консультация «Зеленый спецназ».

Май: 

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)

Литература:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

 

Опубликовано 08.04.2015 - 18:48 - Радионова Наталья Алексеевна

План работы по самообразованию

Воспитатель: Гончарова Галина Викторовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»

 

Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

 

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.

Задачи:

ü  Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

ü  Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

ü  Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

ü  Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

 

Сентябрь: Мониторинг по теме

Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование ветром.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,

З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в зимний сквер.

Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.

Создания макета оз. Байкала.

Экспериментирование с водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».

Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.

Просмотр фильма «Байкальский заповедник».

Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».

Экскурсия в Нерпенарий.

Заучивание загадок о рыбах.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Нерпа» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края, животных Сибири.

Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.

Экскурсия в парк, ботанический сад.

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».

Развлечения.

Экспериментирование с песком.

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май: Мониторинг

Работа с родителями по теме

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края»

Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология? ».

Подборка экологической литературы для родителей.

Выставка «Цветы» (природный материал) .

Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .

Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе снами».

Выставка декоративных комнатных растений .

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .

Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .

Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных

Февраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети) Акция «Из рук в лапы»

Консультация «О чем рассказывают растения»

Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)

Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .

Консультация «Зеленый спецназ».

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .

Литература:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

Мониторинг уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

ПотребностиВладеет понятием «потребности»Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) Труд Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, дома...

Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

Высокий уровень – 3 баллаСредний уровень – 2 баллаНизкий уровень – 1 балл Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей»(старшая группа) № п/п...

Уровень знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

Уровень знаний детей по теме«Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)...

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...