Мастер - класс «Работа по сенсорному развитию дошкольников с помощью камушков Марблс и кабошонов»
методическая разработка
Цель:
- рассмотрение современной методики применения нетрадиционной инновационной технологии по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_kamushki_marbls.docx | 808.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №23 «АЛЕНУШКА»
Мастер - класс
«Работа по сенсорному развитию дошкольников
с помощью камушков Марблс и кабошонов»
Старшего воспитателя
Протасовой Екатерины Александровны
Воспитателя первой квалификационной категории
Камышовой Галины Ивановны
2019 г.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Цель:
- рассмотрение современной методики применения нетрадиционной инновационной технологии по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
- развитие интереса педагогов к совместному и самостоятельному обследованию предметов через разнообразные действия с камушками Марблс и кабошонами;
- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в работе с дошкольниками.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас всех приветствовать на моем мастер-классе «Работа по сенсорному развитию дошкольников с помощью камушков Марблс и кабошонов».
У каждого педагога есть своя «педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из моих любимых инновационных методов работы с детьми – камешками Марблс и кабошонами.
Давайте познакомимся с ними, с этим прекрасным, и в тоже время простым и доступным материалом.
Марбл – в переводе с английского означает «мрамор», кабошон - от французского - «шляпка от гвоздя».
Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, форму и размер. Прозрачные и полупрозрачные, большие и маленькие, матовые и блестящие.
К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках, взять себе на счастье. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых.
Но главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Процесс обучения детей не может проводиться без игры. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
В своей работе с детьми я всегда ищу что-то новое, особенное, нетрадиционное. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием этих интересных камешков. Этим я занимаюсь уже 2 года. Идеи приходят во время игры.
Мы вместе с детьми придумали технику безопасности: договорились, что эти камешки и шарики нельзя брать в рот, так как этот материал и красочный и красивый, нельзя их кидать, так как они стеклянные и могут разбиться, но дети есть дети и поэтому в работе с ними надо быть внимательными.
А теперь, уважаемые коллеги, давайте немножко поиграем. Я попрошу желающих пройти за столики. Здесь вы видите карточки с играми-заданиями.
Первый стол игра «Придумай узор», задача - развивать фантазию (из имеющихся камушков выложить узор);
Второй стол – игра «Выложи по контуру», задача - развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук (выложить по контуру изображение звездочки);
Третий стол – игра «Заполни пустой шаблон», задача - работать над запоминанием цвета, развивать мышление (с помощью камушков заполнить предложенный шаблон);
Четвертый стол – игра «Наряди елочку», «Укрась торт», задача - развивать фантазию (с помощью камушков украсить нарисованное изображение).
Как видите, любую дидактическую игру можно обыграть, превратить в более интересную. Какие замечательные и яркие получились у Вас картины!
Я использую камешки для организации следующих игр: «Золушка» (разложить по форме, цвету ит.д.), «Мозаика», «Лабиринт», «Продолжи ряд» «Придумай узор». А так же в играх на развитие памяти и внимания, при проведении «пространственной ориентации на листе», составление картин по образцу и по замыслу (морское дно, новогодняя ёлка, сказочный домик, яблонька и многое другое), с помощью камешков мы учим буквы.
Игр по использованию камешков Марблс и кабошонов много. А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного!
При использовании камешков у детей обогащается речь, развивается внимание, память, мышление, творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.
Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук.
Работа с разноцветными камнями вызывает у детей радость, улыбку, положительные эмоции.
А сейчас, уважаемые коллеги, я попрошу вас выразить ваше настроение при помощи наших замечательных камешков: выложить веселый смайлик, если мастер-класс понравился.
В завершении своего мастер-класса я хочу вручить вам буклеты с картотекой игр с использованием камушков Марблс и кабошонов.
Благодарю всех за внимание!
Придумай узор
Игры с применением шариков марблс.
Варианты игры с шариками марблс:
1.Сделать длинную «муфту» из капроновой сетки или прозрачной ткани, поместить в центр марблс и внутри выполнять перекатывания шариков руками. Очень полезное, приятное игровое упражнение! А главное, шарики не раскатываются, оставаясь в «муфте».
2. Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников). Для этого нужно поместить марблс в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камушков мелкую игрушку.
3. Сшить прозрачную ткань в виде длинного прямоугольного мешочка. С помощью марблс наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон- «кто быстрее»
Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА
- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?
Е) ИГРЫ
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:
v Игра «Цветочная полянка»
Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки
- справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.
v Игра Мозаика»
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)
v Игра «Украсим торт»
Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс
v «Чудесный мешочек»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)
- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)
v Игра «Лабиринт»
Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта
v «Буквы» - запоминают их зрительно
Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.
v «Зеркало»
Задание – выложи букву в зеркальном отражении
v «Техники»
Задание – почини сломанные буквы
v «Цифры» - запоминают образ цифр
Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?
v «Крестики – нолики»
v «Разноцветная полоска»
Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)
v «Выложи по образцу»
Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.
Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков
v «Гроздь винограда»
Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова , а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)
Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д
v «Тучка и дождик»
Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)
v «Жираф»
Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.
Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.
Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.
v «Судоку»
Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.
v Игры бродилки – для автоматизации звуков в словах
- Помоги Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Белоснежки к домику 7 гномов. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;
- Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);
Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);
- Помоги добраться до острова. Говори правильно звуки З – ЗЬ
- Помоги мальчику добраться до бассейна . Говори правильно звуки Р
- Помоги рыбке подняться на поверхность. Говори правильно звук Ж
(можно все картинки разрезать и перемешать и предложить детям выбрать свои картинки на определенный звук)
- Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
Перечень игр и краткое описание:
№ 1. Собери по образцу.
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
№ 2. Выложи по контуру.
А) Выложи по контуру.
Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
Б). Заполни пустой шаблон.
Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.
№ 3. Крестики – нолики
Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.
№ 4. Золушка.
А). Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
Б). Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
№ 5. Четвертый лишний
Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
№ 6. Продолжи.
Продолжить узор или ряд.
№ 7. Какая дорожка (гусеница, бусы) – длиннее (короче).
№ 8. Сосчитай.
Игра очень похожа на игру С. Хаустовой «Игровая таблица». Расчерченное поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле
№ 9. Математический диктант.
Так же похожа на игру С. Хаустовой с таблицей – закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».
№ 10. Придумай картинку по теме…
Предлагается только тема.
№ 11 Выложи узор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию ме...
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".
Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...
Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие, развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
Предлагаю вашему вниманию мини мастер-класс для родителей детей раннего возраста. Материал использовался на родительском собрании с целью ознакомления родителей с возрастными особенностями детей....
Конспект ООД для детей 3-4 лет по сенсорному развитию с применением камушков "Марблс"
quot;Путешествие в волшебную страну камней"...
Мастер-класс для воспитанников группы раннего развития на тему "Развитие сенсорных способностей с помощью камушков Марблс"
Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра. В группе раннего развития для формирования представлений и фруктах и овощах , для сенсорного развития детей нужны были яркие ...