Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами здорового образа жизни
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Гаффарова Ильхамия Фазыловна,
г. Нижнекамск,
ДОУ № 64
Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами здорового образа жизни
Дошкольный возраст – ключевой период в жизни человека. До 6-7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Особенностью дошкольного периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Наряду с изменениями в психике идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, образа жизни. В данный период дети наиболее открыты для познания окружающего мира и себя в нём. Поэтому на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний об окружающем мире и практических навыков жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Одной из основных целей воспитательно-образовательного процесса дошкольников является ознакомление с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности.
Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают педагогов на то, что работа по приобщению ребенка дошкольного возраста к миру социальной действительности, должна реализоваться через решение следующих задач формирования представлений о здоровом образе жизни:
- Формировать осознанное отношение к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, потребности заботиться о своём здоровье;
- Стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены;
- Расширять знания детей о правильном питании, учить отличать полезные продукты от вредных;
- Познакомить детей с понятием режим дня, формировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях;
- Расширять знания об отдыхе и спорте, необходимых для укрепления здоровья;
- Формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;
- Познакомить детей с основными приёмами закаливания, развивать понимание значения и необходимости закаливающих процедур;
- Формировать основы нравственно-психологического компонента здорового образа жизни;
- Дать элементарные представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека.
Система мероприятий, направленная на ознакомление с окружающим миром средствами здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать усвоению детьми соответствующих возрасту знаний, умений, навыков. При правильной организации работы в данном направлении к школьному возрасту дети:
- расширят запас представлений о человеке (познакомятся с гендерной принадлежностью, сходствами и различиями людей, ростом и развитием человека, схемой тела, физиологией человека и т.д.);
- научатся осознанно относится к себе и своему здоровью, вести здоровый образ жизни (познакомятся с правилами личной гигиены, правильного питания; с режимом дня, лекарственными растениями, отдыхом и спортом, основными примами закаливания и т.д.)
- научатся сотрудничать со сверстниками;
- приобретут навыки безопасного поведения в окружающей их обстановке
- ( познакомятся с правила общения с животными, незнакомыми людьми; правилами поведения на улице, в транспорте; расширят представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём; узнают о признаках, путях передачи и профилактике инфекционных заболеваниях и т.д.);
- обогатят личный опыт по ориентировке в окружающем мире, узнают способы изучения окружающей действительности.
Таким образом, проводимая работа по данной проблеме дает положительные результаты. В процессе ознакомления с социальной действительностью у детей повышается уровень познавательного развития, любознательности, повышается стремление к самостоятельному поиску, проявляется инициатива и самостоятельность. Жизнь детей наполняется интересными делами и идеями, у дошкольников расширяется круг представлений об окружающем, у них формируется умение решать познавательные и практические задачи.
Список литературы
- Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». - СПб.: « Детство-Пресс», 2012. – 32с.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008. – 80 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Здоровый образ жизни» в старшей группе
Цель:
1. Научить детей правильно ухаживать за своим телом.
2. Помочь сформировать красивую осанку .
3. Закреплять знания о средствах гигиены.
4. Прививать навыки здорового образа жизни.
5. Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Материалы и оборудование
Музыкальный центр, диски с релаксационной музыкой «Голоса птиц»
Костюм Феи, Бяки.
Письмо в конверте.
Карта.
Домик для Оха и Аха.
Ход занятия.
Стук в дверь.
Вбегает сорока, приносит письмо.
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем его:
(Для ребят старшей группы детского сада № 64 «Соембике». Здравствуйте ребята! Пишет вам Фея Красоты и Здоровья. У меня беда, меня заколдовала и спрятала в своем царстве злая ведьма. Спасите меня, пожалуйста» .
В. Поможем Фее Красоты и здоровья.
Дети. Да, поможем.
В. Но чтобы нам ее спасти, нам предстоит преодолеть не мало трудностей и препятствий, но я верю, что мы справимся, потому что мы какие?
~. Смелые, ловкие, быстрые, сильные, сообразительные.
В. Ребята, в письме еще есть карта, в которой указано как добраться до нее, давайте посмотрим.
Воспитатель с детьми рассматривает карту.
В. Ребята, нам предстоит трудный, длинный путь. Но чтобы пройти этот трудный путъ, мы должны набраться сил и энергии.
Звучит музыка.
Релаксация.
Дети сидят в кругу на коленях.
Поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладони, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: «Солнце, небо, природа, дайте здоровье мне, моим родным и близким». Давайте закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу, светит солнышко, поют птицы.
Теперь подышим свежим воздухом. Сделаем глубокий вдох,
В. Ребята, вы готовы отправиться в путь?
Д. Да, готовы.
В. Итак, отправляемся!
Звучит музыка. Дети двигаются по залу.
В. Ребята, мы подошли к первому препятствию.
Воспитатель и дети останавливаются возле первого указателя.
Дети рассматривают сундук, но он не открывается.
В. Ребята, а здесь еще конверт. Давайте откроем его.
Воспитатель открывает конверт.
В. Ребята, здесь загадки. Нам нужно их отгадать.
Загадки.
Гладкое, душистое
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого
Было. Что, ребята? (Мыло)
Целых двадцать пять зубов
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез.
Не забуду и про нос. (Носовой платок) .
Дети отгадывают загадки и сундук открывается.
В. Ребята, посмотрите, что в нем лежит. Это и есть все отгадки к загадкам. Давайте, ребята, сундучок возьмем с собой, он нам еще пригодится.
Звучит музыка. Дети подходят к следующему указателю.
Около него стоит домик Оха и Аха.
Дети стучат в домик.
Тук-тук, тук-тук.
Ох: Ох, кто там еще?
В. Ребята, это домик Оха и Аха. Сейчас я вам про них расскажу.
Сценка.
Ах работы не боится,
Аху охать не годиться.
Он спортсмен, легкоатлет
Проживет хоть сотню лет.
Ох глаза косит на Аха,
Он на спорт глядит со страхом.
И, наверно, ПОТОМУ
Не везет в делах ему.
Только солнышко встает,
В школу Ах уже идет.
Словно струночка прямой,
Темный ранец за спиной.
Ох подобен старику,
Носит сумку на боку.
Спину сильно он сгибает,
Бок у Оха выпирает,
Сумку под руку берет,
Бедный сильно устает.
Вот уроки позади,
А работа впереди,
С коромыслом на плечах
Мчит к колодцу крошка Ах.
Ох же стонет тои дело,
Все бедняге надоело,
Не работа а беда,
Не годится никуда.
В. Ребята, как вы думаете почему Ох такой больной?
Д. у него спина болит, он сутулится, не занимается спортом, не делает зарядку.
В. Правильно, ребята. Когда человек сутулится и втягивает голову в плечи, сидит сгорбленный за столом - у него формируется неправильная осанка
Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом,
чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, ТО выглядим гораздо выше,
чем когда сутулимся.
Правильная осанка не только красота, но и здоровье. Если с детства
приучать себя держаться прямо, то в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине.
Осанка: это то, как мы сидим и стоим. Правильная осанка означает, что
плечи слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, туловище выпрямлено, а голова высоко поднята. А чтобы была правильная осанка, надо делать специальные упражнения. Давайте покажем Оху.
Дети встают в круг, выполняют упражнения с мешочками на голове и
Упражнения «Лодочка»(перекат стопы с носочка на пятку).
Воспитатель обращается к Оху.
- Ох, ты смотри и повторяй движения за детьми.
Звучит музыка. Дети отправляются дальше в путь. Подходят к следующему указателю.
Вбегает Бяка, читает стихи:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятие
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
В. Ребята, она правильно говорит?
Д. Нет!
В. Ребята, вы все знаете, что соблюдение личной гигиены - необходимая
процедура для каждого человека. Давайте расскажем Бяке, какие вы знаете правила личной гигиены.
Д. Мыть руки перед едой, после прогулки,
Чистить зубы два раза в день.
Расчесывать волосы,
Стричь ногти.
Носит носовой платок.
В. Давайте подарим Бяке наш сундучок, чтобы она не забывала умываться,
расчесываться, ведь соблюдение личной гигиены способствует поддержанию здоровья.
Бяка берет сундучок и открывает его, достает мыло, расческу, зубную щетку, носовой платок. и картинки с изображением фруктов и овощей.
Бяка: Что это такое?
Д. ЭТО фрукты и овощи.
В. Ребята, мы знаем что во фруктах и овощах живут витамины.
Бяка. А какие бываю витамины?
В. Они прячутся в своих домиках. А. В. С. Д.
Бяка. Ну-ка расскажите мне про них.
Бяка проводит игру «Где живут витамины».
После игры Бяка благодарит детей и прощается.
Звучит музыка. Дети продолжают путь и подходят к замку.
Замок рушится и появляется Фея Красоты и Здоровья.
Ф. Здравствуйте, Ребята.
Д. Здравствуйте!
Ф. Пока вы шли, преодолевая препятствия, чары колдуньи рассеялись, замок
рассыпался. Спасибо вам, ребята! Если бы не ваши знания и умения, я бы никогда
не освободилась.
А сейчас я предлагаю вам встать в круг, я улыбнусь вам, а вы друг другу.
(Дети по кругу передают эстафету-улыбку) .
Ф. Молодцы, ребята. Теперь давайте станцуем «Танец здоровья».
После танца Фея Красоты и Здоровья раздает детям и гостям воздушные шары с пожеланиями внутри.
Фея прощается и уходит.
В. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми трудностями и доказали, что вы сильные, смелые, ловкие. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.
«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся...
«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»
Театр - это средство эмоционально - эстетичесского воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказ...
Консультация для воспитателей "Интерактивная доска - как средство при ознакомлении дошкольников с окружающим миром"
Применение интерактивной доски в детском саду. Плюсы и минусы ИД....
Экскурсия как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Экскурсии дают возможность дошкольникам узнать о своём городе и вообще о родном крае и так далее, много интересного, нового. Познакомиться с выдающимися людьми , с достопримечательностями города, с ис...
самообразование Тема: «Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»
рада если кому-то пригодится коллеги!...
«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»
Театрализованная игра как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром....
Статья на тему:«Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами виртуальной экскурсии».
Статья посвящена виртуальной экскурсии как средству ознакомления детей с окружающим миром, которая нами рассматривается в качестве эффективной формы работы по ознакомлению детей с предметным, социаль...