Презентация "Образовательная система в Японии (детские сады)"
презентация

Подтынченко Ольга Владимировна

Презентация "Образовательная система в Японии (детские сады)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sistema_v_yaponii_2021_detskie_sady.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная система Японии (детские сады) Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №107» Подтынченко О.В.

Слайд 2

История образования в Японии Система образования в Японии по праву считается одной из самых старых в мире. Истоки развития лежат в VI-VII веках, когда на остров была завезена материковая система образования с развитых азиатских стран. Так, особенности правовой системы страны обусловили применение в качестве основы китайской системы образования, которая остается (незначительно измененной) и сегодня.

Слайд 3

До VIII века японская система образования находилась под влиянием китайских и корейских аналогов.. В 607 году японский принц Сётоку отправил к китайской династии Суй посольство вместе с учениками в надежде перенять передовые азиатские знания. Во времена правления Императора Тэндзи в Японии была сооружена первая правительственная школа Сёдзё (яп. 庠序 ).

Слайд 4

В VIII веке, в период Нара, японцы поддерживали контакты с китайской династией Тан. Под ее влиянием в японской столице Нара была основана Академия (яп. 大学寮 ), а в провинциях — провинциальные школы. Вначале VIII в. был принят первый закон "О государственных школах". Он провозглашал, что отныне семейное воспитание не может удовлетворить общество и образование подрастающего поколения становится прерогативой государства. Закон четко регламентировал социальный статус преподавателей, уровень владения своим предметом, а также безукоризненное нравственное поведение.

Слайд 5

Наряду с этими школами, средневековая Япония уже в VII-VIII вв. была буквально покрыта сетью, так называемых семейных школ, которые создавались крупными феодалами для своих детей и детей вассалов. В этой клановой школе воспитывали будущих рыцарей-самураев, преданных защитников интересов феодала. Военное дело, китайская классическая литература, математика, каллиграфия, японская музыка, этикет – такова была программа этих школ, в которых обучалась высшая знать.

Слайд 6

В течение IX—XII вв. в Японии происходил процесс адаптации китайской культуры. Основными образовательными центрами знати и чиновников были провинциальные школы и буддистские монастыри эзотерических сект. Для простонародья существовали специальные школы, построенные монахами, в которых учили читать, считать, а также давали определённые технические навыки. Самой известной из таких школ была Сюгэй-сюти (яп. 綜芸種智院 ), основанная монахом Кукаем .

Слайд 7

После основания Камакурского сёгуната китайская централизованная система образования пришла в полный упадок. Получило распространение домашнее и частное образование — в домах учёных или монастырях. Обители всех сект предоставляли начальное образование. Специальное образование получали в храмах и общежитиях монастырей секты Дзэн. Первая прихрамовая школа появилась в VII в., а к концу того же столетия в стране насчитывалось уже 545 учебных заведений. В них дети и молодежь приобщались к нравственным максимам буддизма

Слайд 8

Тэндай ( c IX века) В IX веке наибольшее влияние приобрели две новые школы, привезённые из Китая: Тэндай-сю (яп. 天台宗 ) и Сингон-сю (яп. 真言宗 ). Эти школы привлекали многочисленных сторонников, но не столько своими сложными философскими построениями, сколько красочными и торжественными ритуалами, предназначавшимися для достижения всевозможных мирских благ. Игнорируя буддийские заповеди, тэндайские монахи с оружием в руках вели борьбу с идейными противниками, преимущественно внутри собственной школы, нередко сжигали монастыри, осаждали Киото и Нару, требуя поддержки монастырей, и наводили ужас на столичное население, также вмешивались в политическую жизнь страны.

Слайд 9

Школы Чистой Земли (с XI века) Тион-ин ( Дзёдо ) С середины XI века в Японии получили широкое распространение идеи о наступлении эпохи «конца Закона» ( маппо ), что явилось мощным стимулом поисков новых и более эффективных средств, которые позволяли бы достичь быстрого и гарантированного спасения. Пришедше е из Китая учение о Западном Рае или «Чистой земле» ( Дзёдо ), где пребывает будда Амитабха (яп. Амида), давший «изначальный обет» ( хонган ) спасти всякого, кто обратится к нему с искренним призывом о помощи, легло в основу нескольких амидаистских школ. ДЗЕН(с XII века) как школа В конце XII века из Китая в Японию пришло учение школы дзэн. Монастыри стали крупными центрами культуры, а проживавшие в них монахи были не только хранителями знаний, но и создателями литературы на китайском языке, получившей название годзан бунгаку («литература пяти монастырей»). ЭЙХЭНДЗИ( Сото-сю ) Основателем другого направления дзэн — Сото-сю был Догэн (1200—1253), один из наиболее глубоких и оригинальных японских мыслителей. Он предпочитал сторониться представителей власти, поэтому идеи Сото распространялись преимущественно в провинциях, где встречали поддержку со стороны местных феодалов, практиковать многие ритуалы эзотерического буддизма и делались попытки вовлечь в это направление широкие слои народных масс.

Слайд 10

Нитирэн (с XIII века) В XIII веке возникла школа Нитирэн-сю , школа , возникшая непосредственно в Японии без помощи китайских или корейских проповедников. Ее создатель Нитирэн утверждал, что только его изучение, а главное — почтительное отношение к ней может обеспечить благоденствие стране и счастье её почитателям, благодаря простоте своих учений привлекали к себе многих простолюдинов, отчего получили широкое распространение в провинции. Риндзай - сю (яп. 臨済宗 , Риндзай-сю :; кит. 臨済宗 , Линьцзи-цзун ) — одна из двух крупнейших японских школ дзэн, наряду со школой Сото . Риндзай считается первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах. Около 1199 года монах Эйсай дзэндзи (1141—1215) представил форму буддизма.

Слайд 11

Падение феодального строя, переход власти к императору, проведение буржуазных социально-экономических преобразований в эпоху Мейдзи (1868-1912) привели к кардинальным преобразованиям и в школьном деле. Японцы считают, что начиная с этого времени и вплоть до наших дней, в стране было проведено три основных школьных реформы. Первая началась в эпоху Мейдзи с 1871 г., когда было создано Министерство образования (в те же годы появились аналогичные министерства и в странах Европы и США), было открыто более 25 тыс. элементарных школ. Если школьные реформы западных стран в этот период делали ставку на профессиональное образование и подготовку кадров для развивающейся промышленности, то Япония акцентировала внимание на обязательном начальном образовании всего населения. Школьная система, заложенная в эпоху Мейдзи , фактически действовала до середины XX столетия

Слайд 12

Вторая школьная реформа проводилась после окончания Второй мировой войны, из которой Япония вышла поверженной и с 1945 по 1952 гг. была оккупационной зоной США. Американская администрация активно включилась в реформу японской школы с целью изменить ее прежнюю милитаристскую ориентацию. В 1947 г. был издан "Фундаментальный закон об образовании", в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии. "Всестороннее развитие каждой личности", "строитель мирного государства и общества" - это были ключевые слова нового закона. Особо подчеркивалось предоставление каждому ребенку обязательного бесплатного девятилетнего образования. Новая структура школьной системы была внешне похожей на американскую: 6+3+3+4 (шесть лет начальной школы, три – младшей средней, три – старшей средней, а затем четыре года высшего образования).

Слайд 13

После провозглашения независимости Японии в 1952 г. в сфере просвещения произошли существенные изменения. Была проведена тщательная ревизия учебных планов начальной и средней школы. В содержании гуманитарных предметов все большее место стала занимать национальная тематика. Возросло количество часов на естественно-математические дисциплины. В 1966 г. был издан документ "Имидж идеального японца", в котором отразилось стремление уйти от навязанных американцами абстрактных положений о нравственном воспитании. Конечной целью преобразований в школьном деле было создание строго административной, жестко унифицированной и централизованной системы народного образования. Обязательные учебные планы для всех типов школ, единые государственные стандарты, железная дисциплина, противодействие учителей проявлению индивидуальности ребенка – все это создавало тягостную атмосферу, очень отличающую японскую школу от учебных заведений западных стран.

Слайд 14

Впервые выражение "третья школьная реформа" прозвучало в 1984 г., когда был создан специальный Комитет по образованию при премьер-министре. Третья реформа была вызвана необходимостью вооружения подрастающего поколения новыми знаниями и потребностью в качественно новом нравственном воспитании в свете изменившихся социально-экономических реалий. Следовало ввести также компьютерное обучение, изучение иностранного, особенно английского языка. В документах 80-х гг. обращалось внимание на индивидуальное развитие каждого ребенка, необходимость в этой связи дифференциации образования и предоставления возможности выбора тех или иных школьных предметов. Однако особый упор делался на пересмотр содержания образования с тем, чтобы усилить его воспитательную роль. Так, учебники по родному языку должны были состоять из текстов, строго ориентированных на воспитание детей в духе японских традиций. На уроках физкультуры рекомендовалось возрождать средневековые виды национального спорта – кондо , джуро и другие, которыми занимались еще самураи. Основное место в расписании стал занимать учебный предмет "мораль". Особое внимание уделялось самоуправлению школьников (закон 1985 г.) в целях пресечения хулиганства. Учителей призывали искать новые формы укрепления связи между школой, семьей и общиной.

Слайд 15

В результате деятельности правительственного Комитета по образованию в 1984–1987 гг. был проведен всесторонний анализ действующей системы, выявлены ее положительные и негативные стороны. С этого времени фактически началась "третья школьная реформа", которая продолжается и в наши дни.

Слайд 16

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Большая часть населения имеет примерно одинаковый уровень дохода. До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей.

Слайд 17

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. Если с ребенком что-то случается, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях.

Слайд 18

В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. Общественное мнение этого не поощряет. А в японской морали общественное мнение всегда превалирует над личным. Поэтому мама и дальше остается домохозяйкой.

Слайд 19

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа: государственные, префектурные, муниципальные частные

Слайд 20

Около 80% детских садов и 60% центров по уходу за ребенком принадлежат частному сектору. По сравнению с частными в государственных образовательных учреждениях зарплата персонала выше, рабочий день существенно короче, а нагрузка меньше (благодаря укомплектованности штата). В частных детских садах из-за нехватки кадров нередко, чтобы снизить родительскую плату, количество детей в группе доходит до 40 человек, на которых приходится 1 педагог. Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос , который может доходить до 1000 долларов.

Слайд 21

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Слайд 22

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу. Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом: детские ясли, центры по уходу за детьми ( 保育所 ) hoikuen , хоикуэн детские сады ( 幼稚園 ) yōchien , ётиэн - это скорее не детский сад, а образовательное учреждение, в котором детей готовят к школе. специальные учреждения для инвалидов ( 特別支援学校 )

Слайд 23

Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев до 6 лет. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. За малышами приглядывают воспитатели. Дети играют, поют песни, спят в тихий час, но… совершенно не занимаются какой-либо учёбой или подготовкой к школе. Программа хоикуэна не подразумевает никакой образовательной деятельности: лишь присмотр и уход за детьми в отсутствие родителей. Иногда воспитатели могут по своей инициативе обучать детишек чтению и письму, однако встречается подобное довольно редко. В последнее время некоторые хойкуэны начали даже трансформироваться в «детские отели», работающие круглосуточно.

Слайд 24

В детские ясли (центр по уходу за детьми) ребёнка можно устроить с трех месяцев , но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Слайд 25

В среднем центр принимает около 90 детей, на которых приходится более 25 сотрудников, работающих полный день, и более 10 сотрудников – неполный день. Количество персонала зависит от возраста детей. Для детей первого года жизни соотношение педагогов к детям – 1:3, для детей от года до трех – 1:6, а для дошкольников старше 3 лет – 1:20.

Слайд 26

« Ётиэн » , здесь детей не только кормят и нянчат, но и воспитывают. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями , могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.

Слайд 27

Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады , находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш , чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.

Слайд 28

Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, - это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника. Стандарты устанавливают пять основных направлений , которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения: укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование навыков коммуникации с другими людьми; формирование знаний об окружающем мире; развитие речи; развитие творческих способностей.

Слайд 29

Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов. Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

Слайд 30

Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6—8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Слайд 31

Воспитатели Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно выучиться в институте или в университете, освоить методики занятий по рисованию, театру, труду, оригами, физической культуре, музыке и другим областям, а также пройти курсы по детской психологии, физическому и умственному здоровью детей, питанию и социальным взаимоотношениям. Воспитателем центра по уходу за ребенком стать гораздо проще, достаточно лишь получить аттестат об окончании школы. Правда, надо сказать, что большинство воспитателей центров по уходу за детьми все равно имеют неоконченное высшее образование и прошли те же курсы, что и педагоги в детских садах. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины, большинство из которых (около 60 %) моложе тридцати лет. А вот директора детских садов чаще всего мужчины, что, впрочем, характерно для любых японских организаций.

Слайд 32

Занятия. Занятия по развитию интеллекта в саду заключаются в чтении книг, рассказах воспитателя о животных и растениях, сезонных явлениях в природе и многом другом. Никто специально не обучает детей читать и писать, но к пяти годам дети, как правило, знают почти всю японскую слоговую азбуку. Все вместе они ухаживают за цветами, кормят животных и беседуют о хороших и плохих поступках. В детских садах происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Слайд 33

Физкультура. Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты. Причем, по-видимому, самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. И даже не всегда выигрывают. Обычным явлением в детских садиках и школах являются ежедневные (в хорошую погоду) экскурсии, походы, осанпо -- пешеходные прогулки по окрестностям.

Слайд 34

Питанию в детских садах уделяется особое внимание . Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом . Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Слайд 35

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание системы взаимодействия между детским садом и начальной школой"

Построение системы взаимодействия работы дошкольного и начального образования. Основные цели, задачи работы и предполагаемые результаты....

«Система работы в детском саду по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан»

  Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком – как средством общения.  Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговор...

Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Путь к здоровью - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....

Презентация системы работы в детском саду по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами...