"Воспитываем патриотические чувства детей посредством ознакомления с родным городом"
консультация (подготовительная группа)
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_vospitanie_patr.chuvstv.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Консультация для педагогов на тему:
«Воспитываем патриотические чувства детей посредством ознакомления с родным городом»
Автор – составитель:
Кашанина Оксана Петровна, воспитатель I квалификационной категории.
г. Павлово
2022 г.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, порой редко сострадают чужому горю.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее:
- Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемых на основе определения доминирующих целей и основной образовательной программы
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого для ребенка, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Формировать личностное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др.), познакомить с жителями своего родного города – носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и т.п.
- Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры (мини музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии. В этом хорошим подспорьем является река времени, на которой дети в игровой форме способны выстроить логическую последовательность исторического развития города.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе проектов.
Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них, поучаствовать в их досугах и праздниках и т. п. Так создается детское сообщество.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.
‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать??).
‒ Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».
‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина...) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города. Его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему.
‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
‒ Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
‒ Формировать умение ориентироваться в природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом"....
Отчет: Формирование патриотических чувств детей через знакомство с родным городом с использованием проектного метода.
Отчет. по патриотическому воспитанию....
Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»
laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...
«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом».
выступление из опыта работы...
Патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом Великие Луки
Что мы Родиной зовём?Дом, в котором мы живём,И берёзки в доль которыхРядом с мамай мы идем.(Автор В Степанов)В настоящие время в мире происходят глобальные изменения в некоторых странах переписывается...