«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми подготовительной группы ( из опыта работы).»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Виниченко Вера Александровна

Игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки;  положительно влияет на результат  обогащения  детей   новыми умениями и  навыками: эмоционально-оценочное восприятие,   проживание  образов героев, умение связно и  правильно  выражать мысли,  пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей  во время интегрированных занятий показали действенную силу  игры-драматизации в восприятии детьми художественной литературы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igry-dramatizacii.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему :

«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми младшей группы ( из опыта работы).»

Подготовила: Виниченко В.А.

   

Дзержинский 2019г

ВЛИЯНИЕ  ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  ДЕТЬМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.      (из опыта работы)

       Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей, используя разнообразные методы и приемы. Поэтому, круг детского чтения определялся нами воспитателями  программой воспитания и обучения, воспитательно–образовательными задачами и возрастом детей. Мы формировали у детей интерес к книге, обращали внимание на постепенное пополнение их литературного багажа, на обогащение литературного опыта, потребности рассматривать иллюстрированные книги. Детям младшего дошкольного возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. В них, как известно, добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

     Восприятие художественного произведения ребенком - является особой формой осмысленной деятельности.  Для эмоционального  восприятия  и яркого проживания образов героев сказок весь наш воспитательно-педагогический процесс был изначально направлен на развитие творческих способностей детей, творческую  индивидуальность  каждого  ребенка,  развитие  связной  речи.  По мере рассказывания  сказки мы заметили, как у детей нарастает интерес к персонажам сказки и их жизни. Оживление, смех, тревога свидетельствует об эмоциональной отзывчивости к сюжету сказки, но внимание детей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Чтобы восприятие художественного произведения детьми было полным, мы в своей работе сочетали чтение с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Театрализованная деятельность, игра-драматизация, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения детей и создает условия для их творческого применения.  Мышление  ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому мы старались наполнить окружающую детей действительность яркими предметами, красочными книгами, игрушками, наглядными пособиями и играми, позволяющими им более точно представить то, о чем  говорят, про что читают, как и чем играть.  

      Не владея в силу возрастных особенностей  навыками анализа художественного произведения, дети младшего возраста нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки.  Беря это все во внимание, мы решили, что для развития выразительности  детской  речи  произведения устного народного творчества, народные игры, игрушки и игра-драматизация  окажут нам неоценимую помощь. Учитывая разный речевой уровень детей, мы уделяли особое внимание индивидуальной работе с каждым ребенком, игровым формам обучения как на занятиях, так и вне их.            

Игра-драматизация на занятиях по коммуникации.

        Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей  под влиянием взрослого и  самих  художественных  произведений – это игры-драматизации.   Мы использовали их, как методическое средство, активизирующее речь детей.      

      Игра–драматизация  является  интегративным видом детских игр, который основан на литературном материале.  Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сказке имеет свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.  Процесс усвоения и восприятия является творческой деятельностью и ребенку дается возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, а также проявить свои чувства и активность.

       В качестве предварительной работы мы использовали чтение, пересказ детьми хорошо знакомых литературных произведений, рассматривание и словесное описание (с помощью) картинок и игрушек.

      На самих занятиях  по коммуникации в младшей группе мы  использовали творческий подход в работе с книгой (во время и после чтения), беседу по содержанию сказки,  чередование хоровых и индивидуальных ответов, эмоциональные и игровые  приемы, литературные и художественные вставки.                          

      При  пересказе произведений обучали детей связному последовательному пересказу текста. Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации, обращения и перечисления.

      Структура занятия включала в себя следующие компоненты:

  • Вводная часть. Первичное чтение (не говорим о пересказе).
  • Беседа с целью уточнения  содержания.
  • Повторное чтение с установкой на пересказ. (Пауза перед ответами  детей).
  • Пересказ текста.(один или несколько детей)
  • Оценка работы детей.

         На занятиях по пересказу мы применяли разнообразные приемы: показ наглядных материалов, образец чтения, вопросы детям, подсказ слова или  фразы, проговаривание реплик; использовали  разные виды пересказа: выборочный, по ролям, от автора, инсценировка. Для пересказа в лицах подбирали произведения с разговорной  диалогической  речью «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц» и др.

        Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, мы создавали вместе с ними ситуацию совместного игрового творчества, ни в коем случае никого не принуждая.

У некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно, и неразвитое воображение, мы помогали детям создать образы персонажей. И конечно, сами  начинали игровые действия.  

 При подготовке к игре мы проводили занятие, на котором ребенок изображал кого-нибудь из персонажей сказки без слов, остальные отгадывали, т.к. в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ.

       Во время игры  использовали следующие приемы: личный пример в обыгрывании роли персонажей, косвенный подсказ новых ролевых действий, прямое воздействие, направленное на регулирование поведения, совместная словесная импровизация.

      Развивая у детей художественно - речевые способности драматизацией сказок, мы старались научить их  имитировать действия  персонажей, передавать слова  героев.  В играх поощрялись самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Обучаясь разговору, дети одновременно обогащали свой словарь, совершенствовали речевые навыки, эмоционально откликались на прочитанное, развивали память и воображение. У детей развивались умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой). Дети становятся  в игре более раскованными, передают в речи ролевые диалоги персонажей. В эмоциональном отношении  речь детей звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

       Кукольный спектакль, игра-беседа, инсценировка  разными видами театра, аудио сказки, игра-драматизация – все это помогает детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки. Дети были как участниками,  так и  зрителями. Был замечен живой интерес  при распределении ролей и репетиций в костюмах и без них. У детей  оставались радостные эмоции  и  впечатления, которыми они охотно делились с родителями.

        Вот так мы пришли к следующим выводам: игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки;  положительно влияет на результат  обогащения  детей   новыми умениями и  навыками: эмоционально-оценочное восприятие,   проживание  образов героев, умение связно и  правильно  выражать мысли,  пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей  во время интегрированных занятий показали действенную силу  игры-драматизации в восприятии детьми художественной литературы.  

ПРИЛОЖЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛИ

1

    Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

2

Чтение русских сказок «Репка»,«Теремок»,«Волк и козлята»,«Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

3

Подвижные русские игры «Жмурки»,«Петушок»,«Гуси-гуси», «У медведя во бору»

Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

4

Чтение и игра-драматизация сказки «Рукавичка»

Проживание  образов героев, умение связно и  правильно выражать мысли,  пользоваться речью, применяя выразительные средства.  

5

Дидактические игры  по русским народным  сказкам

«Разрезные картинки по сказкам», «Жили-были», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр», «Большой – маленький» и др.

6

Музыкальная деятельность

Разучивание детских песенок из сказок, игра на русских народных инструментах.

7

Тематическая беседа: «Русские игрушки и посуда»

Расширить представления детей о свистульках, матрешках, деревянных ложках, посуде, которые мастерят издавна в России. Показ  тематической выставки.

8

Игра–драматизация  «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

9

Хороводные народные игры:

«Каравай»,«Жили у бабуси», «Серенький козлик» и др.

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

10

Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию. Обогащать и активизировать словарный запас.

11

Пальчиковый театр «Теремок»,   «Рукавичка».

 Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим детям в действии.

12

Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе.

Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова.

13

Игра-драматизация по сказкам «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»

Игра «Волшебные окошки» по русским сказкам. Моделирование сказок. Активизировать словарь детей диалогами.

14

     Литературный досуг

        «Угадай сказку»

Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией.

15

Выставки детского творчества по тематике «Наши сказки»

Развитие воображения, творческой активности.

16

Игра-драматизация  «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Козлятки и волк».

Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.

17

  Слушание аудиосказок

Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать. Поощрять высказывания детей.

                          Игра-драматизация  по сказке «Колобок».

Программное содержание: Учить детей  имитировать действия  персонажей, передавать слова героев. Развивать умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой).

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Колобок», беседа по ее содержанию. Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Книга с яркими иллюстрациями сказки «Колобок». Мячик колобок. Куклы би-ба-бо – медведь, волк, заяц, лиса.

Содержание:

Воспитатель (показ):  Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга с картинками. Кто узнает, какая здесь живет сказка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это сказка «Колобок». А давайте поиграем в сказку. Согласны? Тогда вставайте в кружок. Я буду читать и показывать движения, а вы мне помогайте.  

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». (Показ с детьми).

Бабку дед уговорил колобок испечь.

Дед дровишек нарубил, истопил он печь.

Бабка согласилась: у ручья умылась,

По сусекам поскребла, по амбару помела.

На сметане замешен и на масле испечен.

Всем наш колобок хорош –

И румян он и пригож и на солнышко похож!

Повязав платочек, бабушка хлопочет.

И остыть немножко ставит на окошко.

Колобочек- колобок, звонко песенку поет! (показ мяча – колобка)

Я колобок-колобок. У меня румяный бок!

Я по коробу метен, по сусекам скребен,

На сметане мешён, на окошке стужен.

Я от бабушки уйду! И от дедушки уйду!

Воспитатель: Дети, вспомнили сказку?    

Дети: Да.

Воспитатель:  А что было дальше?            

Дети: Он укатился.

Воспитатель:  Да, колобок покатился по дорожке в лес. А кто ему встретился?

(ответы детей). Правильно, заяц (показ куклу би-ба-бо), волк (показ куклы би-ба-бо), медведь (показ куклы би-ба-бо), лиса (показ куклы би-ба-бо). Кто кем хочет быть?

(распределение ролей между детьми)

Воспитатель: Катится колобок, катится, (ребенок с колобком бегает по кругу), а навстречу ему кто?  

Дети: Зайчик. (выходит ребенок с куклой заяц)

Ребенок (Зайчик): Колобок, я тебя съем.

Воспитатель (держит колобок):  Не ешь меня, я тебе песенку спою (поют все дети и кружатся).

То же самое с волком и медведем.

Воспитатель: Катится колобок, катится, (ребенок с колобком бегает по кругу), а навстречу ему кто?  

Дети: Лиса. (выходит ребенок с куклой лисы)

Ребенок (Лиса): Какой ты красивый, румяный. Спой мне песенку.

Все дети поют и кружатся.

Ребенок (Лиса): Колобок, я тебя съем. (лиса ловит колобка)

     

                             Игра-драматизация по русским народным песенкам

Цель: учить детей изображать характерные движения животных, развивать координацию речи и движений.

Варианты игры: 1.Педагог спрашивает – дети отвечают. 2. Ребенок – курочка отвечает– дети спрашивают. 3. Выбираются двое детей – один спрашивает, другой отвечает.

 «КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА». Ход игры: Педагог сначала выполняет все роли, постепенно привлекая детей. Одеть шапочку курочки.

  • Курочка-рябушечка, куда ты пошла?          - На речку.
  • Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?        - За водичкой.
  • Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?  - Цыпляток поить.
  • Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?  - Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

«КИСОНЬКА-МУРЫСЕНЬКА». Ход игры: тот же. Одеть шапочку кошки.

  • Кисонька-мурысенька, ты где была?              - На мельнице.
  • Кисонька-мурысенька, что там делала?         - Муку молола.
  • Кисонька-мурысенька, что из муки пекла?    - Прянички.
  • Кисонька-мурысенька, а с кем прянички ела?  - Одна.
  • Не ешь одна, не ешь одна!

Русская народная подвижная игра «Гуси-лебеди».

Цель: развивать двигательную активность, упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре, обучать характерным движениям животных, следить за соотношением слова и движения.

Ход игры: Выбирается хозяйка и волк. Все остальные – гуси. Хозяйка и гуси – в доме. Волк сидит в своем доме. Между домами расстояние – чистое поле. Дома можно обозначить, прочертив линию, или взять обручи.

Хозяйка говорит гусям: Гуси-гуси,  (гуси отвечают – га-га-га-га) в чисто поле со двора! (Гуси бегут в чистое поле, щиплют травку, кричат га-га-га. Волк, услышав их, встает. Гуси видят его и собираются вместе в чистом поле, боятся).  

Хозяйка зовет гусей: Гуси, гуси, (гуси – га-га-га) есть хотите? (да-да-да) Ну, летите-ка домой.

Гуси отвечают: Серый волк под горой, не пускает нас домой.

Хозяйка: Гуси, гуси,  (гуси – га-га-га), ну летите как хотите, только крылья берегите.

(Гуси бегут к дому, волк их ловит двумя руками, каждого гуся одной рукой. Осаленых гусей ведет в свой дом).

Игра продолжается несколько раз. Если волк поймает всех гусей или несколько, то хозяйка идет искать гусей в чисто поле.

Хозяйка спрашивает волка: Ты утащил моих гусей?

Волк:  У-у-у-у-у-у-у!.

Хозяйка: Возьми мою вещь (что-нибудь снимает с себя), отдай мне гуся.

(Волк берет вещь и отдает одного гуся и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми младшей группы ( из опыта работы).»

Игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки;  положительно влияет на результат  обогащения  детей...

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: воспитание качества сочувствия и доброты через прочтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе

Тема: О плохих человеческих качествах по мотивам сказки «Лягушка – путешественница» В.М.Гаршин...

Методическая разработка: «Перспективное планирование по речевому развитию. Восприятие художественной литературы в подготовительной группе»

laquo;Перспективное планирование  по речевому развитию.  Восприятие художественной литературы  в подготовительной группе»...

«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми подготовительной группы ( из опыта работы).»

Игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки;  положительно влияет на результат  обогащения  детей...