Изобразительная деятельность как средство развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал | 20.8 КБ |
statya_izobraziteltnaya_deyatelnostkak_sredstvo_razvitiya_emotsiy.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью искусства у детей активизируется творческий потенциал, накапливаются положительные эмоции, они овладевают различными техниками изобразительной деятельности. Все это приводит к их самовыражению. Хорошо развитые способности детей в этой области стимулируют и подталкивают к развитию как художественно – эстетических, так и интеллектуальных способностей.
В содержании образовательного направления «Художественно – эстетическое воспитание» большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы дошкольников [1; с.46]. Эмоции играют особую и важную роль в жизни ребенка дошкольного возраста. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника и придают им особую окраску и выразительность. Эмоции ребенок испытывает в разных видах деятельности. Их легко прочитать на его лице, в позе, жестах и во всем его поведении. Поэтому развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы. Если ребенок не способен управлять своими эмоциями и видеть эмоциональное состояние другого, то никакое взаимодействие не будет эффективным.
На эмоциональное развитие дошкольника влияют различные факторы. Это природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Ведущим средством эмоционального воспитания дошкольников является изобразительная деятельность ребенка, т.к. она является собственной практической деятельностью.
Благодаря изобразительной деятельности, у дошкольников происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формируются элементарные представления о видах и произведениях искусства. У детей воспитывается художественный вкус и творческое воображение, внимание к другому человеку, любовь к ближнему, к природе, дети познают мир [2; с.5]. Таким образом, у них формируются положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет и познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Педагог должен поддерживать ребенка даже в незначительных его начинаниях, которые в дальнейшем будут активизировать его положительное эмоциональное восприятие, будить фантазию и воображение. Педагог придает деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности [2; с. 14].
На протяжении всей своей педагогической практики я уделяю большое внимание развитию положительного эмоционального восприятия у детей, что является важной задачей художественно – эстетического воспитания. Но не все дети одинаково воспринимают окружающее их и талантливы в данной сфере деятельности. Поэтому, наша задача, как педагогов, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить его способности в разных видах изобразительной деятельности и помочь реализовать их, а также научить выражать свои эмоции на увиденное.
Развитие положительных эмоций у воспитанников проходит через разные виды изобразительной деятельности. В процессе работы формирую у детей технику рисования; обращаю внимание на передачу характерных признаков предмета, который изображает ребенок: форма, величина, пропорции, цвет; выявляю эмоциональное восприятие детей по отношению к своей работе и работам своих сверстников. Использую игры на закрепление знаний о цвете: холодный – теплый; легкие и тяжелые цвета и т.д., игры на закрепление формы предмета, а также игры на развитие эмоциональных проявлений, на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики. Дети принимают в них активное участие, с удовольствием играют.
Но у некоторых детей отсутствует последовательность и логичность. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильному положительному эмоциональному восприятию предмета. Этим детям я уделяю повышенное внимание. С ними занимаюсь индивидуально, объединяю их с более «сильными» сверстниками, рассчитывая на влияние положительного примера.
В нашем детском саду дети с удовольствием посещают кружок «Юный художник». Во время посещения кружка дети осваивают нетрадиционные методы художественного творчества, знакомятся с различными видами изобразительной деятельности, с многообразием художественных материалов и техникой работы с ними. У детей формируется интерес к выполнению творческих работ, развивается воображение, аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Все это вызывает у детей формирование положительной эмоциональной сферы.
Не маловажным условием в работе по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность является взаимосвязь ДОО с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие в развития ребенка. Формы работы с родителями в данном направлении очень разнообразны. В первую очередь – это обмен информацией и пропаганда педагогических знаний. С родителями проводятся беседы, заполняются анкеты, изготовляются для них информационные буклеты, памятки по развитию положительных эмоций у детей через изобразительную деятельность. Так, для выявления компетентности родителей в данном вопросе я провела анкетирование: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Проанализировав анкету, я составила план работы с родителями. Провела родительское собрание, где одним из вопросов был по развитию эмоциональной сферы детей через изобразительную деятельность. Изготовила буклеты: «Влияние нетрадиционных форм работы на развитие положительных эмоций детей», «Методы работы по позитивному восприятию окружающего». Другая форма работы – это всевозможные выставки художественного творчества. Родители вместе со своими детьми участвуют в изготовлении поделок, рисунков к различным праздникам. В нашем детском саду традиционно проходят такие выставки, как «Домашняя изо студия», «Дары осени», «Самая креативная кормушка», «Букет для мамы», «Пасхальное яйцо». Одна из продуктивных форм работы с родителями – это посещение открытых занятий, мероприятий, где родители могут проанализировать результат работы своего ребенка сами. Также я провожу для родителей мастер – классы. Например, мастер класс по рисованию «Вместо кисточки - рука». Постоянно провожу беседы с родителями, круглые столы. Например: «Вечер вопросов и ответов», где родители могут поделиться своими положительными результатами, и спросить совета, если у кого –то что- то не получается. Таким образом, выполненная вместе с родителями работа доставляет детям искреннюю радость и восторг, желание сделать что-то еще. И это влияет на развитие позитивных эмоций у дошкольников.
В своей работе использую информационные технологии, так как в нашем современном обществе без этого никак не обойтись. Сейчас уже невозможно представить дошкольное учреждение без компьютеров, мультимедийных проекторов, а в некоторых детских садах есть интерактивные панели. Я считаю, что современному педагогу необходимо применять в своей работе компьютерные технологии. Это интересная и нетрадиционная форма работы с детьми, которая делает занятия по изобразительной деятельности содержательными, насыщенными, а главное – привлекательными. Материал, который я использую на занятиях, вызывает у детей любопытство, неожиданность, интерес к учебному процессу и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки на занятии по изобразительной деятельности. Применяю мультимедийные презентации и дидактические игры при знакомстве детей с видами и жанрами живописи, с игрушками различной росписи, которые способствуют формированию у ребенка сенсорных эталонов. Использую видеозаставки, видеоролики с использованием фотографий из семейного архива детей. Но в такой работе необходимо соблюдать гигиенические требования. После работы на интерактивной доске, регулярно провожу гимнастику для глаз, отвлекаю детей на натуру.
Таким образом, благодаря данной работе по изобразительной деятельности, у воспитанников наблюдается обогащение детского замысла, разнообразие продуктов детского творчества, у них повышается уровень развития познавательных процессов и эмоциональная отзывчивость. Изобразительная деятельность, как и любое другое искусство, всесторонне воздействует на ребенка, побуждает его к активному мышлению, к нравственно – эстетическим переживаниям. Эмоциональный отклик на изобразительную деятельность формирует у детей любовь к прекрасному!
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2014. - 193с.
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью искусства у детей активизируется творческий потенциал, накапливаются положительные эмоции, они овладевают различными техниками изобразительной деятельности. Все это приводит к их самовыражению. Хорошо развитые способности детей в этой области стимулируют и подталкивают к развитию как художественно – эстетических, так и интеллектуальных способностей.
В содержании образовательного направления «Художественно – эстетическое воспитание» большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы дошкольников [1; с.46]. Эмоции играют особую и важную роль в жизни ребенка дошкольного возраста. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника и придают им особую окраску и выразительность. Эмоции ребенок испытывает в разных видах деятельности. Их легко прочитать на его лице, в позе, жестах и во всем его поведении. Поэтому развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы. Если ребенок не способен управлять своими эмоциями и видеть эмоциональное состояние другого, то никакое взаимодействие не будет эффективным.
На эмоциональное развитие дошкольника влияют различные факторы. Это природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Ведущим средством эмоционального воспитания дошкольников является изобразительная деятельность ребенка, т.к. она является собственной практической деятельностью.
Благодаря изобразительной деятельности, у дошкольников происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формируются элементарные представления о видах и произведениях искусства. У детей воспитывается художественный вкус и творческое воображение, внимание к другому человеку, любовь к ближнему, к природе, дети познают мир [2; с.5]. Таким образом, у них формируются положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет и познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Педагог должен поддерживать ребенка даже в незначительных его начинаниях, которые в дальнейшем будут активизировать его положительное эмоциональное восприятие, будить фантазию и воображение. Педагог придает деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности [2; с. 14].
На протяжении всей своей педагогической практики я уделяю большое внимание развитию положительного эмоционального восприятия у детей, что является важной задачей художественно – эстетического воспитания. Но не все дети одинаково воспринимают окружающее их и талантливы в данной сфере деятельности. Поэтому, наша задача, как педагогов, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить его способности в разных видах изобразительной деятельности и помочь реализовать их, а также научить выражать свои эмоции на увиденное.
Развитие положительных эмоций у воспитанников проходит через разные виды изобразительной деятельности. В процессе работы формирую у детей технику рисования; обращаю внимание на передачу характерных признаков предмета, который изображает ребенок: форма, величина, пропорции, цвет; выявляю эмоциональное восприятие детей по отношению к своей работе и работам своих сверстников. Использую игры на закрепление знаний о цвете: холодный – теплый; легкие и тяжелые цвета и т.д., игры на закрепление формы предмета, а также игры на развитие эмоциональных проявлений, на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики. Дети принимают в них активное участие, с удовольствием играют.
Но у некоторых детей отсутствует последовательность и логичность. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильному положительному эмоциональному восприятию предмета. Этим детям я уделяю повышенное внимание. С ними занимаюсь индивидуально, объединяю их с более «сильными» сверстниками, рассчитывая на влияние положительного примера.
В нашем детском саду дети с удовольствием посещают кружок «Юный художник». Во время посещения кружка дети осваивают нетрадиционные методы художественного творчества, знакомятся с различными видами изобразительной деятельности, с многообразием художественных материалов и техникой работы с ними. У детей формируется интерес к выполнению творческих работ, развивается воображение, аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Все это вызывает у детей формирование положительной эмоциональной сферы.
Не маловажным условием в работе по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность является взаимосвязь ДОО с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие в развития ребенка. Формы работы с родителями в данном направлении очень разнообразны. В первую очередь – это обмен информацией и пропаганда педагогических знаний. С родителями проводятся беседы, заполняются анкеты, изготовляются для них информационные буклеты, памятки по развитию положительных эмоций у детей через изобразительную деятельность. Так, для выявления компетентности родителей в данном вопросе я провела анкетирование: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Проанализировав анкету, я составила план работы с родителями. Провела родительское собрание, где одним из вопросов был по развитию эмоциональной сферы детей через изобразительную деятельность. Изготовила буклеты: «Влияние нетрадиционных форм работы на развитие положительных эмоций детей», «Методы работы по позитивному восприятию окружающего». Другая форма работы – это всевозможные выставки художественного творчества. Родители вместе со своими детьми участвуют в изготовлении поделок, рисунков к различным праздникам. В нашем детском саду традиционно проходят такие выставки, как «Домашняя изо студия», «Дары осени», «Самая креативная кормушка», «Букет для мамы», «Пасхальное яйцо». Одна из продуктивных форм работы с родителями – это посещение открытых занятий, мероприятий, где родители могут проанализировать результат работы своего ребенка сами. Также я провожу для родителей мастер – классы. Например, мастер класс по рисованию «Вместо кисточки - рука». Постоянно провожу беседы с родителями, круглые столы. Например: «Вечер вопросов и ответов», где родители могут поделиться своими положительными результатами, и спросить совета, если у кого –то что- то не получается. Таким образом, выполненная вместе с родителями работа доставляет детям искреннюю радость и восторг, желание сделать что-то еще. И это влияет на развитие позитивных эмоций у дошкольников.
В своей работе использую информационные технологии, так как в нашем современном обществе без этого никак не обойтись. Сейчас уже невозможно представить дошкольное учреждение без компьютеров, мультимедийных проекторов, а в некоторых детских садах есть интерактивные панели. Я считаю, что современному педагогу необходимо применять в своей работе компьютерные технологии. Это интересная и нетрадиционная форма работы с детьми, которая делает занятия по изобразительной деятельности содержательными, насыщенными, а главное – привлекательными. Материал, который я использую на занятиях, вызывает у детей любопытство, неожиданность, интерес к учебному процессу и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки на занятии по изобразительной деятельности. Применяю мультимедийные презентации и дидактические игры при знакомстве детей с видами и жанрами живописи, с игрушками различной росписи, которые способствуют формированию у ребенка сенсорных эталонов. Использую видеозаставки, видеоролики с использованием фотографий из семейного архива детей. Но в такой работе необходимо соблюдать гигиенические требования. После работы на интерактивной доске, регулярно провожу гимнастику для глаз, отвлекаю детей на натуру.
Таким образом, благодаря данной работе по изобразительной деятельности, у воспитанников наблюдается обогащение детского замысла, разнообразие продуктов детского творчества, у них повышается уровень развития познавательных процессов и эмоциональная отзывчивость. Изобразительная деятельность, как и любое другое искусство, всесторонне воздействует на ребенка, побуждает его к активному мышлению, к нравственно – эстетическим переживаниям. Эмоциональный отклик на изобразительную деятельность формирует у детей любовь к прекрасному!
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2014. - 193с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР
статья из личного опыта...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дидактическая игра – одно из средств уточнения, закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...
Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Как разнообразить занятия продуктивной деятельностью....
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью искусства у детей активизируется творческий потенциал, накапливаются положи...
Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста
Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью искусства у детей активизируется творческий потенциал, накапливаются положи...