Формы работы с родителями в ДОУ
статья

Архарова Светлана Сергеевна

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. В связи с чем необходимо использовать традиционные и инновационные формы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьей. Многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны родителям.

Задача детского сада - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа воспитателей с родителями.

Не менее важная задача – это вооружение семьи педагогическими умениями и знаниями, в их усвоении непосредственно в практической и теоретической, определенным образом организованной деятельности. Педагогам нужно реализовывать постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям воспитанников, но и вовлечение родителей в жизнь ДОУ, активное участие их в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Существуют традиционные и инновационные (нетрадиционные) формы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников.

Традиционные:

-коллективные формы: «круглые столы», родительские собрания, конференции, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, развлечения и праздники, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями («Давайте познакомимся!»), вечера вопросов и ответов, библиотека для родителей, семинары-практикумы с элементами тренинга;

- индивидуальные формы: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое;

- наглядно-информационные формы: реклама статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, аудиозаписи бесед с дошкольниками, видео организации различных видов деятельности с детьми, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, ширмы, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки-передвижки, памятки, содержащие qr-код со ссылкой на информацию (в виде информационно полезных сайтов, видеоматериалов, статей и другое).

Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей.

В настоящее время особой популярностью, как у воспитателей ДОУ, так и у родителей пользуются инновационные (нетрадиционные) формы взаимодействия с родителями.

Под нетрадиционными формами подразумевается применение элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы. Основной целью является установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольному образовательному учреждению, повышение педагогического просвещения.

Инновационные (нетрадиционные) формы:

- семейные театры;

- конкурс кулинаров «Сладкий час», «Успешный родитель», «Семья года»;

- проведение тренингов, семинаров-практикумов, конференций;

- «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы, и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности;

- работа с социальными сетями и мессенджерами, активное использование информационных технологий в качестве средств взаимодействия с родителями;

- собрание «Душевный разговор» (рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы);

- развлекательные программы: КВН, «Поле чудес» и др.

Для таких форм характерно создание непринужденной обстановки. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и взаимодействие с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Данные формы сотрудничества воспитателей с семьей весьма результативны, если уделять должное внимание педагогическому содержанию и чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия.

Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Таким образом взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников будет являться одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, образования и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....