Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"
методическая разработка

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы47.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя Беловой А.А.

по теме: «Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада»

   

 Народные традиции – это символический язык для передачи духовного наследия. Чем древнее традиции, тем больше их сила воздействия через слово, движение, действие, песню. Фольклор во все времена сохранял свое высшее значение, так как в нем заложен идеал и надежды человека. Опыт показывает, что русские фольклорные тексты учат детей уважению к человеку, добру и вниманию к природе, развивают память и речь.

   Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Вспомним слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизическим особенностям дошкольников.

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стала актуальной в нашем детском саду организация народных праздников. Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

   Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество дает возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, формирует у детей знание основ подлинно национальной культуры.

Детство – это не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. Психологические достижения дошкольного периода развития не теряют своего значения с повзрослением ребенка. От того, каким было детство человека, в какой  эмоциональной среде он рос, кто и как вел его к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям, его характер и, в конечном счете, его судьба. Все это определяет большое значение фольклора и делает его одним из перспективных направлений дошкольной педагогики.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, в том числе и на объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Учитывая принципы и задачи ФГОС ДО, заинтересовались вопросами духовно-нравственного воспитания детей и выявили невысокие результаты по данному направлению.  Детям было предложено вспомнить русские народные песни, хороводы, рассказать о народных традициях и праздниках. Результаты исследования показали, что знают русские народные песни и хороводы 13% детей, русские народные игры - 26%; имеют представления об обычаях и традициях (праздники, приметы) -  33%. Таким образом, знания детей не входят в круг повседневного окружения, они поверхностны, отрывочны, разрозненны. Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.  Размышляя над тем как повысить эффективность работы по ознакомлению детей с русскими народными традициями, пришли к выводу, что данную проблему необходимо решать комплексно, то есть в содружестве с педагогами и родителями, а сделать это лучше через совместные мероприятия праздники, досуги, развлечения.
Целью нашей работы стало: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Исходя из цели определили задачи
:

Воспитывать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Формировать у детей представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических движений.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Понимая, что на сегодняшний день одной из актуальных задач является показ детям красоты русского языка, выраженной в песнях, припевках, колядках, закличках, обрядах, русских народных плясках, играх,  мы решили, что необходимо использовать русский народный фольклор на праздниках, вечерах развлечений и совместно с воспитателями начали знакомить детей с элементами русского народного фольклора.

Нами были отобраны следующие приоритеты:

·  Создание атмосферы национального быта.

·  Широкое использование фольклора.

·  Знакомство с обрядовыми праздниками.

·  Знакомство с народным искусством.

В своей работе использовали методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

·  Заучивание потешек, прибауток, закличек.

·  Использование пословиц, загадок, поговорок.

·  Чтение художественной литературы.

·  Использование русских народных песен и танцев.

·  Проведение русских народных игр.

· Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

·  Применение игрушек и изделий народных промыслов.

·  Представление кукольного театра.

·  Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

·  Рассказ о народных обычаях и традициях.

·  Рассматривание иллюстраций о русском быте.

·  Беседы, вопросы, разъяснения

    Проведя с родителями анкетирование, разработав план проведения календарно-обрядовых праздников, пришла к выводу, что тандем родители-дети – воспитатель, поможет решить проблему приобщения детей к  народному фольклору. Фольклор и фольклорные праздники – источник духовности, для развития личности ребёнка. Решение данной проблемы мы видим, в необходимости, естественного музыкального воспитания, которое возможно только на основе народного фольклора, как можно более раннего практического общения детей с народными песнями, играми, хороводами, которые тесно переплетаются в народных фольклорных праздниках.

Работа с детьми.

Моя работа началась с самообразования. Ознакомилась со специальной литературой о музыкальном и устном фольклоре. Для этой цели собрала диски с записями профессиональных народных ансамблей и хоров. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Составила картотеку народных игр, цикл занятий по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Подобрала иллюстрации по темам: «Народные праздники», «Русские народные инструменты», «Русский народный костюм», «Любимые потешки». Оформила Музыкально-дидактические игры: «Собери музыкальный инструмент», «Сколько нас поет», «Веселый паровоз», «Теремок», «Ворон».  Разработала план проведения народных праздников и досугов в детском саду. Для организации народных праздников подбирала музыкальный материал, разучивала с детьми народные песни, хороводы, игры. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.

   Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота), дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

    На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, стала включать их в пляски «Кадриль», «Танец с платками», « Валенки», и другие.

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», «Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

   После проведенной предварительной работы стали в традиционных праздниках «Праздник осени», «Новый год», «8 марта» включать элементы русского народного фольклора. Постепенно мы подошли к тому, что были готовы проводить русские народные праздники. И к организации данных мероприятий мы решили подойти творчески. Постарались, чтобы в составлении сценария, подготовке атрибутов, костюмов, украшении группы, распределению ролей принимали участие: дети родители, педагоги. Проявляя свою фантазию, мастерство, творчество.  

Так в подготовке каждого праздника ребята принимают активное участие. Совместно с педагогами и детьми ведется обсуждение праздника какой костюм подобрать для того или иного персонажа, как оформить группу. Ребята подходят творчески к каждому заданию и по этому, для каждого мероприятия у нас было новое, неповторимое оформление. К празднику «Синичкины именины» дети совместно с родителями изготовили кормушки, которые украшали сначала группу, а потом выносились на прогулочный участок. На «Праздник березки» детьми были выполнены поделки «Русская березка» и каждая была уникальна и неповторима. К празднику «Осенины», где проводилась ярмарка дети изготовили из папье- маше матрешек, которые украсили своими яркими нарядами группу. На празднике «Русский валенок» комнату украшали плакаты, которые были оформлены в виде аппликаций валенков. Благодаря появлению в нашем детском саду мини-музея «Русская изба» с детьми мы обсуждаем, какую часть мини-музея будем использовать на том или ином досуге. Если праздник связан с урожаем, то дети выбираю его организацию во дворе. Если это посиделки – то горницу, если досуг проходит за чаепитием – выбирают часть избы, где располагается печь и кухонная утварь.    

  Важным этапом работы стало создание условий для творческого музицирования детей: совместно с детьми и родителями мы изготовили нетрадиционные шумовые инструменты из бросового материала. Дети обожают играть на самодельных музыкальных инструментах, что  стимулирует их  к дальнейшему обучению. Особенно им нравятся коллективные творческие задания — шумовой оркестр. Мы обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Хорошо подходят для творческих заданий в шумовом оркестре русские народные мелодии: ребята сами подбирают какие русские народные инструменты лучше подойдут к задорной плясовой или напевной колыбельной.

   На праздниках и досугах фольклор используем в театрализованной деятельности. Творческие проявления детей в этой сфере разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Наибольшая ценность детской театральной постановки заключается в том, что театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой – ни будь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят,  и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.

Больше всего дети нашей группы  любят разыгрывать русские народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Например, дети проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина. Ребята с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ ребята сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Небольшие инсценировки потешек, прибауток, русских народных сказок мы разыгрываем сначала по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях учим детей доброжелательно относиться друг к другу.  Стараемся, чтобы в течение года на празднике или развлечении каждый принял участие в театрализованной деятельности проявил себя, показал свои возможности, фантазию и творчество. Подготавливаясь к таким мероприятиям детям особенно нравится подбирать друг другу костюмы: дедушки, бабушки, внучки, мышки, курочки.  Часто ребята выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивать способность тонко чувствовать другого и происходящего вокруг, способность к концентрации внимания. Проявить свое творчество, фантазию, задумку по созданию кукол детям помогают родители или педагоги. Так в нашем детском саду появились персонажи сказок  «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка». «Теремок».

   Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Для достижения этой цели в нашем дошкольном учреждении мы по-новому начали относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Представляем небольшой видеосюжет фольклорных праздников, которые были проведены в нашем детском саду.
Работа с педагогами.

Для того, чтобы помочь детям освоить богатое наследие прошлого нашего народа, мы вместе с воспитателями обратились к созданию мини-музея предметов русского народного быта.  Основной задачей являлось – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в люльке куклу, самим растолочь в ступе зерно и т.д.

  Наш мини-музей, как и любой музей, имеет ряд признаков:

подлинные памятники культуры (старинная русская прялка, предметы утвари, изделия русского народного декоративно-прикладного искусства, одежда, обувь, рушники и другое);

предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений (печь, макет русской избы и т.д.).

   К сожалению, в нашем детском саду нет специального помещения для размещения мини-музея. Ранее при необходимости музей располагали в группе, для установления которого уходило много времени и места. Поэтому воспитатели разработали мобильный мини-музей, который занимает мало места, и легко вносится в группу. Воспитание доброты, отзывчивости, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за него – основные задачи занятий в мини-музее. Занятия построены в форме «путешествий», бесед, экскурсий. Их содержание: русские народные традиции, особенности русского быта, национального костюма.

Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели. Они знакомят ребят с хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.

   К каждой тематической неделе мы с воспитателями создаёт выставки. Например к тематической неделе «Посуда» у нас прошла выставка «История ложки», к теме «Одежда» - «Рукоделие наших бабушек», к теме «Мой дом» - «Светит, да не греет» и т.д. Педагоги оформили альбомы для рассматривания «Эх, валенки», «Русские самовары», «Есть у нас огород», «Откуда хлеб на стол пришел?», «Музей русских валенок» и д.р. Изготовили дидактические игры «Весёлые матрёшки», «Русский платок», «Чаепитие», «В гостях у Федоры», «Прошлое и настоящее», «Лоскутное одеяло», «Машины сказки» и др.  

  В работе с детьми воспитатели так же широко использую фольклор. Эффективно внедряют малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, сказки. Применяя потешки во всех режимных моментах,  стараются находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Почти на всех занятиях используют прибаутку, которая дает детям познавательную информацию, способствующую их развитию. Используя шутки-прибаутки,  учат детей посмеяться над всякими мелкими неурядицами, что создает оптимистический, жизнерадостный настрой в детском коллективе. Следующий, и неимение значимый для ребёнка элемент фольклора – пестушка. Её  используют не только при поднимании от сна ребенка, но и при адаптации детей. Одно из любимых занятий наших детей - разгадывать загадки. При отгадывании загадок с детьми педагоги использую педагогический прием «Помоги».  Дети помогают игрушке отгадать загадку. Играют в игры: «Нарисуй отгадку», «Покажи отгадку». Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенно. Загадки развивают в детях догадливость и воображение. Часто в своей работе мы применяем заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), формирующие у детей умение использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме. В повседневной речи, чтобы убедить в чем-то собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц, подкрепляя ими свои мысли. Чтобы художественное слово народа дошедшее до нас из глубины веков не забылось. Воспитатели собрали пословицы по определенным темам и оформили их в альбомы. Детям трудно сразу запомнить и понять смысл пословиц, поэтому воспитатели изобразили пословицы в картинках. Получилась игра «Подбери картинку к пословице».

   Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.  Знакомятся и с народной игрушкой.   Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная  или народная кукла. В нашем детском саду педагоги  изготовили её в единственном экземпляре, а потом знакомили детей с её названием и назначением. Так у нас появились куклы: московка, утешница, крупеничка. Дети с интересом слушали и рассматривали новых, незнакомых кукол. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».

   Большую роль в ознакомлении воспитанников с русскими народными традициями родного края играют экскурсии в Вичугский краеведческий музей. Больше всего запомнились следующие выставки: «Русский самовар», «С любовью к родной земле», «Малая родина – большая любовь», «Народное искусство России».

    Приобщая детей к русскому народному фольклору, мы с педагогами постарались проявить свое творчество. Поэтому в детском саду появились: мини-музей «Русская изба», “Музыкальный уголок”, оснащенный народными музыкальными инструментами, “Полочки красоты" с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками, «Литературный уголок»  где собраны сборники произведений устного народного творчества, картотека народных игр с правилами и их описанием, дидактические игры, альбомы для рассматривания, «Уголок ряженья» где в доступном месте располагаются маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

И конечно же все воспитатели внутри - актёры. Ни один утренник в детском саду не обходится без сказочных персонажей. Именно здесь воспитатель перевоплощается в сказочного героя, проявляя все свои актёрские качества. К своим ролям они всегда подходят с особой ответственностью, стараются вжиться в своего персонажа, и конечно добавить свою изюминку. Очень приятно видеть счастливые лица детей. Ведь праздник является важной частью в жизни ребёнка. Поэтому в своих ролях педагоги стараются выложится на все сто процентов.

Работа с родителями.

   Прежде чем начать знакомство детей с русской народной культурой, нам необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 66 % родителей — с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения. У 46% родителей — имеется представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи. 52% родителей считают, что не способны рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке. 85% родителей не против проводимой в детском саду работы с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора. 13% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской народной культуры необходимо объяснять родителям. Поэтому в течении всей нашей работы по данному направлению с родителями было проведено: беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре», родительские собрания на тему: «Детский фольклор в развитии детей», «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии детей»; консультации: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»,  «Русские народные праздники», «Из истории русского народного костюма», «Русская народная игрушка»; мастер-класс «Куклы-обереги».

   Родители, замечая какой интерес мы проявляем к этой теме, постарались поддержать нас во всех начинаниях. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.  Так благодаря отзывчивости родителей их творческому подходу у нас прошли интересные выставки «Крепка да хрустка, выросла капустка», «Новогодняя ёлочка», «Ситцевая мозаика».  Родители приняли участие в  конкурсах «Частушек», «Новогодняя игрушка», «Разноцветный сарафан», пополнили развивающую среду. Мамы проявив свой талан сшили сарафаны в русском народном стиле. Совместно с детьми  сделали  головные уборы, так у нас появились замечательные кокошники.  Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для куклы. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который можно было бы использовать в играх, праздниках родителям давались творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». У нас появились новые игры «В речку гоп», «Ястребы и ласточки», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. Игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей. Благодаря стараниям родителей у нас появилась кулинарная книга, в которой собраны рецепты русской кухни. После проведения семинара «роль колыбельных песен в жизни ребенка», родители стали приносить тексты колыбельных песен, которые они пели своим детям, некоторые мамы сочинили свои колыбельные, которые мы с удовольствием оформили в сборник «Колыбельные нашей группы», а дети их раскрасили рисунками. На праздниках родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие, с удовольствием исполняют роли, показывают кукольные спектакли, участвуют в играх и хороводах.

  Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

    Календарные праздники – своеобразный итог проведенной нами работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников готовится красочное убранство группы, оформляется в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами. Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми. Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

  На протяжении нескольких лет в нашем детском саду ведется целенаправленная и систематическая работа в направлении изучения народного творчества и организации фольклорных праздников в детском саду. Из опыта проведения таких мероприятий мы сделали вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент проявления сотворчества педагогов, детей и родителей. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что фольклорный праздник по своей природе явление интегрированное, комплексное. В его своеобразной форме гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствовать формированию и развитию детского творчества. Придавая в образовательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, мы подходим к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей. Важно помнить, что эта своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.

   Такие качества как инициатива, фантазия, выдумка, смекалка родители применяют в конкурсах, выставках, праздниках, досугах, создании РППС. Использование русского народного фольклора в непрерывной образовательной, самостоятельной деятельности проявило у детей творческий подход в музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, инсценировании русских  народных сказок, потешек, создание к праздникам атрибутов. Праздничное действо, участие в подготовке праздника сплотили коллектив детей. Каждый мог найти себе дело по душе, имел возможность приложить свои способности, возможность самовыражения через творчество. Педагоги  по данному направлению использовали свой талант в создании РППС (мини-музей, костюмы, атрибуты, альбомы, дидактические игры), составлении сценариев, хореографических композиций, подборе музыкального материала. Сотворчество дети, родители, педагоги привело к следующим результатам.

    Работа по приобщению детей к русской народной культуре ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Дети играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвящённых народным праздникам и традициям. Вместе с родителями принимают участие во всех конкурсах, выставках, совместных творческих работах. С уверенностью можно сказать, что наши праздники, досуги, развлечении проходят в сотворчестве: дети, родители, педагоги. И я надеюсь, что смогла пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и работу буду продолжать. В заключение предлагаем посмотреть небольшие видеосюжеты: «Зимние посиделки», праздник «Жаворонки».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие педагога-психолога с родителями воспитанников детского сада "Наша дружная семья"

Вашему вниманию представлено занятие №3  "Школы молодого родителя" из серии "Бесконфликтное общение"...

Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС

Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс – одна из форм активного взаимодействия с родителями воспитанников детского сада. (опыт работы)

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя  Тема: «Музыкальная гостиная,  как инновационная форма музыкального  воспитания детей в ДОУ»...