Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
План методической разработки:
I. Пояснительная записка.
II. Актуальность проблемы.
III. Памятка музыкальному руководителю о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в разделе «Музыка» в условиях реализации ФГОС.
IV. Воспитание в ребёнке творческих способностей;
V. Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
VI. Условия, обеспечивающие эффективность музыкальных занятий в разделе «Музыка» для реализации ФГОС.
VII. Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе «Музыка»
VIII. Влияние интегрированных музыкальных занятий на творческие способности детей.
IX. Заключение.
X. Приложение:
Результаты диагностики творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
XI. Используемая литература.
I. Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание.
Музыкальные занятия в детском саду - необходимое условия для того, чтобы ребёнок испытывал ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, учился творчески мыслить.
На музыкальных занятиях я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Свой долг как педагога я вижу в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает; направить их на дорогу, где их спутниками будут Милосердие, Мудрость и Красота; делать их жизнь, посредством приобщения к музыке, лучше и счастливее.
II. Актуальность проблемы.
Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать:
развитым воображением;
инициативностью;
самостоятельностью;
любознательностью.
Поэтому музыкальный руководитель, который проводит занятия в детском саду, может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Формирование творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду будет успешным, если музыкальный руководитель сможет грамотно наладить работу по разделу «Музыка»
Если он будет вести работу по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями воспитателями и другими специалистами;
Если он будет способствовать тому, чтобы музыкальная игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника на музыкальных занятиях;
Если он создаст необходимую развивающую среду, т. е. необходимые благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребёнка к развитию творческих способностей, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребёнка вне музыкальных занятий (музыкальные уголки в группах и др.);
Если он будет использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата;
Если работа работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театральной, пластической и другие).
Если он будет учить ребёнка оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.
Если музыкальный руководитель будет создавать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.
III. Памятка музыкальному руководителю о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в разделе «Музыка» в условиях реализации ФГОС:
• обязательно поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
• не мешать желанию ребёнка сделать, изобразить что-то по-своему;
• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе музыкальных занятий;
• не давать оценку в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребёнка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребёнка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
• творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;
• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребёнка и включиться в нее;
• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Чтобы развивать музыкальные способности дошкольников, музыкальный руководитель сам должен быть очень яркой и творческой личностью: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться, хорошо владеть техникой фортепианной игры. При этом так же необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у музыкального руководителя такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребёнка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т.п.). Эта задача стоит перед музыкальным руководителем в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков.
Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие воспитатели и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Дошкольник всегда живет «здесь и сейчас», любую его деятельность направляет чувство удовольствия и любопытства по принципу «надо – не надо». В организме дошкольника все время срабатывает безошибочный тестер: есть удовольствие – нравится, или же нет удовольствия мне это не нужно! Если ребёнку «не нужно», а педагог при этом эксплуатирует его терпение («Повторим еще раз, пока не удастся лучше!»), то возникающее в этом случае у ребёнка чувство неудовлетворенности незаметно, но методично формирует стойкую нелюбовь к музыке. В центре программ музыкального воспитания и деятельности музыкального руководителя – музыканта должен быть ребёнок, а его интересы, желания и возможности должны стать целью этих программ и методик.
Что же должны давать ребёнку музыкальные занятия? Учёные констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно – временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание музыкальных фрагментов перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит, становится активным человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки - сегодня очень актуальная задача!
Подобное обучение – это образовательная необходимость! Оно может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребёнка, способности к сопереживанию, его эмоциональному развитию.
Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Сегодня можно сказать о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации личности.
Целью своих занятий я ставлю стремление раскрыть глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, ИЗО, движений. Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важны не только для музицирования или занятий живописью. И именно ее развитию должны быть посвящены музыкальные занятия в детском саду. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и, развитие которой становится все более очевидной задачей образования.
Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека.
Известный психолог – гуманист К. Роджерс высказался по этому поводу очень определенно: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница, между теми, кто умный и теми, кто умен и умеет творить». Прикоснувшись к творчеству человек, оказывается способен воспринимать мир еще на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Таким образом, музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.
IV. Воспитание в ребёнке творческих способностей.
Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Таком образом, творческие способности – это способности фонтанировать идеями и придумывать новые концепции.
Каждый родитель мечтает об успешности ребёнка, и можно предположить, что если мы будем развивать в каждом ребёнке творческое начало, то тем самым поспособствуем его дальнейшей успешности в жизни.
Как же развивать в ребёнке творческое начало? Во-первых, потворствовать его фантазиям; во-вторых, творить вместе с малышом.
Известный австрийский композитор Карл Орф говорил: «Кем бы ты ни стал в дальнейшем, ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление».
Цель: воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально – эстетических представлений и художественно – творческих способностей детей.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
1. Развивать интерес к музыкальному искусству, знание которого является важным показателем духовной культуры человека;
2. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;
3. Развивать эстетические чувства детей;
4. Расширять представления детей о возможностях музыки.
V. Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. Без слушания музыки нельзя представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу, или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать и провести с детьми элементарный слуховой анализ!
Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную и т. д.) я объясняю с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д.. дети начинают понимать, по каким признакам можно сравнивать музыкальные произведения , какими терминами нужно пользоваться при этом.
Восприятие музыки – это сложное многоуровневое явление, которое представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального и художественного образа, с другой – с возрастными особенностями ребенка дошкольника.
Музыкальный образ - абстрактный, динамичный, развернутый во времени – сложен для ребенка – дошкольника, с его преимущественно наглядно образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием. В связи с этим, я на начальном этапе развития музыкального восприятия помогаю услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов путем взаимодействия различных видов искусств и творческих заданий, когда дети воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы – в силу своей наглядности, живое слово – поэзия, проза могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих искусств может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.
Так, например, при ознакомлении с программным произведением
Д. Б. Кабалевского «Клоуны», а в дальнейшем при его тщательном разборе по средствам музыкальной выразительности, я давала задание изобразить свои впечатления (зрительные и образные) в рисунке. Из этого было видно и понятно, кто как видит, чувствует и понимает музыкальный образ.
VI. Условия, обеспечивающие эффективность музыкальных занятий в разделе «Музыка» для реализации ФГОС.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность занятий
я считаю:
1) подбор специального музыкального репертуара и проведение линий его анализа;
2) организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды детей:
- слушание музыки, стихотворений и художественной прозы;
- просмотр слайдов;
- музыкальное движение;
- рисование;
- творческие задания.
Творчество ребёнка – дошкольника является тем мостиком, через который проходят эмоционально – эстетические реакции от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.
VII. Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе «Музыка»
Одной из форм детского творчества – отклик ребёнка на музыку является детский рисунок. Музыкальные занятия и музыкально – игровые сеансы, на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, я строила следующим образом: детям предлагалось музыкальное произведение или его фрагмент, которое они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминали, делились впечатлениями, а затем «рисовали её». Иногда дети воплощали в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но в таком случае рисованию предшествовали беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучала в процессе рисования как необходимая «эмоциональная подпитка». Здесь она ни в коем случае не являлась просто фоном, она постоянно напоминала о себе, продолжала волновать, вызывала ассоциации. Дети изображали в своих рисунках, не только построение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
Л. С. Выготский считал, что ребёнок обращается к рисованию не случайно, а потому что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо прочитать (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина). Для развития музыкальных способностей не достаточно лишь создание условий и подбора материала для творчества и возможности действовать с ним. Необходима определённая система творческих заданий.
Моя роль как музыкального руководителя и педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы активно помогать каждому ребёнку в развитии его творческих способностей. На своих занятиях я всегда поддерживаю идеи ребёнка, их выражение, не смотря на их необычность и непосредственность (например «Красное солнце»). Любые вопросы я выслушиваю и пытаюсь на них ответить, даже если они кажутся смешными и нелепыми. В отношениях с детьми я всегда оставляю пространство для самостоятельного познания, так как избыток помощи и опеки всегда затрудняет творчество.
Интересным также оказывается соединение творческого музыкального движения, дети с восторгом выдумывают собственные движения. Они двигаются под музыку или размер стиха, они любят подражать движениям животных. Движения помогают ребёнку ощутить характер, смену настроения, динамики, фактуры, дают возможность выразить свое восприятие музыки.
VIII. Влияние интегрированных музыкальных занятий
на творческие способности детей.
Интегрированные занятия дают ряд примеров интересных цветных и звуковых ощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запомнили сказочно – таинственную тему звездочета из вступления к опере «Золотой петушок» К. Римского – Корсакова. Мерцающее звучание арфы и колокольчиков вызвало у детей яркие образные ассоциации: «Как будто звездочки зажигаются». Эти звездочки появляются и в рисунках многих детей. Дети пятого года жизни легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками. После прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» К. Римского – Корсакова дети рисовали бушующие волны, используя тёмные оттенки цветовой гаммы, и обосновывали свой выбор тем, что темные краски передают глубокое, суровое море. В рисунках дети передают и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер. Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), я учитываю их возрастные возможности. Музыкальные занятия и музыкально – игровые сеансы, на которых дети «рисуют музыку» всегда являются для них праздником. Они создают особую приятную атмосферу. Дети, слушая музыку, и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. В своей работе я поставила цель – создать оптимальные условия для активизации у детей творческих импульсов, для создания радости творчества. Главной моей задачей было не только дать детям знания, умения и навыки, предусмотренные программой, но и создать условия для развития музыкальных способностей детей, используя различные формы взаимодействия.
IX. Заключение.
Реализация данного курса музыкальных занятий на протяжении нескольких лет позволяет добиваться положительных результатов, а именно:
Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов;
Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности;
У детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию;
У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора;
Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас;
Дети научились работать в коллективе, у многих раскрылись лидерские способности, дети приобрели чувство «мы», появилась уверенность, повысилась самооценка;
Повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля,а также уровень развития мелкой моторики;
В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети научились выражать положительные эмоции через рисунок.
X. Приложение:
Я считаю, что одним из важных критериев собственной работы является готовность детей к школе, в том числе – интеллектуальной и эмоциональной. Она определяется экспертной группой ДОУ.
В детском саду музыкальному воспитанию детей уделяется большое внимание в плане разностороннего их развития. В школе эта работа продолжается.
XI. Используемая литература:
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя.
Издательство «Фолио» , 1997.
2. Боровик Т. Пути педагогического творчества.
Журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2004.
3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.
М., «Флинта», 1998.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
Ростов-н.-Д., изд-во Ростовского ун-та, 1983.
5. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей.
Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991.
6. Головачева И.Н., Власенко О.В. Окружающий мир и музыка. Учебно-игровые занятия для детей 4 – 6 лет.
Издательство «Учитель» , 2007.
7. Дубравская Е.И. Ступеньки музыкального развития.
Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2000.
8. Жучкова Г.Н. Волшебная сила искусства.
М.: Гном – пресс, 1997.
9. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.
М.: 1997.
10. Тарасова К. Новые программы и методики.
Журнал «Музыкальный руководитель» №, 2004.
11. Тютюнникова Т.Э.
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»
12. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.
М., «Флинта», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музы...
«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности ...
План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...
Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...
Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...