Конспект НОД для детей подготовительной группы «Птицы – наши друзья
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мельникова Елена Карловна

Закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам; воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних условиях, развивать умение работать в коллективе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Птицы – наши друзья»

 

Цель: Расширять знания детей о многообразии птиц

Задачи: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам; воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних условиях, развивать умение работать в коллективе;

Оборудование: (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.): картинки с видами птиц, магнитная доска, коробки, ножницы, аудиозапись.

Методы и приемы: словесные, игровые приемы, совместная деятельность

Ход НОД

Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо:

1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой (дятел).

2. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Чик-чирик, не робей,

Я бывалый… (воробей).

3. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока).

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Походкой – мешковатая,

Крикунья – хрипловатая (ворона).

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.

- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (птицы)

- А какие это птицы? (зимующие).

- А что это за птица? Про кого не загадали загадку? (про снегиря).

- А вы знаете, что снегири появляются вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

- Кроме загадок еще что-то есть? (зашифрованная картинка)Предлагаю вам: отгадай и покажи.

- Какие же птицы спрятались на картинке?

/вопросы к картинке/:

- Какая из изображенных птиц самая маленькая?

- Сколько всего птиц?

- Назовите каждую птицу ласково?

- Чем ворона и сорока похожи? Чем отличаются?

/сорока – длиннохвостая, говорливая, болтливая, пестрая; ворона – вороватая, хрипловатая, мешковатая)./

- Вы знаете, что зимой птицам голодно: нет мошек, червяков. А помочь им перезимовать можем мы с вами. Можно корм рассыпать по дорожкам, а можно построить кормушки.

Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Вот и я вам предлагаю сделать кормушки. В следующий раз мы сделаем кормушки и повесим на прогулке на своем участке.

                                   Вопросы для детей

1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?

2. Птица, лучший почтальон?

3. Птица, которая не растит своих птенцов?

4. Какие птицы служили Бабе-Яге.

5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?

6. С какой птицей дружит Винни-Пух

7. Какая птица не летает?

8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?

9. Какая птица славится своим необычным хвостом?

10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.

11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.

12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

 «Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка».Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь,и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

           Мы с вами уже говорили, что у птиц разные клювы, а кто-нибудь знает почему?

Д. Строение клюва зависит от того, чем птицы питаются.

В. Совершенно верно! У всех птиц клювы разной формы. Так удобнее находить еду. Большим клювом удобно ловить рыбу, а маленьким комаров и мошек. Поможете мне разобраться, какой птице что предложить на обед?

Д/и «Кто-что ест?» (кольца Лулия)

Задание «Как поют птицы?»

В. Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание! Раз вы так хорошо знаете о птицах, то вы наверняка знаете что они и поют по-разному, я предлагаю вам послушать птичьи голоса и назвать, кому они принадлежат. (речевая игра)

- кукушка

- ворона

- воробей

- курица

- утка

- индюк

Д/игра «Кто где живёт»

В. Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды? Каждая птица любит определённые условия для жизни, давайте мы сейчас расселим их по месту обитания, чтобы все чувствовали себя как дома.

Д/игра «Кто где живёт» (карточки)

Синичка – лес

Лебедь – озеро

Пингвин – айсберг

Страус – пустыня

Чайка – море.

          Опыт «Как с гуся вода» (вспомнить водоплавающих птиц)

В. У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду.

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так, как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Д. Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа, смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

В. Верно, не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Д/игра с мячом «У кого кто?»

В. Ребята, скажите, как называются дети птиц?

Д. Птенцы

В. Давайте с вами сейчас поиграем, я стану бросать мяч каждому из вас и называть птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч.

Ворона – воронята

Орёл – орлята

Кукушка – кукушата

Скворец – скворчата

Грач – грачата

Журавль – журавлята

Дрозд – дроздята

Стриж – стрижата

Воробей – воробьята

Голубь – голубята

Беседа по природоохранным знакам

В. А у меня для вас есть карточки со схемами, давайте попробуем разобраться о чём они нам говорят.

Д. 1.Нельзя уничтожать насекомых, они являются пищей для птиц.

2.Нельзя разорять птичьи гнёзда, в них птицы выводят своё потомство.

3.Нельзя стрелять в птиц, они могут погибнуть.

9.

В. Ребята, почему осенью некоторые птицы улетают.

 Д. Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

В.  Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Д.  Перелётные – утки, журавли, ласточки.

В. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Д. Человек развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно размещать на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

          Викторина

В. Птица – это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, рассказов и сказок.  Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки –сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси -лебеди)

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов. (Ласточка)

Волшебная птица с золотым оперением. (Жар-птица)

Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане (Царевна-лебедь)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца. (Курочка Ряба)

У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке. (Журавль).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся)

Подвести итог занятия:

В. Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? вы все молодцы, мне очень понравилось с вами играть, любой из нас может изучать птиц, которых мы каждый день видим вокруг себя, если просто будем внимательно наблюдать за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»

Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Птицы – наши друзья»

Задачи:- продолжать знакомить с зимующими птицами, изучать их особенности;- совершенствовать умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;- развивать умение грамматически правильно строить...

Досуг в подготовительной группе "ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ"

Цель. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе через синтез искусств. Задачи.Учить эмоционально откликаться на знакомые муз. образы. Совершенствовать вокальные и танцевальные навыки. Ра...

Конспект НОД для детей старшей группы "Птицы - наши друзья"

Этот конспект будет полезен воспитателям для НОД по окружающему миру...

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы. «Птицы – наши друзья».

Цель проекта: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним....