Развиваемся, играя в «Кубик Блума»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Статья раскрывает единство применения методического и психологического приёма «Кубик Блума» для развития критического мышления старших дошкольников на занятиях. Особое внимание акцентируется на том, как этот приём облегчает и помогает охарактеризовать понятия, предметы или явления всесторонне и полностью, реализовать различные стороны рассмотрения проблемы, темы, задания, создаёт условия для конструктивной интерпретации полученной информации, одновременно способствуя при этом развитию критического мышления детей. Использование данного приёма раскрывает целенаправленную  и системную работу воспитателя по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_kubik_bluma.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология «Кубик Блума»

 Аннотация: Статья раскрывает единство применения методического и психологического приёма «Кубик Блума» для развития критического мышления старших дошкольников на занятиях. Особое внимание акцентируется на том, как этот приём облегчает и помогает охарактеризовать понятия, предметы или явления всесторонне и полностью, реализовать различные стороны рассмотрения проблемы, темы, задания, создаёт условия для конструктивной интерпретации полученной информации, одновременно способствуя при этом развитию критического мышления детей. Использование данного приёма раскрывает целенаправленную  и системную работу воспитателя по данной проблеме.

 

Кубик Блума – это прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум Что такое кубик Блума.

Кубик Блума – это бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Вопросы можно формулировать по желанию. Следите за тем, чтобы они затрагивали все стороны темы занятия.

«Кубик Блума» – это способ, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

  • когнитивную, то есть «знаю»;
  • психомоторную (или «творю»);
  • аффективную — «умею».

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний
  • Почему… соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением
  • Объясни…ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Последние три направлены на активизацию мыслительной деятельности воспитанника. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии-когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будетформулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология "Кубик Блума"

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем  образовательным областям.  Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей  уже есть представление...

Презентация "Кубик Блума"

Педагогическая технология "Прием критического мышления"...

Кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

кубик блума - это прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, ч...

кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

Кубик Блума- это прием технологии критического мышления , разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" позволяет форм...

Конспект с использованием кубика Блума и ромашки Блума на тему «Квадрат и прямоугольник занятие по ФЭМП»

Конспект с использованием кубика Блума и ромашки Блума на тему «Квадрат и прямоугольник занятие по ФЭМП» Тема: Формирование элементарных математических представлений...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по тем...