Проект (младшая группа) «КОСМОС, И МЫ»
проект по окружающему миру (младшая группа)

В дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора ребенка, дает ему возможность и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_i_my.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №238 Тракторозаводского района Волгограда»

Проект (младшая группа)

«КОСМОС, И МЫ»

                                                         Автор проекта: Мирошникова Т.Ю.

Волгоград 2021 г.

Проект «Космос, и мы»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Введение

Проблема: у детей минимальные знания о космосе, звездах, планетах, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект.

Обоснование проблемы: Родители уделяют недостаточное внимание теме «Космос», российским праздникам, а именно, Дню космонавтики. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Актуальность выбранной мною темы в том, что в дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора ребенка, дает ему возможность и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

          В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, познавательную и творческую деятельность.

Гипотеза

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель: формирование представлений о космическом пространстве и о роли человека в изучении и освоении космоса.

Задачи:

Для детей:

Дать первичные знания и представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Расширить знания детей о государственных праздниках. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях космического пространства, и использовать это в собственной изобразительной и конструктивной деятельности. Воспитывать уважение к людям, работающим в космосе, дисциплинированность, любознательность. Прививать любовь и чувство гордости к своей стране. Воспитывать у детей умение слушать взрослых. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.

Для родителей:

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка; стимулировать творческую активность родителей через участие в досуге; способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений. Привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Для педагога:

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Ожидаемые результаты:

Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.

Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.

С удовольствием рисуют, лепят, играют.

Участие в совместной деятельности родителей, празднования Дня космонавтики.

Этапы реализации проекта         

Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информация родителей о предстоящем проекте.

Формулирование целей и задач проекта

Составление плана работы по реализации проекта.

Подбор иллюстративного материала, методической, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.

Разработка цикла бесед и конспектов НОД.

Основной этап (практический):

Создание в группе условий для реализации проекта

Рассматривание материала по теме «Космос».

Беседа «Удивительный мир космоса»

Беседа «Какое бывает небо?»

Презентация «Первые космонавты».

Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос».

ФЭМП «Собери ракету», «Посели динозаврика на свою планету», «Летающая тарелка», «Подбери скафандр по размеру».

Рисование «Солнышко лучистое».

Конструирование «Построй ракету».

Слушание песен «Разукрасим все планеты», «Облака белокрылые лошадки».

Зарядка «Подготовка космонавтов»

Дыхательная гимнастика «Вертушки»

Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Астрономическая считалка».

Речевая игра «Космонавты».

Игра-путешествие «С какой планеты инопланетянин».

Игры с камешками Марблс «Найди клад», «Спираль», «Солнце», «Планеты»

Подвижные игра «Планеты Солнечной системы», «Ждут нас быстрые ракеты».

Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух»

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».

Работа с родителями- поделки «Космос»

Итоговый этап:

Аппликация с элементами рисования «Космические фантазии»

 Развлечение с детьми «Космическое путешествие»

Презентация проекта.

Итоги проекта:

Дети получили знания и представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.

Дети знают о первых космонавтах, их не легком труде.

Обогатился словарный запас по теме проекта

Увеличилась  картотеки игр (дидактические, подвижные, пальчиковые), стихотворений о космосе.
Родители приняли участие в жизнь дошкольного учреждения.
Дети  получили  эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности .

Список литературы:

  1. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  2.   Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  3.  Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  5. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
  6. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  7.  Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  8. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
  9. Кнушевицкая Н. А, Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей //Издательство: Гном: 2016 г. - 40 с.- (Серия: «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»).
  10. Интернет ресурсы.

Приложение № 1

Беседа «Удивительный мир космоса»

Цель: Формирование представлений детей о космосе.

Задачи: Познакомить детей с понятием космос, с первым космонавтом Ю. А. Гагариным,

Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,

Стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение,

фантазию.

Воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Содержание беседы:

-Ребята, 12 апреля вся наша страна будет отмечать День космонавтики. И

я хочу вам рассказать вам об истории этого праздника.

С глубокой древности, люди мечтали летать как птицы. И на чем только не

отправлялись в небеса герои сказок: баба Яга - в ступе, Иванушку - несли на

своих крыльях гуси-лебеди. Прошли годы и люди научились летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, позже на самолетах и вертолетах. Но люди мечтали подняться еще выше, выше облаков, долететь до Луны, до планет и до звѐзд , мечтали о полете в космос.

Но прежде, чем отправить в космос человека - ученые решили отправить

наших верных четвероногих друзей – собак. Выбирали собак не породистых, а дворняжек, ведь они и выносливые, и очень смышленые.

Давным-давно, когда вашим дедушкам и бабушкам было столько лет как сейчас вам: в космос отправили космический корабль с двумя собачками. Звали их - Белка и Стрелка. Они провели в космосе почти целый день. Космический корабль облетел вокруг Земли и благополучно вернулся домой.

А потом, 12 апреля 1960г., в космос на ракете полетел Юрий Алексеевич

Гагарин, самый первый космонавт Земли

Из космоса он увидел нашу планету – Земля. Она была похожа на шарик и показалась ему очень маленькой (воспитатель показывает иллюстрации).

Он совершил подвиг – первый из людей побывал в космосе.

-Давайте посмотрим, как летит ракета (на примере воздушного шарика).

Воспитатель надувает шарик, зажимает, отпускает, шарик летит, пока есть

воздух.

-Так же летит ракета, только вместо воздуха – горючее (топливо), при горении превращается в газ, который двигает ракету (воспитатель показывает иллюстрации).

- Как называется человек, который летит в космос?

-Дети отвечают (космонавт).

- Костюм, который одевает космонавт, называется скафандр.

-Каким должен быть человек для полета в космос?

Ответы детей (сильным, смелым, ловким).

-Что нужно для этого делать? (ответы детей).

Физкультминутка.

Мы летим в ракете

Посмотреть на Луну (на носочках бег по кругу, руки вдоль туловища отведены назад).

Мы здоровые дети

В нашем детском саду.

(руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

Вот закончился полет,

«Отдыхает» звездолет (отдых на ковре).

Воспитатель:

- А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов и даже женщины.

Первой женщиной – космонавткой стала Терешкова Валентина Владимировна

(воспитатель показывает портрет).

Вопросы на закрепление:

- Какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля?

- Как называется человек, который летит в космос?

- На чем летит в космос космонавт?

- Как звали собак, которые отравились в космос и благополучно вернулись

домой?

- Как звали самого первого космонавта Земли?

Приложение № 2

Беседа «Какое бывает небо?»

Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на (ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:

Черное, алое, синее, красное

Небо бывает разнообразное.

Утро как вечер красным подсвечен,

Черное ночью, когда гаснут свечи,

Лампы, фонарики и фонари,

Звезды с луною ты видишь. Смотри.

Утро. И солнышко лучики шлет,

Снова синеет наш небосвод.

Воспитатель: Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).

Воспитатель: Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал –какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т. д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.  Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на небе? На что похожи облака. Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем. Закончить беседу можно чтением стихотворения или загадыванием загадки:

Ничего нет неба выше,

Там гуляют облака.

Небо дуновеньем дышит,

В небе звёзды с далека

Словно бусинки мерцают

Украшая небосклон,

А под утро исчезают,

Растворяясь будто сон.

В небе вольно веют птицы,

Крылья только им даны,

Но бывает людям снится:

Над землёй летят они.

Справа небо, слева небо,

Ну, а ты летишь, летишь:

Толи быль, а толи небыль,

Сразу и не различишь!

Как цветочки незабудки -

Нежно - голубое.

Иногда, как васильки,

А порой, как море!

Но бывают дни, когда,

Злится и темнеет,

Вот тогда меняет цвет -

Хмурится, чернеет.

Ночью - в ярких звездочках,

Днем - с лучистым солнышком!

С облаками, цвета снега.

Что же это? Это ж. (Небо.)

Приложение № 3

Стихи на тему «Космос».

Земля.
Есть одна планета-сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой , похожей, нету!
(Яков Аким)

Солнечная система.
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера.
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой.
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровавшая , под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант,
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время.
(Яков Аким.)

Свети нам, солнышко, свети…
- Свети нам, солнышко, свети, 
Легко с тобой живётся! 
И даже песенка в пути.
Сама собой поётся. 
От нас за тучи-облака, 
Не уходи, не надо! 
И лес, и поле, и река 
Теплу и солнцу рады. 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Не уходи за тучки! 
На ярком солнце у ежей 
Быстрей растут колючки, 
-Напрасно пущена молва, 
Что солнце нас тревожит. 
Лягушка изредка - ква-ква, 
Погреться любит тоже! 
- Свети нам, солнышко, свети, 
Проснувшись утром рано. 
Пока ты здесь - не улетим, 
На юг, в чужие страны.
(Яков Аким.)

Путешествие по Луне.
-У лунного моря 
Особый секрет, - 
На море оно не похоже. 
Воды в этом море, 
Ни капельки нет, 
И рыбы не водятся тоже. 
В волны его 
Невозможно нырнуть, 
Нельзя в нём плескаться, 
Нельзя утонуть. 
Купаться в том море 
Удобно лишь тем, 
Кто плавать, 
Ещё не умеет совсем!
(Джанни Родари.)

Юрий Гагарин

Спросил я у папы однажды: 
"А кто такой Юрий Гагарин? 
Наверное, он очень важный, 
А я про него мало знаю..." 
И папа тогда мне ответил: 
"Я рад, что об этом меня ты спросил, 
Он летчик отважный и смелый, 
Прославил страну на весь мир. 
Гагарин был первым на свете, 
Кто в космос однажды полет совершил. 
Мальчишкам на нашей планете 
Мечту космонавтами стать подарил". 
Теперь я горжусь тем, что знаю, 
Кем же был Юрий Гагарин. 
Спросите меня, отвечу вам гордо: 
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу, 
Гагарин мне пример. 
Он первый в космос полетел,
Тогда в СССР. 
С волненьем слушал целый мир, 
Не чудо ли для всех?! 
Впервые в космос полетел 
Советский человек! 
С тех пор прошло немало лет. 
Привыкли мы к тому, 
Что побывать случилось там, 
Уже не одному. 
День космонавтики у нас. 
Я тоже так хочу.
Мне надо только подрасти,
И в космос полечу!!! 
(Татьяна Шапиро.)


Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
( Г. Сапгир)

Звёзды.
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
( Римма Алдонина)

Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать: 
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!

(Г. Сапгир)

Загадки о космосе.

Есть специальная труба, 
В ней Вселенная видна, 
Видят звезд Калейдоскоп 
Астрономы в... (телескоп) 


Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд. 
Как одинокий таинственный путник, 
Летит по орбите искусственный ...(спутник) 

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все: и млад, и стар, 
Что она – большущий шар. 
(Земля)


Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) 

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце) 

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте, 
Несется среди ярких звезд в пустоте 
Она не звезда, не планета ,загадка Вселенной - ...(комета)

Освещает ночью путь, 
Звездам не дает заснуть. 
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам ...(Луна)

Приложение № 4

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Солнышко лучистое»

Цель: Учить детей рисовать красками солнышко.        

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с содержанием стихотворения "Солнышко" А. Барто.

2. Помочь детям понять содержание данного стихотворения.

3. Закрепить знание жёлтого цвета.

4. Учить держать кисточку в правой руке, рисовать круглые и прямые линии.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей словами: солнышко, светит, лучики, сбоку, вверху, внизу.

2. Развивать воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к рисованию.

Методы и приемы:

  1. Метод наглядного обучения
  2. словесный практический
  3. игровой.

Материал:

Иллюстрации с солнышком.

Игрушки - Солнышко, Петушок.

мольберт, ватман с нарисованным кругом жёлтого цвета.

Краски жёлтого цвета.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель показывает игрушку Петушка).

- Посмотрите, кто к нам пришёл? (ответы детей)

А сегодня Петушок не веселый.

- Утром он проснулся и не увидел солнышко. А в нашей группе есть солнышко?

(Воспитатель показывает детям солнце - поднимая его на верёвочке).

Воспитатель:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки:

Очень рады солнышку.

                                 (А. Барто)

Воспитатель: Что это, дети?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Посмотрите, как светло стало у нас в группе. Вы знаете, почему?

Дети: Выглянуло, засветило солнышко.

Воспитатель: а какое у вас от этого настроение?

Дети: Весёлое, радостное.

Воспитатель: а у нашего солнышка, какое настроение?

Дети: радостное.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Солнышко улыбается.

Воспитатель: Давайте и мы покажем, как улыбается солнышко. (Показывают).

Воспитатель: а какое солнышко по форме?

Дети: Круглое.

Воспитатель: а что ещё есть у солнышка? (Лучики). У солнышка лучи прямые, как наши руки. Только у нас две руки, а у солнышка очень много лучиков. Лучики у солнышка везде: сбоку, сверху, внизу, чтобы всех обогреть.  И ребят, цветы, бабочек, деревья.

(Предложить детям сесть к мольберту).

Воспитатель: Давайте нарисуем для Петушка солнышки. Я вам покажу. Как нужно правильно рисовать. (Воспитатель рисует солнце и лучи, подзывая к себе детей) Вот какое доброе, красивое солнце у нас получилось.

(На мольберте солнышко с лучами во все стороны)

Физкультминутка: «Солнце просыпается».

Ночь в окошко заглянула, (Дети складывают ладошки лодочкой)

Наше солнышко уснул (Наклоняют голову).

Солнце просыпается - деткам улыбается. (Хлопают в ладошки).

Воспитатель: а теперь проходите за столы, и вы будете рисовать солнышко. А петушок здесь посидит и посмотрит, как вы будете рисовать.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Вначале, давайте мы все вместе нарисуем солнышко в воздухе.

(Дети рисуют в воздухе кисточкой вместе с воспитателем круг).

Воспитатель: Сейчас возьмите кисточку в правую руку, помокните её в воду, лишнюю воду промокните о салфетку, и возьмите на кисточку краску и нарисуйте круг.

(Дети рисуют).

Воспитатель: Молодцы! Ребятки, а чего не хватает нашему солнышку? Правильно, лучиков! Давайте мы дорисуем ему лучики! А какого цвета будут лучики у нашего солнышка? Желтого, как и само солнышко!

АНАЛИЗ: Воспитатель сажает Петушка на стол, предлагает посмотреть рисунки ребят. Дети вместе с Петушком рассматривают рисунки, петушок хвалит ребят за старание, и красивые рисунки.

Воспитатель: Что мы сегодня рисовали? Какого цвета? А что ещё бывает жёлтым? Петушку очень понравились ваши работы -

Воспитатель:

 Петушок у нас горластый,

По утрам поёт он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах его серёжки,

На головке - гребешок!

Вот такой он, петушок.

Приложение № 5

Игра с пуговицами «Летающая тарелка»

На круги выложите пуговицы подходящего размера и цвета.

Дидактическое упражнение «Собери ракету»

Возьмите в руки прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты.Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.

Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»

Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Давайте подберём им скафандры по размеру.

Дидактическая игра «Посели динозаврика на свою планету»

Дети, у вас есть большие и маленькие динозавры. Большие динозавры живут на большой планете, а маленькие — на маленькой. Поселите большого динозавра на большую планету, а маленького динозавра — на маленькую планету.

Приложение № 6

Пальчиковая гимнастика «Тучки»

Мы наши пальчики сплели,
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли.
Отталкиваем тучки.
Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

Пальчиковая гимнастика «Астрономическая считалка»

Цель: развитие мелкой моторики через использование стихов по теме «Космос»

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйди вон.

Приложение № 7

Речевая игра «Космонавты».

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд,

- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Приложение № 8

Игра-путешествие «С какой планеты инопланетянин»

Цель: формирование культуры поведения дошкольников средствами проектирования ситуаций.

Приложение № 9

Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» 

Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.

По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.

Приложение № 10

Подвижная игра «Планеты Солнечной системы»

Цель: Познакомить с понятием «Солнечная система», закрепить названия планет; формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в заданном направлении.        

Ход игры:

Ребята надевают на голову атрибут с изображением выбранной планеты и занимают место в Солнечной системе в соответствии со строчками из стихотворения:

Вышло солнышко гулять

И планеты посчитать:

МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН

Солнце, солнышко, свети!

Только нас не обожги!

Ребята все вместе произносят строчки из стихотворения и начинают бег по часовой стрелке и только по своей орбите. Тем временем Солнце пытается попасть в одну из планет и обжечь ее своими лучами (мячами). Тот, в кого Солнце попадает мячиком – меняется с ним местами, и игра продолжается.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».

По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.

Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!


После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.

Приложение № 11

Консультация «Знакомим ребенка с космосом».

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. 
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. 
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца). 
Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.
«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды. 
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Спойте с малышом песенку «Солнышко»:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше! 
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет – 
Ниже, ниже, ниже. 
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. 
(Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:
Солнышко на небе
Весело сияет. 
Весело сияет,
Деток согревает. 
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки. 
Кап –кап , кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, 
(Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй!
(Бегут врассыпную.)
Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в 1 младшей группе "Космос. День и ночь"

Актуальность проекта:  Родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, а именно, Дню космонавтики. У детей нет знаний элементарных знаний о космосе, космонавтах, полетах ...

Проект младшей группе на тему: «Путешествие в космос».

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Расширять и углублять знания детей о космосе, о первом человеке, полетевшем в космос, о празднике. Активизиров...

Проект по работе с детьми младшей группы "Космос"

Формирование первичных представлений о космосе, спутнике Земли - Луне, профессии космонавта....

Проект в младшей группе "Космос"

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отноше...

Проект во 2 младшей группе " Космос и мы"

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а о...

Перспективное планирование проекта во второй младшей группе "Этот удивительный космос" проект (младшая группа)

Цель проекта: формирование у детей знаний и представлений о космосе.Задачи проекта:Образовательная: дать знания детям о российском празднике — День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю...

Проект ко дню космонавтики во второй младшей группе «Космос»

Проект ко дню космонавтики во второй младшей группе «Космос»...