Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Kalinina519
 Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности
   
       Коммуникативные навыки  - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. 
     Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.      
      Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности.       
     Начиная с раннего  возраста  мы приучаем детей  слушать музыку. Воспитываем  интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения.    Сначала это совсем коротенькие  пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. В процессе слушания    (восприятия)  побуждаем детей внимательно слушать музыку, обращая  внимание на культуру слушания  (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания).    
 Обсуждая прослушанные  произведения,  побуждаем детей к развёрнутому  высказыванию, когда  ребенок  излагает свои мысли подробно и обстоятельно.  Обращаем  внимание и на культуру общения,  чтобы дети  не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
      Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств, развитие вокальных   и коммуникативных навыков.  (  коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста  и      коммуникативная игра     « Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста  Е. Картушиной.
     В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение: 
 например,   пение по очереди, пение  небольшим ансамблем,  с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию»,   «Передай звук по цепочке», различные  др.  игры с голосом.
 Таким  образом, у ребенка  развиваются не только  вокально-певческие навыки, но он  избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.  
   Практическое задание : Передай звук  (ноту).                    
     Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке,  пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя  в этой сфере. 
    Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп,  оказывая поддержку и помощь друг другу.  Таким образом ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению товарищей,  признавать и  поддерживать его, согласовывать свои действия с ними.  Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его  музыкальную самостоятельность. Правила игры едины для всех и  дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников.  Игры  используются  на занятиях,  в программе  утренников и развлечений, в самостоятельной игровой  деятельности.
     Неоценимую помощь в работе  оказывают коммуникативные танцы-игры.    
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников.

На современном этапе развития дошкольного образования стал особенно актуальным вопрос социально-коммуникативного развития дошкольников. Современные дети с трудом усваивают нравственные нормы, они более капризны, эгоистичны. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено ещё и комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.

Согласно основным положениям ФГОС развитие ребёнка рассматривается как:

- «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»;

- «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»

Социально-коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми .

Роль и возможности общения, как в образовательном, так и в процессах интеллектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из составляющих успешности.

По мнению М.Г.Арановского, признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, дает повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, все общество.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности.

Начиная с раннего возраста мы приучаем детей слушать музыку. Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. В процессе слушания (восприятия) побуждаем детей внимательно слушать музыку, обращая внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания).

Обсуждая прослушанные произведения, побуждаем детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаем внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств, развитие вокальных и коммуникативных навыков. ( коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра « Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста Е. Картушиной.

В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение:

например, пение по очереди, пение небольшим ансамблем, с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке», различные др. игры с голосом.

Таким образом, у ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, но он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.

Практическое задание : Передай звук (ноту).

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.

Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. Таким образом ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ними. Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его музыкальную самостоятельность. Правила игры едины для всех и дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. Игры используются на занятиях, в программе утренников и развлечений, в самостоятельной игровой деятельности.

Неоценимую помощь в работе оказывают коммуникативные танцы-игры.

Коммуникативные танцы – игры занимают особое место. Поскольку они и развивают, и развлекают.

Каковы же особенности коммуникативных танцев- игр?

Во–первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны, для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах – играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению:
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Такие танцы как, пляска « Приглашение», танец- игра « Плетень», «Мельница», танец- игра « Найди себе пару», игра « Ищи» решают такие задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, культуры поведения.

Практическое задание: Разучиванике коммуникативного игры-танца «Мельница»

Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, дети учатся исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Ребёнку объясняется, что каждый ответственен за общий результат работы, за умение взаимодействовать в коллективе сверстников и поддерживать своих товарищей.

Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игру на музыкальных инструментах можно включать в программу утренников и развлечений. В свободной самостоятельной деятельности дети музицируют в музыкальных уголках в своих группах.

Игра-драматизация (театрализация) – это коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре драматизации происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность. Игра - драматизация способствует развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков общения, развитию контактности, доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности за общий результат деятельности.

Развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников способствует изучение народного фольклора - хороводов, народных круговых танцев, народных игр. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это снимает механизм оценивания, ребенок раскрепощается и все внимание обращает уже на процесс своего участия в данном виде деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в ДОУ, ( «Рождество», «Колядки», «Осенины», «Весенняя ярмарка» Русские нар сказкии т.д.) способствуют общению детей не только в рамках своей группы, но и всего ДОУ.

Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей.

Современные детские психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции поведения детей все больше ориентируются на использование искусства в процессе их обучения и воспитания. Коррекция поведения через музыкальную деятельность помогает переключать внимание детей, формировать интересы, развивать способности; музыка организует детей, заражает их своим настроением. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным типом развития.

Коррекционные возможности музыки и игры по отношению к ребенку с проблемами поведения связаны, прежде всего, с тем, что они являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде деятельности. (А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической музыкально-игровой деятельности — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства).

В связи с этим в последние десятилетия в психологии выделилось целое направление – музыкотерапия, многочисленные методики которой предусматривают использование музыки в качестве основного развивающего и даже лечебного средства

Музыка- это эффективное средство психорегуляции, это язык чувств и эмоций, понятный для всех. Ни для кого не секрет, что сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений этой самой сферы. В детский сад приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями. Многие из них не могут самостоятельно справиться с нервно-психологическими нагрузками, которые испытывают в дошкольном учреждении и дома. С этим связаны различные отклонения в поведении, в частности повышенная агрессивность.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на флешкарте, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

(Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

· специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

· использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;

· использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, вызывают у детей интерес и положительные эмоции.)

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие. Дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку.

Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:

  • личного жизненного опыта
  • уровня развития образного мышления
  • общей культуры восприятия
  • уровня развития ситуативного мышления
  • уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик , как концентрированность, переключаемость и др.
  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
  • склада нервной системы, т.е. темперамента

Существует мнение, что музыка не может считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребёнка и помогает скорректировать его поведение..

Наукой доказано, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккордов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыхания, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.

Проявления восприятия музыки могут быть различными:

  • внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения
  • покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой
  • изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)
  • подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка ( слушание с закрытыми глазами)

Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но которые уже готовы к пробуждению, однако пока не востребованы.

Игра на слуховое внимание «Паш-паш».

Практический материал:

#1055;ередай звук (Ноту)

#1050;омандный танец- игра «Мельница»

#1048;гра- хоровод «Аленький цветочек»

#1048;гра на слуховое внимание «Паш-паш».