Проект в подготовительной группе: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
проект (подготовительная группа)
Развитие экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
Актуальность темы
Проект приурочен к 15-летию образования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В концепции Проекта Экологической стратегии до 2030 года "Москва. Сохраним природу, развивая город", где экологическое образование имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса -уровень подготовленности своих выпускников. Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями,средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.
На уровне дошкольного учреждения наш проект «Экологическая тропа», является наиболее актуальным.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Проблема:
- Отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
- Низкий уровень экологической культуры и экологического сознания детей.
Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
Цель:
Цель: Развитие экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста
Задачи:
Становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.
Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – основной (собственно познавательно-исследовательский).
III этап – заключительный: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемый результат:
• расширение кругозора в рамках экологических особенностей природы родного края;
• выработка правил безопасного поведения в природе;
• формирование стремления к исследованию объектов природы;
• систематизация знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
• обобщение связи и цепочки объектов природы в экологическом аспекте.
Формы реализации проекта:
- Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
- Наблюдение за живой и неживой природой;
- Дидактические, настольные экологические игры;
- Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
- Труд в природе;
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
- Практическая деятельность;
- Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап – подготовительный: (май-сентябрь)
Дата | Место проведения | Содержание (описание проблемы) | участники | длительность |
Май 2015 | Группа, территория детского сада | От семечка до грядки (знакомство детей с этапами развития растений) | Дети 5 лет | В течение 4 недель |
Июнь-август | Территория детского сада | Все растет и расцветает (наблюдение за ростом и развитием растений) | Дети 5 лет | В течение 3-х месяцев |
Август-сентябрь | Территория детского сада | Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. | Дети 5 лет | 1-2 неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Предварительная работа с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» | Дети 5 лет | последняя неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей | Дети 5 лет | 4 неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку. | Дети 5 лет | 21-22 сентября |
Сентябрь | Актовый зал | Конкурсы с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» | Дети 5 лет | 25 сентября |
Сентябрь | группа | Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке. | Дети 5 лет | 28 сентября |
2 этап – основной (познавательно - исследовательский, октябрь)
Работа велась поэтапно, для этого были организованы «станции».
- Станция «Грибная»
- Станция «Столовая для птиц»
- Станция «Овощная»
- Станция «Цветочная»
- Станция «На лесной опушке»
- Станция «Яблочная»
- Станция «То березки, то осинки»
1. «Грибная»
- Познакомить детей с царством грибов. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов. Познакомить со строением грибов.
- Развивать речь учащихся и логическое мышление, ориентация в пространстве.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма:
На станции «Грибной» дети встретились с хозяином станции Боровичком, который стал проводником в Царстве грибов.
2. «Столовая для птиц»
Объектом для наблюдений стал скворечник:
- рассматривание домика для птиц;
- предназначение скворечника;
- наблюдение за птицами;
- кормление птиц;
- выработка правил поведения;
Особым условием стало, создание скворечника своими руками (допустима помощь родителей).
3.«Овощная»
- продолжить знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
- развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками;
4. «Цветочная»
- уточнить представления детей о разнообразии цветущих астений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;
- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
- развивать навык опытно-экспериментальной деятельности;
Физкультурно-оздоровительная работа в форме игры «Я садовником родился».
5. «На лесной опушке»
- закрепили знания о мире животных;
- способы питания животных
- формирование первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Форма: на этой станции ребята встретились с белочкой, которая организовала познавательный процесс.
6. «Яблочная»
Объект для наблюдения, фруктовые деревья:
-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, чем отличаются друг от друга;
-польза для человека и забота человека;
7 «То березки, то рябинки»
- учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- закреплять названия деревьев и кустов, отличать их строение,внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Содержание деятельности по реализации проекта
Опыты и эксперименты
1. «Почему осенью цветы вянут» цветы на клумбе сентябрь
2. «Почему желтеют листья» деревья октябрь
3. «Я садовником родился»
4. «Хоровод заведем, полезные овощи найдем»
Риски проекта:
Непредсказуемость погоды.
3 этап - заключительный (ноябрь)
В результате работы над проектом, удалось показать, что экологическое воспитание важно и актуально организовывать в условиях дошкольного учреждения для детей 5-6 лет.
Основная цель проекта, согласно проведенному исследованию, нами была достигнута, т.к были созданы определенные условия реализации детской проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения: разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересов,и без создания дополнительных пространственных условий, используя хорошо организованнуютерриторию детского сада.
Полученные данные об использовании проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения показывают ряд его достоинств:
- более глубокое усвоение предметного содержания;
- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
- развитие творческого мышления;
- большое количество идей, их глубина, оригинальность;
- практико-ориентированная деятельность;
- вовлечение родителей в совместную экологическую деятельность;
- эмоциональная вовлеченность детей впроектно-исследовательскую деятельность, интерес к происходящему.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и уменийв рамках экологического просвещения .
Особо следует отметить преемственность экологического просвещения от ребенка к ребенку, что было реализована в рамках конкурса для средней группы при участии участников проекта из старшей группы.
Предметная деятельность в параллельной группе , по передаче опыта по строительству кормушек.
Организация экскурсии «наш гербарий» для средней группы воспитанниками, участниками проекта из старшей группы.
Организация родительного просвещения в рамках формирования экологической компетенции, через организацию круглого стола участниками которого стали воспитанники старшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных к ш...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....
мастер-класс для воспитателей в детском саду по теме "Экологическая компетентность в детском саду"
Экологическая компетентность...
Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста
Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Экологический проект для детей раннего возраста группа №1: «Экологическая тропа в детском саду»
Экологический проект для детей раннего возрастагруппа №1: «Экологическая тропа в детском саду»...
Долгосрочный проект в подготовительной группе «Роль книги в детском саду»
Долгосрочный проект в подготовительной группе «Роль книги в детском саду»Паспорт проектаВид проекта: исследовательски-творческий.Продолжительность проекта: Долгосрочный...