Проект в подготовительной группе: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
проект (подготовительная группа)

Кибанова Вера Петровна

Развитие экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».

Актуальность темы

Проект приурочен к 15-летию образования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

В концепции Проекта Экологической стратегии до 2030 года "Москва. Сохраним природу, развивая город", где экологическое образование имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса -уровень подготовленности своих выпускников. Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями,средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.

На уровне дошкольного учреждения наш проект «Экологическая тропа», является наиболее актуальным.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Проблема:

  • Отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
  • Низкий уровень экологической культуры и экологического сознания детей.

Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».

Цель:

Цель: Развитие экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста

Задачи:

Становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.

Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост,  развитие);

Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.

Этапы проекта

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап –  основной (собственно познавательно-исследовательский).

III этап – заключительный: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат:

• расширение кругозора в рамках экологических особенностей  природы родного края;

• выработка правил безопасного поведения в природе;

• формирование  стремления к исследованию объектов природы;

• систематизация  знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;

• обобщение  связи и цепочки объектов  природы в экологическом аспекте.

Формы реализации проекта:

  • Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
  • Наблюдение за живой и неживой природой;
  • Дидактические, настольные экологические игры;
  • Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
  • Труд в природе;
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
  • Практическая деятельность;
  • Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.

Этапы создания и оформления тропы:

1 этап – подготовительный: (май-сентябрь)

Дата

Место проведения

Содержание (описание проблемы)

участники

длительность

Май 2015

Группа, территория детского сада

От семечка до грядки (знакомство детей с этапами развития растений)

Дети 5 лет

В течение 4 недель

Июнь-август

Территория детского сада

Все растет и расцветает

(наблюдение за ростом и развитием растений)

Дети 5 лет

В течение 3-х

месяцев

Август-сентябрь

Территория детского сада

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Дети 5 лет

1-2 неделя сентября

Сентябрь

Группа

Предварительная работа  с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы»

Дети 5 лет

последняя неделя сентября

Сентябрь

Группа

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей

Дети 5 лет

4 неделя сентября

Сентябрь

Группа

Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.

Дети 5 лет

21-22 сентября

Сентябрь

Актовый зал

Конкурсы с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы»

Дети 5 лет

25 сентября

Сентябрь

группа

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Дети 5 лет

28 сентября

2 этап –  основной (познавательно - исследовательский, октябрь)

Работа велась поэтапно, для этого были организованы «станции».

  • Станция «Грибная»
  • Станция «Столовая для птиц»
  • Станция «Овощная»
  • Станция «Цветочная»
  • Станция «На лесной опушке»
  • Станция «Яблочная»
  • Станция «То березки, то осинки»

1. «Грибная»

  • Познакомить детей с царством грибов. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов. Познакомить со строением грибов.
  • Развивать речь учащихся и логическое мышление, ориентация в пространстве.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Форма:

На станции «Грибной» дети встретились с хозяином станции Боровичком, который  стал проводником в Царстве грибов.

2. «Столовая для птиц»

Объектом для наблюдений стал скворечник:

  • рассматривание домика для птиц;
  • предназначение скворечника;
  • наблюдение за птицами;
  • кормление птиц;
  • выработка правил поведения;

Особым условием стало, создание скворечника своими руками (допустима помощь родителей).

3.«Овощная»

  • продолжить знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
  • развивать интерес к выращиванию овощных культур;
  • воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками;

4. «Цветочная»

  • уточнить представления детей о разнообразии цветущих астений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;
  • воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
  • развивать навык опытно-экспериментальной деятельности;

Физкультурно-оздоровительная работа в форме игры «Я садовником родился».

5. «На лесной опушке»

  • закрепили знания о мире животных;
  • способы питания животных
  • формирование первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

Форма: на этой станции ребята встретились с белочкой, которая  организовала познавательный процесс.

6.  «Яблочная»

Объект для наблюдения, фруктовые деревья:

-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, чем отличаются друг от друга;

-польза для человека и забота человека;

«То березки, то рябинки»

  • учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
  • закреплять названия деревьев и кустов, отличать их строение,внешние признаки;
  • систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Содержание деятельности по реализации проекта

Опыты и эксперименты

1. «Почему осенью цветы вянут» цветы на клумбе сентябрь

2. «Почему желтеют листья» деревья октябрь

3. «Я садовником родился»

4. «Хоровод заведем, полезные овощи найдем»

Риски проекта:

Непредсказуемость погоды.

3 этап  - заключительный (ноябрь)

В результате работы над проектом, удалось показать, что экологическое воспитание важно и актуально организовывать в условиях дошкольного учреждения для детей 5-6 лет.

Основная цель проекта, согласно проведенному исследованию, нами была достигнута, т.к были созданы определенные условия реализации детской проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения: разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересов,и без создания дополнительных пространственных условий, используя хорошо организованнуютерриторию детского сада.

Полученные данные об использовании проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения показывают ряд его достоинств:

  • более глубокое усвоение предметного содержания;
  • высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
  • развитие творческого мышления;
  • большое количество идей, их глубина, оригинальность;
  • практико-ориентированная деятельность;
  • вовлечение родителей в совместную экологическую деятельность;
  • эмоциональная вовлеченность детей впроектно-исследовательскую     деятельность, интерес к происходящему.

 Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и уменийв рамках экологического просвещения .

Особо следует отметить преемственность экологического просвещения от ребенка к ребенку, что было реализована в рамках конкурса для средней группы при участии участников проекта из старшей группы.

Предметная деятельность в параллельной группе , по передаче опыта по строительству кормушек.

Организация экскурсии «наш гербарий» для средней группы воспитанниками, участниками проекта из старшей группы.

Организация родительного просвещения в рамках формирования экологической компетенции, через организацию круглого стола участниками которого стали воспитанники старшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных  к ш...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Экологический проект для детей раннего возраста группа №1: «Экологическая тропа в детском саду»

Экологический проект для детей раннего возрастагруппа №1:         «Экологическая тропа в детском саду»...

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Роль книги в детском саду»

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Роль книги в детском саду»Паспорт проектаВид проекта: исследовательски-творческий.Продолжительность проекта: Долгосрочный...