Перспективный план по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Перспективный план по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 333.74 КБ |
Предварительный просмотр:
месяц | Сенсорика с элементами математики | Художественно-творческая деятельность | Ознакомление с окружающим миром | Конструирование | |
рисование | лепка | ||||
сентябрь | «Найти цветок для бабочки», «Соберём букет», «Разложим листочки на подносе», «Дорожка из листочков», «Домики из листьев» Цель: Ознакомление с названиями цветов. Обучение соответствию предметов по цвету и обозначению результата словами «такой», «не такой», выполнению действий по подражанию. Формирование понятий «много» и «один». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством. | «Чудо-палочки», «Травка для зайчат», «Дождик, дождик, кап-кап Цель: Познакомить детей с карандашом, учить держать карандаш тремя пальцами, не сильно сжимая, придерживать лист бумаги левой рукой, поддерживать попытки сравнивать изображённое со знакомыми предметами и животными. | «Покормим птичек», «Палочки» Цель: Познакомить детей со свойствами пластилина, учить отщипывать кусочки и класть на доску. | Дидактическая игра «Поручение», Дидактическое упражнение «Вверх-вниз», «Давайте для осени выложим разные узоры», «Какой». Цель: Учить различать и называть игрушки, и их основные качества (цвет, размер). Продолжать знакомить с расположением игровой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся. Учить детей подбирать цвета, подходящие цвету осени, развивать внимание. | «Дорожка для зайчат» Цель: Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику; приучать детей играть с постройкой; закреплять понимание слова «кирпичик». |
0ктябрь | Поиграем с ёжиком», «Чудесная коробочка», «Разноцветная дорожка», «Весёлый язычок», «Соберём пирамидку по цвету». Цель: Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотношению предметов по форме, распознаванию и выбору по названию и с использованием слов «большой», «маленький», чередованию по цвету. Развитие умения составлять целое из частей. Обучение соотношению предметов по цвету. Развитие умения сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, размеру | «Водичка, водичка, умой моё личико» «Огурец» Цель: Познакомить детей со свойствами красок. Учить держать кисть в правой руке, набирать краску на ворс кисти, проводить ею по листу, легко касаясь бумаги. | «Лесенка», «Заборчик для огорода» Цель: Учить отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину между ладошками. Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями. Учить накладывать раскатанные палочки одна на другую. Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, накладывать палочки друг на друга. | Дидактическая игра «Тонут – не тонут, плавают – не плавают» Дидактическая игра «Кто ушёл и кто пришёл» Игра с матрёшками Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» Цель: Учить рассматривать картинку, изображённые на ней предметы, их качества, действия. Продолжать учить различать и узнавать цвета: красный, зелёный. Учить отчётливо и длительно произносить звуки. | «Широкая дорога для машины с овощами» Цель: Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику. Учить следить за действием взрослого и воспроизводить их. |
ноябрь | Построим башни», «Птичка и птенчики», «Матрёшки», «Мы весёлые матрёшки», «Спрячем матрёшки». Цель: Обучение соотношению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путём составления пар. Обучение группировке однородных предметов по цвету и форме. Ознакомление с округлой формой, развитие артикуляторного аппарата. Обучение группировке однородных предметов по размеру, воспроизведению пространственного расположения элементов в конструкции по подражанию. | «Украшение чайника», «Украсим платочек для матрешки». Цель: Учить детей украшать посуду точкой, линией. Учить разрисовывать цветы на ткани, вызывать удовольствие от своей работы, развивать творчество, воспитывать аккуратность в работе. Закреплять умение пользоваться красками, узнавать в цветных пятнах знакомые предметы, обыгрывать их. | «Угостим матрёшек конфетами» Цель: Учить детей отрывать маленький комочек от большого, раскатывать пластилин в длину между ладонями. Вызывать у детей интерес к лепке, закрепить свойства пластилина, воспитывать аккуратность в работе. | Дидактическая игра «Кто что делает», Дидактическая игра «Опиши предмет» Игра с матрёшками Дидактическая игра «Сложи домик» Цель: Познакомить детей со свойствами деревянных предметов. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Учить сравнивать предметы по величине, используя соответствующие прилагательные (большой, маленький). | « Матрёшкино новоселье» Цель: Учить детей ставить кирпичик горизонтально. Способствовать развитию детского воображения, играть с постройкой. |
декабрь | «Собери картинку», «Что изменилось», «Зайчик» «Большие и маленькие», «Угадай, что делать» Цель: Развитие зрительной памяти, внимания. Обучение объединению элементов в целостный образ. Развитие умения имитировать заданный образ. Ознакомление с принципом складывания картины. Обучение громкому, тихому, быстрому, медленному произношению звуков речи. Обучение соотнесению предметов по цвету, объединению элементов в целостный образ. Обучение группировке предметов по цвету и размеру. Формировать представление о пространственных отношениях. | «Дорожки для котика», «На деревья на лужок тихо падает снежок» Цель: Закреплять навыки рисования карандашом и кистью. Побуждать выбирать материал для рисования, узнавать в изображённом знакомые предметы. Продолжать учить пользоваться красками. Учить проводить прямые линии. Учить ритмично касаться кистью бумаги, рисовать следы по всему листу. Продолжать учить ритмично наносить следы большие и маленькие. | «Мы скатаем снежный ком» «Снеговик» Цель: Учить детей приёмам лепки из целого куска пластилина. Продолжать учить приёмам лепки из целого куска пластилина. Закреплять умение лепить округлую форму. Учить делать углубление путём вдавливания пальцем в центре шарика. Продолжать учить лепить округлую форму. Учить составлять из двух шариков и дополнительного природного материала фигурку снеговика. | «Лесные детишки» «В лесу родилась ёлочка» «Кто пришел и кто ушел?» «Снежинки». Цель: Познакомить детей с детёнышами диких животных; закрепить понятия: большой - маленький, длинный - короткий, быстрый - медленный. Учить различать и называть красный, жёлтый и синий цвета. Учить различать характерные признаки предметов с помощью различных анализаторов. | «Широкая горка» Цель: Учить детей укладывать кирпичики рядом, создавая новую постройку (широкая горка); следить за действиями взрослого и воспроизводить их. Учить различать и называть величину строительного материала (широкий). |
январь | «В гостях у треугольников», «Мишуткины задания», «Подбери части по цвету», «Следы на снегу», «Соберём квадраты» Цель: Ознакомление с треугольной формой. Группировка однородных предметов по форме, цвету и размеру Обучение группировке однородных предметов по цвету. Развитие умения составлять целое из частей. Развитие координации речи с движением. Обучение складыванию квадратов из 2-4 частей. | «Волшебные рукавички», «Ёлочка-красавица, детям очень нравится». Цель: Учить рисовать широкие и тонкие линии, развивать эстетическое восприятие прекрасного. Развивать воображение, творчество, интерес к рисованию. Учить рисовать, используя умение проводить прямые вертикальные и наклонные линии. Закреплять умение правильно держать карандаш, проводить горизонтальные и вертикальные линии. | «Мишка» «Мы ногами топ-топ». Цель: Продолжать учить лепить, раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. Продолжать учить лепить, предмет, состоящий из двух частей. Учить лепить отдельные детали (ушки, носик). Побуждать лепить из пластилина знакомые предметы, используя раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. | «Снежинки», «Мы гуляем по дорожкам», «Мои умные помощники», «Что за форма» Цель: Удовлетворить потребность детей во взаимоотношениях, познакомить с созданием композиции, помочь в ориентировке на листе бумаги, способствовать развитию тактильных чувств. Формировать в процессе познавательной практической деятельности и подвижной деятельности сенсорные, моторные мыслительные способности, первоначальные математические представления, способствовать расширению знаний. Учить детей понимать и оценивать роль наших умных помощников – органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значения для развития общения. | «Скамейка для Мишутки» Цель: Закрепить умение детей делать скамейку из двух кубиков и положенного на них кирпичика, использовать постройку в игре. |
февраль | «Построим поезд», «Найди лишний вагончик», «Ёжики и грибочки», «Человечек», «Разложим по коробочкам». Цель: Ознакомление с понятиями: длинный, короткий. Закрепление знания цвета, обучение соотношению предметов по размеру, умению находить признаки сходства и различия предметов. Обучение соотнесению предметов по цвету. Обучение выкладыванию несложных плоскостных предметов в горизонтальной плоскости, ориентированию на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением, артикуляторного аппарата | «Украсим шкаф узором» «Моя рука» Цель: Воспитывать интерес к изодеятельность. Продолжать учить детей украшать предметы мебели узором по образцу. Учить детей украшать квадрат цветами методом тычка. Развивать воображение, творчество. Учить рисовать карандашом прямые вертикальные линии. Вызвать у детей желание обводить контур своей руки, держать карандаш в правой руке тремя пальцами. | «Стол для гостей», «Укрась лицо» Цель: Развивать у детей сюжетно-игровой замысел. Раскатывать комочки пластилина прямыми движениями (столбики) и использовать дополнительный материал (крышка стола). Закрепление умения формировать из пластилина округлые комочки, выкладывая их на ограниченном пространстве, формирование умения выполнять ритмические движения. | Дидактическая игра «Устроим комнату» «Где Алёнка» Дидактическая игра «Назови правильно» Цель: Уточнить представление детей о мебели, активизировать в их речи слова , обозначающие назначение предметов мебели и раскрывающие их назначение; Способствовать освоению детьми пространственных ориентировок и использованию в речи соответствующих предлогов. | «Стул и стол» Цель: Упражнять детей в одновременном действии с кубиками и кирпичиками. Учить детей накладывать кирпичики на кубики. Убирать материал после занятия на место. |
март | «Забавные квадратики», «Сделаем узор» «Пирамидки», «Соберём кружочки» «Цветок для мамы», «Соберём бусы» Цель: Обучение сравнению трёх предметов по высоте, распознаванию и выбору по понятиям «большой», «маленький». Ознакомление с формой квадрата. Обучение соотношению объектов по величине, чередованию величин. Обучение соотнесению предметов по размеру, складыванию кругов из 2-4 частей. Развитие пространственной ориентации, мелкой моторики. Обучение составлению цветка по образцу. | «Веточка мимозы», «Волшебный цветочек» Цель: Учить детей украшать предложенную форму с помощью линий и точек. Учить рисовать тычком. Закреплять умение держать правильно кисть, рисовать без нажима, держа ворс по ходу кисти. Закреплять умение проводить краской прямые линии. Учить эмоционально откликаться на музыкальные произведения. | «Цветок», «Испечём оладушки», Цель: Закреплять умение делить кусок пластилина на большой и меленький. Закреплять умение скатывать пластилин в шарики и сплющивать между ладонями, обыгрывать изображённые предметы. Воспитывать аккуратность. | «Помоги мишке Топтыжке и белке Шалунишке собрать шишки» Игра «Твердый – мягкий» «Купание куклы Цель: Развивать наблюдательность, умение группировать предметы по величине. Учить различать и называть качества «твёрдый» и «мягкий». Активизировать в речи слова: «мойся», «нельзя мыться». Побуждать произносить звук тихо - громко. Помочь запомнить и употреблять в речи название предметов, качеств, действий (ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, тёплая, холодная вода). | «Домик для куклы» Цель: Продолжать учить детей анализировать готовую постройку. Определять пространственное положение деталей (сзади, спереди). Правильно называть детали. |
апрель | «Подбери по цвету», «Разноцветные дорожки», «Бегите ко мне», «Ловись, рыбка , большая и маленькая». Цель: Обучение соотнесению предметов по цвету и длине, использованию в речи слов «длинный», «короткий». Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости и ориентироваться на листе бумаги. Развитие памяти, внимания. Закрепление знания названий основных цветов. Обучение чередованию предметов по форме. Развитие внимания, умения действовать по сигналу. | «Рыбки плавают в аквариуме», «Отремонтируем машину» Цель: Учить детей рисовать предметы круглой формы (дорисовывание колёс). Закреплять умение передавать образ линейным контуром и пятном. Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круг и овал. Использовать прием рисования кончиком пальца (плавники, хвост, рот, чешуя). Закреплять умение правильно держать карандаш. | «Рыбка», «Любимые игрушки» Цель: Закреплять умение сплющивать шар, составлять башенку. Побуждать детей передавать в лепке изображения знакомых предметов, обыгрывать их. Закрепить навыки работы с пластилином. Побуждать лепить по содержанию стихотворения и используя имеющиеся умения. | О чём рассказал светофор», «Чудесная коробочка», «Узнай на ощупь». Цель: Закреплять цвета светофора. На ощупь определить предметы гигиены. Уточнить представления детей о качествах «широкий», «узкий». Учить использовать в речи прилагательные: широкий, узкий. Продолжать упражнять в различии твёрдой и мягкой фактуры. Активизировать слова: твёрдый, мягкий, мягонький. Учить находить твёрдые и мягкие предметы по образцу, слову воспитателя, на ощупь. | «Рыбка» (из бумаги) Цель: Учить детей складывать рыбку из геометрических фигур. Формировать понятия целое и часть. Развивать память, внимание и речь. |
май | «Найдем цветок для бабочки», «Обведём и раскрасим», «Геометрическое лото», «Купи игрушку» Цель: Обучение ориентированию на плоскости. Воспитание навыка работы ведущей рукой и развитие моторной ловкости пальцев, глазомера, конструктивных способностей. Соотнесение фигур по цвету и форме. Формирование умения различать и называть игрушки, выделяя их основные качества (цвет, размер) | «Солнышко светит», «Одуванчик, одуванчик». Цель: Учить детей передавать в рисунке предметы круглой формы; закреплять умение правильно пользоваться кисточкой. Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закрепить умение рисовать красками, промывать кисть, учить радоваться рисунку. | «Божья коровка», «Что мы умеем лепить» Цель: Вызвать интерес лепить «божью коровку», использовать природный материал. Воспитывать любовь и интерес к природе. Учить лепить плоские и круглые формы, используя умения, полученные ранее. Закреплять умение лепить простейшие формы, узнавать в них знакомые изображения предметов, персонажей. | «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Кого не стало», «Капелька», «Найди палочку» Цель: Закрепить знания детей о значении прилагательных: длинный - короткий; побуждать использовать их в речи. Упражнять в произношении звукоподражаний с разной силой и высотой голоса. Познакомить детей с водой и её свойствами: тёплая, холодная, мокрая, чистая, грязная. Учить бережно, относиться к воде. Вызывать эмоциональное удовольствие во время игры с водой. Закрепить умение группировать предметы по цвету. | «Клумба для цветов» Цель: Учить детей анализировать образец постройки, воспроизводить несложную постройку по показу и объяснению педагога; различать и называть величину строительного материала (широкий – узкий) Располагать детали на ребро. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста
презентация по теме "Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста"...
Дидактические игры по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста.
Система дидактических игр по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста....
Пособие по развитию сенсорных представлений для младшего дошкольного возраста «Геометрик»
Пособие по развитию сенсорных представлений для младшего дошкольного возраста «Геометрик»Цель: формирование сенсорных представление детей, посредством геометрических фигур разной формы, ра...
Пособие по развитию сенсорных представлений для младшего дошкольного возраста «Цилиндрик»
Пособие по развитию сенсорных представлений для младшего дошкольного возраста «Цилиндрик»Цель: формирование конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Упражнение &l...
Пособие по развитию сенсорных представлений для младшего дошкольного возраста "Заплатки"
Дидактическое пособие...
Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....