«Развитие познавательной активности детей раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.
Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно-следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается. В возрасте 2-3 лет дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.
Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать.
Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только мы, педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.
Мы приглашаем молодых родителей к нам на занятия, праздники и играя, учим родителей приемам, которые используем в общении с детьми для получения желаемого результата. Рассказываем родителям, что развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста помогают не только эксперименты, исследования, но и развивающие журналы для самых маленьких.
Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности детей раннего возраста».
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален.
Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно-следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается. В возрасте 2-3 лет дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.
Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать.
Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только мы, педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.
Мы приглашаем молодых родителей к нам на занятия, праздники и играя, учим родителей приемам, которые используем в общении с детьми для получения желаемого результата. Рассказываем родителям, что развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста помогают не только эксперименты, исследования, но и развивающие журналы для самых маленьких.
Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.
Главная цель работы с детьми раннего возраста: развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством исследования объектов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
Образовательная:
-повышать уровень развития детей, через знакомство с природным миром;
-расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
-формировать умения называть части дерева (ствол, ветки, листья);
-закрепить название цвета «желтый», «белый», размера «большой», «маленький».
Развивающая:
-развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, восприятие;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-развивать мелкую, крупную моторику рук, зрительное внимание, мыслительную активность.
Воспитательная:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира и чувство бережного отношения к природе;
-стимулировать желание детей исследовать объекты и экспериментировать, умение наблюдать,
-формировать коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе, чтение стихов о деревьях, рассматривание иллюстраций с изображением явлений природы времен года, дидактические игры, рисование деревьев.
Материалы и оборудование: игрушки: Лесовичок, зайчик, макеты деревьев, силуэты елочек, прищепки, цветы разноцветные плоскостные.
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это заглядывает к нам в окно? (Солнышко)
Каким цветом солнышко? (Желтым). Какой формы? (Круглое). Почему то, солнышко грустное, чего не хватает у него? (Лучиков).
Правильно, ребята, лучиков нет у солнышка. Давайте прикрепим прищепки к солнышку, и оно станет ярким и красивым.
Д/игра «Подари лучики солнышку»
Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, геометрических форм.
Упражнение прикреплять прищепки двумя пальцами к картону.
Воспитатель: Солнышко говорит вам «Спасибо» и хочет пригласить вас вместе с ним погулять по лесу.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся гулять по весеннему лесу.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так, шагают наши ножки.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
(Дети идут за воспитателем к мольберту, на котором расположены иллюстрации деревьев).
2.Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво! Много разных деревьев!
Сейчас весна, ярче светит солнышко, стало теплее, весной тает снег, идут дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы.
(Появляется Лесовичок)
Воспитатель: Ой, кто это? Ребята, это же Лесовичок!
Лесовичок: Здравствуйте, дети. (Дети здороваются)
Воспитатель: Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим лес посмотреть.
Лесовик:
Я старик совсем седой,
Лесовик я добрый,
В этом вот лесу живу
За порядком я слежу.
Воспитатель: Весной у Лесовичка много работы в лесу: нужно за всем
присмотреть, всем помочь. Он смотрит, чтобы животных и птиц не обижали,
деревья, кусты не ломали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево растет в лесу. Это ёлочка. Как оно называется дерево? (Ответы детей) У неё вместо листочков на ветках иголочки, шишки.
Лесовичок: Каким цветом ствол у ёлочки? (Ответы детей) Иголки? (Зеленым)
А теперь мы пойдем дальше (Подводит детей к березе).
Ещё одно дерево с красивым стволом в лесу? Как оно называется? (Ответы детей). Что есть у берёзы? (Ствол, ветки, листья) Каким цветом ствол у дерева? (Белый). Что растут на веточках? (Листья)
Лесовичок: Дул сильный ветер, накрутил, навертел. Всё в лесу перепутал.
Помогите мне порядок навести. Нужно разложить веточки к нужному дереву.
Ребята, что это за веточка упала? С какого это дерева? (Показывает на ёлочку, березу). (Ответы детей)
Лесовичок: Правильно. Молодцы, ребята!
Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку, собрать веточки сосны, березы.
(Дети с воспитателем сравнивают и находят отличия).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Лесовичку навести порядок.
Ой, посмотрите, кто-то притаился за деревом? Кто это? (Зайчонок).
Ребята, давайте поиграем с зайчиком.
Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».
Воспитатель: Пойдем дальше гулять по лесу. Посмотрите, какая красивая полянка. Что растут на ней? (цветы). Каким цветом? (Ответы детей) Какие цветы по размеру? (Большого и маленького). Давайте разложим цветочки в одну коробочку –большие, в другую-маленькие. Молодцы, ребята, быстро собрали цветочки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами погуляли по весеннему лесу, понаблюдали за
деревьями, увидели животных, которые живут в лесу.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, солнышко нас заждалось, пора нам возвращаться.
Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу
А теперь пора прощаться,
Надо в группу возвращаться.
Рефлексия:
-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
-Что светило нам в окошко?
-Какого животного мы встретили?
-Какие деревья видели?
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Лесовичком. Скажем ему до свидания.
Дети: До свидания, Лесовичок.
Лесовичок: До свидания, ребята, приходите ещё.
Дети с воспитателем идут обратно по дорожке в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...
Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре
Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...
"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования".
Материал для людей, которым интересно все необычное....
Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...
Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр
В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...
"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...
Сенсорные игры для развития познавательной активности детей раннего возраста.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру...