Статья. "Добрый пример лучше ста слов"
статья
Наши предки не случайно не торопились наказывать провинившегося малыша, а рассказывали ему историю, благодаря которой становился понятным смысл поступка и пути решения. Вспоминается поговорка: «Сказка ложь, да в ней урок – добрым молодцам урок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района г. Санкт-Петербурга
Статья на тему «Когда примеры лучше правил»
Воспитатель Андреева
Елена Вячеславовна
Санкт-Петербург
2019
Когда примеры лучше правил
Наши предки не случайно не торопились наказывать провинившегося малыша, а рассказывали ему историю, благодаря которой становился понятным смысл поступка и пути решения. Вспоминается поговорка: «Сказка ложь, да в ней урок – добрым молодцам урок». На этом и базируется сказкотерапия – особое направление в психологии, которое помогает решить проблемы воспитания и коррекции детского поведения. Основным средством воздействия становится впечатление или образ и метафора или иносказание. Для ребёнка вовремя рассказанная сказка имеет примерно такое же значение, как для взрослого психологическая консультация. Только отличие в том, что работа идёт на уровне подсознания – от ребёнка не требуется вслух анализировать всё то, что с ним происходит. С помощью сказки можно узнать о переживаниях детей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или даже сами толком не осознают.
В зависимости от ситуации в сказкотерапии используются пять видов сказок.
Художественные сказки. К таким можно отности авторские, народные сказки, а также басни, притчи, былины, легенды, мифы. Они формируют базовое мировоззрение дошкольника, который узнает, что в общем и целом жизнь – это постоянная активная борьба зла и добра. Причем всегда побеждает добро (ребёнку необходимо в это верить).
К двум годам малыш уже может удерживать простые сюжеты в своей памяти. Можно подсказать ему через сказку «Репка» как просить о помощи. В четыре года ребята благополучно усваивают воспитательный аспект сказки. К примеру, малышу, который может приврать, стоит прочитать сказку «Заяц-хвастун», жадине - «Сказку о рыбаке и рыбке», шалуну - «Приключения Незнайки», ленивой девочке - «Морозко», а робкой - «Золушку». Важно отметить сказку «Две лягушки» Леонида Пантелеева. На сегодняшний день она забыта совсем незаслуженно, ведь она учит даже в критической ситуации не сдаваться, воспитывает целеустремленность.
Дидактические сказки. Можно использовать для того, чтобы дети лучше усвоили учебный материал. Символы (цифры, звуки, буквы), предметы (игрушки), живут в сказочном мире и одушевляются («Ювентик в стране чисел и цифр» Константина Шевелева, а так же «А может, ноль не виноват» Ирины Токмаковой). Схема сюжета состоит в следующем: в волшебной стране живет одушевленный символ (например, нолик), там он попадает в страшную беду и «только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти!». Чтобы это осуществилось, необходимо выполнить задание (например, вставить пропущенные буквы в слова или решить примеры.). В результате быстрее запоминается обучающий материал и становится понятным.
Психокоррекционные сказки. Они учат детей вежливости, дают возможность исправить такие черты характера, как капризность, стеснительность, хвастовство. Такую сказку возможно прочитать ребенку без комментариев. С помощью этого, ребёнок сможет обдумать услышанное в сказке. Примерно таким является алгоритм сочинения:
- подбор героя, который будет близок малышу по возрасту, образу жизни и характеру;
- у героя начинаются неприятности, которые должны напоминать ситуацию в жизни ребёнка;
- герою (а вместе с ним и малышу) необходимо заняться поиском выхода. Здесь на его пути возможно встретятся существа, которые оказались в подобном положении, и находят различные выходы из положения. Таким образом дошкольник поймет, что возможны и иные, альтернативные решения;
- в итоге героя одобряют и поддерживают все значимые персонажи, ведь он пробует новый способ действий. А малыш понимает как необходимо поступать в жизни.
Психотерапевтические сказки. Сегодня такие сказки редко применяются к детям, чаще всего – в роботе со взрослыми людьми. Такие истории очень неоднозначны, но всегда неизменно проникновенны и глубоки. Они стимулируют процесс личностного роста, рассматривают и раскрывают темы любви и прощения, жизни и смерти. Мастер таких сказок - Ганс-Христиан Андерсен(«Дюймовочка», «Гадкий утенок»).
Медитативные сказки. Они расслабляют и успокаивают, их специально создают для накопления положительного образного опыта. Их особенность заключается в том, что там отсутствует сюжет, нет злых героев и конфликта (например, «Терапевтические сказки звездной страны Зодиакалии» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой). Путешествие – отличительный характер таких сказок. Достаточно будет вспомнить момент или ситуацию, когда вы чувствовали себя счастливым, и словесно заново её «прожить».
В заключении хотелось бы вспомнить о том, что в детском мире особое место занимают сказки-страшилки про нечистую силу. Это является неким опытом детской самотерапии: неоднократно моделируя и проживая тревожную или опасную ситуацию в сказке, ребята учатся переживать неприятную эмоцию и освобождаются от напряжения. Их это закаляет. Но в данном виде сказок обязательно должны действовать чёткие ограничения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)
С помощью технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег»....
Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).
Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».
Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода»....
«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «Молоко»)
Методическая разработка: технологическая карта и совместная деятельность воспитателя с детьми, НОДы....
Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"
Дети, также как и взрослые, все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...
Статья "Добрые слова лучше мягкого пирога" (советы родителям по воспитанию добрых чувств у дошкольников)
Предлагаю Вашему вниманию статью по формированию у детей умения общаться, замечать в других людях качества, достойные похвалы, и отмечать это добрыми словами, комплиментами. Здесь Вы...