Социально-личностный проект "Доброта спасёт мир"
методическая разработка

Котова Светлана Евгеньевна

Социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, долгосрочный проект "Добрата спасёт мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobro_spasyot_mir.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Доброта спасёт мир"

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Заказчик проекта: Дети подготовительной группы

Основание для разработки проекта:

- Конституция РФ;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ  от 17.11.2008 г. № 1662-р);

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ      от  12.09.2008г. № 666);

- Закон РФ  "Об образовании РФ";

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

Совместная деятельность с детьми по теме "Моя семья"

Цикл родительских гостиных по теме.

Практические консультации для родителей.

Руководители проекта: Воспитатели: Котова Светлана Евгеньевна

                                                                 Набиева Лутвия Фердинандовна

Инициативная группа: Дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ и социум).

Цель и задачи проекта

Цель:

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Основные задачи:

-формировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

- развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

- поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

- развивать представления детей о понятиях "добро" и "зло", их важности в жизни людей;

  - сохранение и укрепление здоровья детей.

Сроки и этапы реализации проекта: : 13.01. – 30.04.2020г.

I этап – подготовительный: : 13.01. – 20.01.2020г (формирование проблемы, определение результата, планирование деятельности).

II этап – основной: 20.01. – 20.04.2020 ( реализация проектных мероприятий).

III этап – заключительный: 20.04 – 30.04.2020г ( подведение итогов, презентация, мониторинг, анализ).

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Механизм реализации проекта предусматривает системно-деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий.

Ожидаемые результаты проекта

- у детей сформированы положительные качества характера;

- дети замотивированны  на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей;

- дети умеют оценивать поступки окружающих;

- у детей развито негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

- у детей развито представление о понятиях "добро" и "зло", их важности в жизни людей.

Продукт проекта:

- Выставка детских рисунков, "Какого цвета доброта?";

- Создание сундучка "Волшебных слов";

- Создание вместе с родителями мини - музея      народных кукол – игрушек;

- Оформление альбома "Наши добрые дела";

- Создание "Яблони добра";

- Создание "Уголка приветствия";

- Создание "Уголка достижения";

- Создание "Коробочки гнева и раздражения";

- Создание "Уголка уединения";

- Создание "Уголка сюрпризов";

- Создание "Уголка модницы";

- Создание аудиотеки песен: "Русских народных", "Песен о добре, дружбе и мире";

- Создание видеотеки материалов реализации проекта.

" Доброта — это то, что может

услышать глухой и увидеть слепой"

Марк Твен

"Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди"

Бернард  Шоу

Актуальность

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который в, свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают  в детские образовательные учреждения. Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей,  неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания  человека в духе толерантности.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории "толерантность". В это документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантность не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим", в персидском - "терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению".  В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А слово "терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово "терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью "подставить вторую щеку". Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

Декларация принципов толерантности

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего ( Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н. и др). Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с "войной", с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности. В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия "толерантность" были сделаны в работах А.Г. Асмолова.  Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

С  одной стороны,  многие исследования,  направленные на изучение проблемы воспитания толерантности, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях

работы образовательного учреждения.

Федеральные государственные образовательные требования к основной общеобразовательной  программе  предусматривают  социальное развитие дошкольников  в рамках образовательной области "Социализация - коммуникативное развитие", которое  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МБДОУ  выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей,  неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания  человека в духе толерантности.

Несмотря на разнообразие научных  мнений, относительно проблемы формирования проблемы толерантности остаются  неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:

между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточным использованием  потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности  детей старшего дошкольного возраста;

необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;

 потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ воспитания  толерантной  личности  и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем воспитания толерантности  для использования в работе с  детьми дошкольного возраста;

 потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;

потребностью семьи в доступной технологии и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности, семейные и национальные  традиции.  

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: "Формирование толерантности у детей подготовительного дошкольного возраста средствами социально - культурной деятельности".

Этапы реализации

1 этап

Целеполагание:

Установить отношение  родителей  педагогов  к проблеме  воспитания толерантного отношения  между  детьми. Определить межличностные  отношения  детей  в группе  и их социальное положение в семье. Привлечь  к реализации проекта наибольшее  число  участников

Проведение  мониторинга  и его анализ  по  данной  проблеме.  Проведение   собраний  с родителями, консультаций  с педагогами.  Установление  партнерского  взаимодействия  между  участниками  проекта: родителями - педагогами – детьми. Проведение  целенаправленной  работы  с детьми  по  созданию  интереса  детей  к правовой  культуре  и установлению  дружеских  взаимоотношений  в группе

Расширение  компетентности родителей  в  вопросах  толерантного  воспитания  детей  в семье.  Создание  атмосферы  взаимопонимания   со  своими  детьми

2  этап Подготовительный

Привлечь  родителей  к  подготовке  предметно-развиваюшей  среды  для  воспитания  патриотических  чувств,  ознакомления  с культурой и бытом  народов, проживающих  в регионе. Создать условия  для  комфортного  воспитания и развития детей.

Проведение   встреч  с родителями,  способствующих  созданию  понимания  проблемы  в  воспитании  толерантности, а также  проведение  разъяснительной  работы по    вопросам   соблюдения прав детей  в семье, детском саду,  установление  дружеского  взаимодействия  между сотрудниками  детского  сада и  родителями.

Проводят  самоанализ  своего воспитательного  воздействия на своих  детей  по  воспитанию  их нравственных  качеств, патриотического воспитания  и толерантности.  Знакомятся  с  информацией,  предлагаемой  в  дошкольном  учреждении. Посещают  мероприятия  организованные  в дошкольном  учреждении.  Принимают участие  по  созданию  предметно-развивающей  среды  в детском саду  и дома  совместно  со  своими детьми.

3 этап  формирующий (основной)

1.Создание единого социопсихопедагогического пространства для формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;

2.Создание благоприятной  предметно-развивающая среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Проведение  воспитательно-образовательной работы с детьми  по  формированию  толерантного  отношения  к окружающему  миру  посредством  организации  разных  видов  детской  деятельности.

Работа проводится  по  блокам:

  1. "Я, ты, мы"

формирование  дружеских  взаимоотношений  в детском  коллективе

Решение  задачи проводится в разных видах деятельности: в непосредственно образовательной  деятельности, в игровой, творческой, познавательно-речевой.  Особое  значение  имеют  подвижные  игры, которые способствуют  развитию познавательных процессов,  двигательной  активности, а также  развитию  положительных межличностных  взаимоотношений  

2. "Большие права маленького ребенка"

Используя  разные  методы  и  приемы  в разных  формах  организации  детской  деятельности даются  общие представления  о единстве  прав  и  обязанностей, развивается  умение  рассуждать, сопоставлять,  делать  выводы,  воспитывать  чувства самоуважения  и  уважения  к другим.

3. "Мы все  такие разные, но мы вместе"

Дети,  знающие свой город, свою страну, способные  дружить со сверстниками и взрослыми, легко знакомятся с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и  непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах. Формируются умения считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других; определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития.  Проводится  работа  с использованием разных методов, средств, приемов, направленных на развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор, прислушиваться к мнению других.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

Родители  участвуют в  организации  непосредственно образовательной  деятельности,  проявляют  инициативу  во  встречах  с детьми  по  ознакомлению  с традициями  и культурой  своей  нации (татары, украинцы, белорусы, дагестанцы, азейбарджане),  принимают  участие вместе  со  своими  детьми  в  творческих  конкурсах,  активно  принимают  участие  в пополнении  предметно-развивающей  среды,   изготавливают  детские  обереги,  национальные костюмы  и др.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

4 этап заключительный Презентация  проекта

Презентация  проекта в форме развлечения Закреплять знания детей о других народах, их обычаях, культуре.

Воспитывать любовь и уважение к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями.

Совместно  с родителями составляется  сценарий  развлечения, обговариваются  организационные моменты мероприятия,  устанавливается  атмосфера  взаимопонимания  и сотрудничества

5 этап аналитический

Анализируются результаты работы   и  определяются  перспективы

Блок 1 "Я, ты, мы"

Цели:

-Обратить внимание ребенка на самого себя;

- формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;

- повысить культуру межличностного взаимодействия детей  в группе;

- закреплять нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении и игре.

 Методические приемы:

- тематические занятия;

- мини-беседы;

- решение проблемных ситуаций;

- совместные игры;

- художественно - продуктивная  деятельность.

Блок 2   "Мои права  и обязанности"

Цели:

-  дать  общее  представление  о единстве  прав  и обязанностей;

-  способствовать  развитию  правового  мировоззрения  и  нравственных  представлений;

-  развивать  умение  рассуждать,  сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать  чувства  самоуважения  и уважения  к  другим.

Методические приемы:

-  тематические  занятия;

-  этические беседы;

-  решение  ситуаций  гуманистического  выбора;

-  проигрывание  ситуаций  (драматизация);

- игры и упражнения  на формирование  правовой культуры.

Блок 3 "Мы все такие разные, но мы вместе"

Цель:

- дать общие представления  о единстве  прав  и  обязанностей;

-  воспитывать  чувства самоуважения  и  уважения к другим;

 - формировать умение считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

- ориентировать на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формировать навыки и нормы поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

Методические приемы:

-  тематические  занятия;

-  этические беседы;

- совместные игры;

- художественно - продуктивная  деятельность.

Комплексно-тематический  план  проекта: Январь

"Я,    ты,    мы"

Занятие "Дорогою добра".

Занятие "О дружбе".

Занятие  "Мои друзья".

Занятие "Мы не будем ссориться".

Занятие "Что такое милосердие?"

Игровое упражнение  "Снежная  королева".

Игровое упражнение  "Угадай,  кто  это?"

Игра "Сочиняем историю".

Игра "Взаимоотношения".

Игра "Что чувствует твой друг?"

Проблемная беседа "А как бы поступил ты?"

Игра "Молчок".

Игра "Почта".

Игра "Настроение".

Коллективная работа "С добрым утром".

Разучивание песен о дружбе, о добре.

Рисование "Подарок другу".

Создание коллажа "Яблони добра".

Стенгазета "Какого цвета доброта?"

Изготовление открыток, сувениров для дедушек, пап и братьев.

Изготовление ангелочков.

Игра "Скучно, скучно так сидеть".

Игра "Подари движение".

Игра "Гуси - лебеди", "У медведя в бору", "Горелки", "Жмурки", "Ручеёк".

Чтение и беседа: "Сказка о трех поросятах  на новый лад".

Заучивание стихотворения о добре.

Игра "Доскажи словечко".

Игра "Добрые слова".

Работа  с  родителями

Консультация "Как воспитать в ребёнке доброту?"

Мастер - класс "В добрых делах и поступках помогает ангел - хранитель

Продуктивная деятельность (совместно с родителями)

  "Наш цветик-семицветик".

Большие  права  маленького  ребенка

февраль

Занятие "Что такое право?", "Что  такое  обязанности?"

Занятие "День прав человека".

Занятие "По маршруту добрых дел и поступков".

Игра "Жизнь в лесу".

Игра "Муравьи".

Игра "Добрые эльфы".

Игра "Театр теней".

Игра "Ожившие игрушки".

Игра "Вкусные слова".

Игра "Цветок красивых слов".

Беседа "Я гражданин России. Право на гражданство".

Беседа: "Я – гражданин  России".

Стенгазета "Твори добро".

Разучивание песен о дружбе, о добре.

Изготовление открыток для бабушек, мам и сестрёнок.

Стенгазета "День леса".

"Лечим" книги.

Ухаживаем за комнатными растениями.

Помогаем поддерживать порядок в группе.

Игры "Аленушка и Иванушка", "Казаки - разбойники", "Кошки - мышки".

Беседа "Умей извинятся".

Беседа "Почему любят честных и смелых?"

Беседа "Мы умеем вежливо разговаривать".

Чтение сказки"Гадкий утёнок" Г.Х.Андерена.

Чтение рассказа "Два товарища".

Работа  с  родителями

Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в семье".

Развлечение "Маленькие  дети  с  большими  правами".

Развлечение "Как у наших у ворот".

Создание  газеты "Наша  дружная  семья".

март

Занятие "Мы – жители планеты Земля".

Занятие "Мы дети разных национальностей".

Игра "Поделись улыбкой".

Игра "Поляна добра".

Игра "Похвали соседа".

Разучивание песен о дружбе, о добре.

Стенгазета "День Земли".

Стенгазета "День космонавтики".

Игра "Брось предмет в цель", "Достань яблоко".

Чтение рассказов и заучивание стихов о Дне Космонавтике и о весне.

Работа с родителями

Консультация "Толерантность" из истории вопроса.

Развлечение "Масленица".

апрель

Коллективная  аппликация  "Хоровод  дружбы".

Разучивание песен о дружбе, о добре.

Игра "Юрга".

Работа  с семьей

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников".

Развлечение "Вместе дружная семья"

Оформление альбома "Наши добрые дела".

Презентация  в форме развлечения  "Свою нацию люблю, всем о ней я расскажу!"

Методические ресурсы

1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3.

2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. ; Первое сентября. -2000. -16 сентября

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Макарова  Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность  и правовая  культура  дошкольников. –М: Творческий Центр Сфера. 2008.

6. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким  детям – большие права. - С-П: Детство-Пресс.2007.

7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

"Социальные акции, как технология социально-личностного развития детей".

В этой статье речь идёт об одной педагогической технологии, которую применяет воспитатель в своей ратоте. Это технология - "Социальная акция". Подробно рассказывается о социальной акции &quo...

Проект «Ребёнок-дошкольник: его социальное воспитание и социально-личностное развитие»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкол...

Проект «Формирование личностного потенциала детей –билингвов через социально –личностное развитие»

vСоздание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентом образования, направленного  на развитиие личностного потенциала ребенка, через овладение им знани...