Песочная игротерапия эффективная педагогическая технология для детей с РАС.
учебно-методический материал (старшая группа)
Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология для детей с РАС.
Многие исследователи обращают внимание на возрастающее количество детей с расстройством аутистического спектра (РАС). На сегодняшний день некоторые источники говорят о том, что аутизм встречается у каждого 54-го ребенка [2], и о том, что за 10 лет количество детей с аутизмом возросло в 10 раз [1]. Среди главных способов взаимодействия с детьми с РАС принято считать такие методы, как ABA-терапия, музыкальная терапия, арт-терапия, иппотерапия, дельфинотерапия и др. В последние несколько лет отдельное место занимает песочная терапия, которая через невербальную форму коррекции психологического поведения позволяет педагогу развить творческую составляющую личности ребенка. Работая с песком и фигурками, ребенок может создавать разные построения из песка, рисуночные композиции, которые позволяют лучше проанализировать его состояние и потребности. Так, песочная терапия не только позволяет лучше понять внутренний мир ребенка с РАС, но и дает возможность лучше подбирать дальнейшие методики и техники для воздействия и коррекции. Использование песочной терапии снижает общий уровень напряжения, раздражительность и гнев, накопленный в ребенке, активирует мыслительные процессы и решает вопрос построения диалога в рамках совместной работы со специалистами .
Установлено, что песочная терапия способствует развитию усидчивости, закреплению навыка работы в команде, формированию аккуратности и внимания, стабилизации и повышению настроения, познавательного интереса, развивается эмоциональная стабильность. Дети лучше откликаются на просьбу изобразить что-то, любят совместную работу, а также повторяют рисунки, изученные ранее .
При песочной терапии детей с РАС необходимо соблюдать несколько основных правил:
Важно установить с ребенком доверительный контакт
Взрослый также должен быть включен в игру
Необходимо поддерживать инициативу детей
Занятия должны проводиться в комнате со специальным оборудованием и индивидуально.
В рамках сопровождения в контексте инклюзивного образования песочная терапия может осуществляться в первую очередь методом совместной игры и рисованием на песке.
Ребенка учат трогать песок, предлагают покопаться в нем и вставлять в него разнообразные предметы вроде камушков и палочек, разрешено топтать и разбрасывать, лепить изнего куличики. Ребенок может также использовать игрушки и миниатюрные фигурки для того, чтобы создавать свой собственный индивидуальный мир в песочнице. Именно поэтому целесообразно в рамках игры использовать разнообразные формочки, в которые ребенок насыпает песок, а затем утрамбовывает его и «печет» таким образом разнообразные предметы. Мокрый песок можно утрамбовывать руками – это можно выполнять как индивидуально, так и в результате совместного взаимодействия. После этого ребенок «угощает» взрослых и другие игрушки, что также является элементом социального взаимодействия.
Еще одна совместная игра – рисование на ощупь. Ребенку надевают маску, затем он трогает тактильную панель, и его просят на песке нарисовать такую же фигуру. Рисовать необходимо с закрытыми глазами.
При использовании средств песочной терапии в работе с детьми с РАС важно помнить о том, что в процессе игры необходимо соответствовать адекватным возможностям ребенка. Нельзя стремиться навязывать ему виды деятельности, которыми он не хочет заниматься или которые недоступны для его уровня коммуникации и когнитивных способностей. В связи с этим в песочной терапии изначально можно не давать ребенку речевых инструкций, а предоставить независимость. Затем в деятельность вовлекается взрослый, который показывает ребенку возможности совместной работы.
Таким образом, можно сказать о том, что песочные игры с детьми с РАС являются одной из важных возможностей взаимодействия с ребенком, коррекции его поведения, развития его сенсорных способностей, а также может использоваться с целью десенсибилизации. По мнению автора, популярность песочной терапии как способа взаимодействия с ребенком с РАС будет расти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективные педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ (ТНР) в ДОУ общеразвивающего вида"
Данная презентация: «Эффективные педагогические технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья», отражает систему коррекционной работы по взаимодействию участнико...
«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...
«Информационные технологии - как эффективная педагогическая технология
Сегодня в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID, профилактические меры вносят изменение в работу ДОУ. Грамотное владение ИКТ, позволяют педагогам поддерживать тесное взаим...
Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...