Картотека бесед, игр по патриотическому воспитанию детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Формировать элементарные понятия детей раннего возраста о патриотическим воспитании, о семье, доме, детском саде, родном городе, стране, праздниках; развивать любознательность, интерес к русским традициям, народным промыслам, народным праздникам; воспитывать уважение к труду, взаимопонимание, дружбу между детьми, бережное отношение к природе и животным родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_besed_igr_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека бесед и игр по патриотическому воспитанию
для детей раннего возраста
Составила:
воспитатель Чернобылец Н.А.
Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания, возможности позитивной социализации, всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития детей.
Задачи:
- формировать элементарные понятия о семье, доме, детском саде, родном городе, стране, праздниках;
- развивать любознательность, интерес к русским традициям, народным промыслам, народным праздникам;
- воспитывать уважение к труду, взаимопонимание, дружбу между детьми, бережное отношение к природе и животным родного края.
Тема «Знакомство с группой»
«Знакомство»
Задачи:
- познакомить детей с воспитателями, с младшим воспитателем и детей друг с другом;
- помочь детям лучше узнать детский сад, прогулочный участок, группу;
- воспитывать любовь и уважение к сверстникам, воспитателям.
Воспитатель предлагает детям познакомиться с группой:
приемная – для переодевания (кабинки, скамейки и т.п.);
групповая – для игр (различные уголки с игрушками.), для приема пищи (столы, стульчики, посуда и т.п.);
спальная комната – для отдыха, дневного сна (кроватки, постельные принадлежности);
туалетная комната – для мытья рук (раковины, мыло, полотенчики), для туалета (горшочки, унитазы, подставки, туалетная бумага);
прогулочный участок – для прогулок, игр (беседка, песочница, малые формы, игрушки и т.п).
Беседа: «Чем занимаются детки в детском саду»
Задачи:
- познакомить с детским садом (экскурсия, рассматривание иллюстраций);
- развивать наблюдательность, мышление, речь;
- воспитывать интерес к детскому саду, группе.
Предварительная работа:
Экскурсия по детскому саду, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (спортивного зала, музыкального зала, медицинского кабинета, «Русская изба», «Комната экологии».).
Предложить детям рассмотреть картинки по теме «Детский сад». Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают (при необходимости воспитатель помогает детям).
Тема «Я и мое имя»
Беседа «Как кого зовут?»
Задачи:
- учить называть свое имя и запоминать имена сверстников;
- развивать речь, память, внимание;
- воспитывать доброе, дружеское отношение к сверстникам.
Воспитатель сидит с детьми на ковре, показывает на ребенка, затем просит детей назвать имя ребенка и приговаривает:
Это Ваня – Ваня у нас хороший, Ваня у нас пригожий….(и так с каждым ребенком).
Дидактическая игра «Части тела»
Задачи:
- формировать элементарные понятия о своем теле;
- развивать память, внимание, наблюдательность, речь;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Воспитатель просит подойти 2-3 ребенка, показывает и просит назвать части тела.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту»
Задачи:
- учить слушать внимательно, понимать смысл прочитанного;
- развивать интерес к художественному слову;
- воспитывать любовь и бережное тоношение к книгам.
Тема «Моя семья»
Беседа «Семья»
Задачи:
- формировать понятия детей о членах своей семьи;
- развивать речь, память, внимание;
- воспитывать уважительное отношение к своей семье.
Воспитатель беседует с детьми о семье.
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге, весело и дружно живут все вместе.
Что главное в семье? (уважение, дружба, любовь друг к другу).
О членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, (близких, родных людях).
О разных семьях – маленьких (мама и ребенок), больших (сестра, брат, папа, мама, бабушка, дедушка и т.д).
Пальчиковая игра «Строю дом»
Задачи:
- учить детей повторять движения пальчиками, ручками, по словам теста;
- развивать речь, память, мелкую моторику, крупную моторику;
- воспитывать любовь и заботу к своей семье.
Тут-тук, тук да тук (стучим кулачками)
Что за звон, что за стук?
Молоточком я стучу (стучим кулачками)
Дом построить я хочу (показываем крышу).
Дом высокий строю я (руки высоко)
В нем живет моя семья (хлопаем и показываем пальчики).
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Петушок с семьёй»
Задачи:
- учить слушать внимательно, понимать смысл услышанного;
- развивать интерес к художественному слову;
- воспитывать любовь и уважение к семье.
Тема «Наши любимые дедушка и бабушка»
Беседа «Бабушка (дедушка)» – мой лучший друг
Задачи:
- формировать понятия детей о членах своей семьи (бабушка, дедушка);
- развивать речь, память, внимание, мышление;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Воспитатель беседует с детьми.
Бабушка и дедушка когда тоже были маленькими детьми, и у них были свои бабушка и дедушка, они с ними играли, читали и т.п.
А как вы проводите время с бабушками и дедушками? Во что играете, что читаете?
Об отношении к бабушкам, дедушкам (уважение, забота, любовь, помощь).
Аппликация «Украсим блюдце для бабушки и дедушки»
Задачи:
- учить приклеивать на блюдце (заготовку) украшения;
- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;
- воспитывать доброе отношение к старшему поколению.
Воспитатель предлагает детям сделать для бабушек, дедушек красивое блюдце (при затруднении воспитатель помогает детям намазывать и приклеивать заранее приготовленные заготовки).
Пальчиковая игра «Моя семья»
Задачи:
- учить детей повторять движения пальчиками по тексту, загибая поочередно, начиная с большого;
- развивать мелкую моторику, речь;
- воспитывать любовь к семье.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (показываем ручки, разжав пальчики)
Дидактическая игра «Назови ласково?»
Задачи:
- учить называть ласково (бабуля, бабушка, дедуля, дедушка);
- развивать речь, память, внимание;
- воспитывать уважительное отношения к старшему поколению.
Воспитатель предлагает детям ласково назвать бабу и деда, вспомнить, как их зовут.
Тема «Добрые и вежливые слова»
Беседа «Добрый человек»
Задачи:
- познакомить с этическими нормами поведения;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать желание помочь друг другу.
Прослушивание песни Барбарики «Что такое доброта?»
Воспитатель беседует с детьми о доброте.
О понятии «Добрый человек» (доброе сердце, добрая душа, добрые слова).
О помощи (люди должны помогать друг другу, если человек попал в беду и т.д.).
Малоподвижная игра «Вежливый мячик»
Задачи:
- формировать понятия о добрых и вежливых словах;
- развивать крупную моторику, речь, память, внимание, любознательность;
- воспитывать вежливость, культуру поведения.
Предварительная работа:
Беседа о добрых и вежливых словах (здравствуете, привет, до свидания, спасибо, пожалуйста и т.д.).
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, воспитатель бросает в руки детям мяч и предлагает назвать вежливые, добрые, волшебные слова (при необходимости помогает детям).
Пальчиковая игра «Помощники»
Задачи:
- учить повторять движения пальчиками, по словам текста;
- развивать речь, память, мелкую моторику;
- воспитывать доброту, желание помогать маме, бабушке.
Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг об друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Тема «Народные промыслы»
Беседа «Народны промыслы России»
Задачи:
- познакомить детей с народными промыслами;
- развивать интерес и любознательность, речь, внимание;
- воспитывать любовь к своей стране.
Воспитатель беседует с детьми.
Русская земля. Испокон веков наша страна славится своими мастерами, людьми, способными создавать и творить настоящую красоту, объясняет, что эти предметы изготовлены русскими мастерами.
Что такое народные промыслы? Показывает иллюстрации, картинки, предметы (гжель, хохлома, дымковские игрушки, самовар, посуда, матрешки и т.д).
Дидактическая игра «Русские народные промыслы»
Задачи:
- расширять знания детей о народных промыслах;
- развивать интерес к русским традициям;
- воспитывать любовь к своей родине.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов, картинок, иллюстраций с народными промыслами.
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов народных промыслов и просит детей их назвать (при необходимости помогает).
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Задачи:
- познакомить детей с матрешкой, учить собирать матрешку;
- развивать мелкую моторику, речь, любознательность;
- воспитывать интерес к народным игрушкам.
Воспитатель раздает детям матрешку, рассказывает о ней, показывает, как ее разбирать и собирать, затем предлагает детям повторить.
Рисование «Рисунок для ковра»
Задачи:
- учить детей рисовать красками несложные узоры (волну, точки);
- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;
- воспитывать интерес к народному творчеству.
Воспитатель раздает детям заготовки ковра (плотный листок) и предлагает кисточкой нанести узор (воспитатель при затруднении помогает детям).
Тема «Птицы нашего края»
Беседа «Птицы зимой»
Задачи:
- прививать любовь к родине, родному краю, познакомить детей с птицами родного края (воробей, синица, снегирь, голуби и т.д.);
- развивать любознательность, интерес к животному миру;
- воспитывать желание помочь птицам в зимнее время года (сделать с родителями скворечники, кормушки).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с птицами, рассказывая о них и объясняя, что зимой птицы кушают ягодки рябины, но этого не достаточно, и чтобы летать, чтоб у них были силы, им нужно помочь с кормом (хлебом, зернышки и т.д.).
Пальчиковая игра «Птицы»
Задачи:
- учить детей повторять движения пальчиками по тексту;
- развивать мелкую моторику, наблюдательность, речь;
- воспитывать заботу о птицах.
Холодно на улице, (сжимать и разжимать кулачки)
Замерзают птицы.
Чтобы не замерзнуть, (машут крылышками)
Надо подкрепиться (клюют в ладошке)
Мы про них не забываем,
Корм в кормушку насыпаем (имитируем - насыпаем пальчиками корм).
Дидактическая игра «Покорми птичку»
Задачи:
- формировать элементарные понятия о птицах зимой;
- развивать внимание, речь, наблюдательность;
- воспитывать заботу и бережное отношение к птицам.
Воспитатель показывает детям вырезанные картинки птиц нашего родного края и кормушку. Затем предлагает покормить птичек, поочередно подносить птичку к кормушке, называя птицу – воробей, голубь, синица, снегирь (при затруднении воспитатель помогает).
Тема «Папа – наш Защитник»
Беседа «23 февраля»
Задачи:
- познакомить детей с государственным праздником, вызывать чувство гордости и радости за свою Родину;
- развивать речь, внимание, мышление, любознательность;
- воспитывать доброе отношение и уважение к своей стране, солдатам, к своему папе, дедушке.
Воспитатель беседует с детьми о празднике «День защитника Отечества».
Защитники – это те, кто мужественно защищает нашу Родину, кто служил в армии, это дедушки, папы, старшие братья.
23 февраля мы будем отмечать праздник «День Защитника Отечества». Этот праздник для настоящих мужчин, наших защитников. Наши дедушки и папы были сильными и смелыми, они защищали нашу Родину. Сильный человек – не обидчик, он – защитник.
Когда вы подрастете, тоже будете сильными, смелыми защитниками своей семьи и своей Родины.
Чтение стихотворения про армию.
Задачи:
- учить слушать внимательно, понимать смысл услышанного;
- развивать интерес к художественному слову;
- воспитывать любовь и уважение к своей Родине, семье.
Нашей Армии любимой
День рожденье в Феврале,
Слава ей, непобедимой,
Слава миру на Земле!
Малоподвижная игра «Солдаты»
Задачи:
- учить повторять движения по словам;
- развивать двигательную активность, внимание, речь;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к нашей армии.
Мы солдаты, мы солдаты (маршируем)
Бодрым шагом, мы идем.
В нашу армию, ребята, просто так не попадем,
Нужно быть умелыми
Сильными и смелыми.
Тема «Масленица»
Беседа «Масленица»
Задачи:
- познакомить детей с праздником «Масленица»
-развивать познавательный интерес, внимание, память, обогащать словарный запас речи;
-воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Воспитатель беседует с детьми о Масленице с показом иллюстраций, картинок.
Масленица – один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица раньше имела другое название – проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. Люди веселились от души, кушали блины, катались на лошадях, санках, водили хороводы, играли в различные народные игры, сжигали чучело, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль.
Хороводная игра «Заинька, попляши».
Задачи:
- закрепить знания детей о масленице, играх;
- развивать интерес к празднику, обогащать двигательный опят;
- воспитывать любовь к русским народным праздникам.
Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
(Дети повторяют вместе с воспитателем движения по тексту).
Рисование «Блины»
Задачи:
- учить разукрашивать блины с помощью кисти и краски;
- развивать мелкую моторику, внимание, познавательный интерес;
- воспитывать интерес к празднованию «Масленицы».
Воспитатель объясняет детям, что одним из символов праздника являются блины и предлагает разукрасить заготовки блинов красками.
Тема «День Победы»
Беседа «9 мая»
Задачи:
- формировать представление детей о празднике «День Победы», о Великой Отечественной войне;
- развивать интерес к историческому прошлому России;
- воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, чувства гордости за родную страну.
Воспитатель беседует с детьми, показывает картинки и рассказывает детям о том, что 9 мая в каждом городе нашей большой страны проходит Парад Победы. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны.
Дети и взрослые в этот день возлагают цветы к Вечному Огню, другим памятникам. А вечером бывает праздничный салют.
Пальчиковая игра «День Победы»
Задачи:
- учить детей повторять движения пальчиками по тесту;
- развивать мелкую моторику, речь, память;
- воспитывать любовь к своей Родине.
Что такое день победы? (протягивают ручки)
Это праздник! (ручки ладошками вверх)
Ордена и награды боевые (кулачки прижимают к груди)
И салюты золотые, (поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках)
И тюльпанчики цветные (показывают руками бутон)
И чистая земля (рисуют круг в воздухе).
Рисование «Салют»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картинок с салютом, с днем Победы.
Задачи:
- учить детей рисовать салют красками;
- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;
- воспитывать интерес к рисованию салюта, к празднику «День Победы».
Воспитатель показывает детям, как нарисовать салют с помощью кисти и краски, затем предлагает детям самим нарисовать салют к празднику (при необходимости помогает детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...".
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...". Конспект занятия актуален в плане недостаточности материала по работе...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста"
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства»....
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...
КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста"
В картотеке предложены игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей по пяти блокам: "Родная семья", " Родной дом", "Родная природа", "Родна...
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма....