"Утренний круг как средство воспитания дружелюбия"
статья (старшая группа)

Гомзякова Евгения Игоревна

Последние два года я работаю над темой "Утренний круг как средство воспитания дружелюбия". Прежде чем начать планирование и реализацию какого-либо вида деятельности, мы изучаем терминологию и нормативно-правовую базу.

«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях. В широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Дружелюбие – это положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее      отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму             сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. Дружелюбие – это тип отношений друг к другу, основанный на уважении, признании прав. Дружелюбие – это также теплое чувство, лишенное мелких обид. Дружелюбие, как качество личности, лежит в основе воспитания детей в мире, в любви к нему, к спокойному уравновешенному образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу представить Вашему вниманию мой опыт работы «Воспитание дружелюбия посредством утреннего круга».

1.Прежде чем начать планирование и реализацию какого-либо вида деятельности, мы изучаем терминологию и нормативно-правовую базу.

«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. В педагогике можно встретить понятие «воспитание»употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Дружелюбие – это положительное нравственное качество личности, выражающее искреннее      отношение к людям, чистые чувства, стремление к мирному доброму             сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. Дружелюбие – это тип отношений друг к другу, основанный на уважении, признании прав. Дружелюбие – это также теплое чувство, лишенное мелких обид. Дружелюбие, как качество личности, лежит в основе воспитания детей в мире, в любви к нему, к спокойному уравновешенному образу жизни.

2.Главная цель российского образования была сформулирована в  майском указе Президента Российской Федерации от  7 мая 2018 года №204 «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Федерации на  период до 2024 года».

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям. 

ООП ДО построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

Позитивная социализация — это развитие умения ребенка взаимодействовать с  окружающими людьми, выстраивать свое поведение и  деятельность, учитывая потребности и интересы других. Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Элементы социализации:

  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • положительное отношение к окружающим людям;
  • коммуникативная компетентность дошкольника;
  • развитие социальных навыков детей.

3 .Если посмотреть дополненную программу «От рождения до школы» (2019 г.), то увидим, что в неё введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг, которые обозначены в Программе как новые образовательные технологии. Ключевыми словами данных документов являются: личностное развитие, позитивная социализация, эмоциональное благополучие, развитие инициативы, активность.

Утренний круг – это особый режимный момент, это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. (из программы «От рождения до школы»).

Актуальность введения данного режимного момента обусловлена:

ФГОС ДО – появилась необходимость введения новых форм работы, направленных на поддержку детской инициативы, самостоятельности, активности, развитие их коммуникативных навыков;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01.07.2021 № 2/21);

комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

4.Что же такое «утренний круг»? Это что-то новое или забытое старое? Что нам известно на сегодняшний день об этой технологии?

Основная цель проведения утреннего круга – «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Формирование доброжелательных, внимательных отношений

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

Для формирования у  детей доброжелательного отношения к  людям педагогу следует:

  • устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
  • создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
  • поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций)

5. В нашей ДОО в ходе методической работы педагогов ДОО, проведения педсоветов и семинаров-практикумов разработали следующую структуру утреннего круга:

I.        Тема

II.        Цель

III.        Задачи

IV.        Предварительная работа

V.        Утренний круг:

         1) Сигнал (позывные) для утреннего круга

        2) Организация

        3) Приветствие

        4) Игра/ игровое упражнение

        5) Обмен информацией. Работа с постоянно действующими стендами

        6) О чувствах и отношении

        7) Проблемная ситуация

        8) Планирование

VI.        Воспитательная деятельность в режиме дня (Мероприятие)

VII.        Вечерний круг:

        1) Сигнал

        2) Организация

        3) Итоги дня

     

  1. Сигнал (позывные) для утреннего круга

Начало утреннего сбора оповещаю позывными (чтобы собрать детей в круг) –это музыка детская или по теме проекта, звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, т.к. приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работу).

  1. Организация

все вместе усаживаемся в круг. И сбор проходит в виде круга, где дети

вместе с взрослыми сидят на подушках, или на стульчика. Организуя детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Ведь, круг

– это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

  1. Приветствие

Речевка (может сочетаться с движениями; считалки, комплименты, а также пантомима). Приветствия могут быть вербальными и невербальными. Также использую различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые, передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

  1. Игра/ игровое упражнение

На этом этапе проводим игры с элементами психогимнастики: игры -фантазии (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя); игры –цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа). В старших группах игра проводиться в форме тренингов на разные темы. Утренний круг можно сравнить с психологическим тренингом, т.к. детям предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков.

  1. Обмен информацией. Работа с постоянно действующими стендами.

 Один из любимых частей утреннего круга- обмен новостями., т.к. представляет возможность детям рассказать другим то, «что ещё никто, кроме меня, не знает», похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть свободными или заданными. Новости, принимаются как факт, поэтому не регламинтируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

  1. О чувствах и отношении

Утренний круг – это рефлексивный круг (Рефлексия – способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение»).

      7) Проблемная ситуация 

Педагог создает ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. Предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастёт в проект, образовательное событие и т. д.).

      8) Планирование

Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информации о тематическом проекте (т.е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком , показ презентации и т. д). Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений.

Утренний круг – это словно «мостик» между предыдущим днём и сегодняшним, между прошлым и будущим.

  1. Схематично говоря:

вчера (накануне) – даём детям представления о базовых ценностях (что такое хорошо и что такое плохо, о доброте, о красоте …) посредством бесед, занятий…;

сегодня –

а) на утреннем круге мы разговариваем об отношении детей к этим ценностям (что ты чувствуешь, что ты думаешь, как ты относишься …) и планируем, что и как мы будем делать;

б) выполняем запланированное в течение дня или нескольких дней;

в) на вечернем круге обсуждаем: что получилось, что будем делать дальше.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. На это нам указывают и авторы Примерной рабочей программы воспитания, говоря о формировании ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе.

и авторы дошкольной педагогики, раскрывая механизм нравственного воспитания: одним из компонентов данного механизма также выступает формирование чувств и отношения к той или иной базовой ценности.

(Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества).

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

6. РППС.

Какого-то специального оборудования для проведения утреннего круга не требуется. Колокольчик или бубен для подачи звукового сигнала к сбору. Также использую различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые, передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

7. Вечерний круг.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. 

Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 10 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

8.Педагоги должны целенаправленно и планомерно выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Родители не только активные участники разнообразных мероприятий детского сада, но и авторы многих инициатив.

Мы обращаемся к родителям просьбой понаблюдать с детьми то или иное явления, найти вместе информацию, сделать фотографии, нарисовать рисунки по определённой теме (особенно это актуально в подготовительной группе, где идёт работа с проектами).

9. Работа над утренним кругом идёт в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Она разработала картотеку игр с элементами психогимнастики к календарно-тематическому планированию. Проводит консультации по приёмам активного слушания, тренинги для педагогов.

10. Наш детский сад является инновационной площадкой по апробации программы воспитания.

11. На моём сайте можно увидеть разработки утреннего круга, картотеки игр, опубликованы статьи на профильных сайтах. Выступала с представлением опыта работы на педсоветах.

12.Ожидаемый образовательный результат

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками,

готовности к совместной деятельности, умение вести диалог

(слушать собеседника, аргументированно высказывать свое

мнение).

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса,

умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать

пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы

интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром,

развитие речи.

Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Утренний круг как режимный момент вошёл в жизнь детского сада: проводится всеми воспитателями младших, средних, старших, подготовительных к школе групп;

в группах выработаны свои традиции его проведения (позывные, организация, приветствия, игры).

Когда мы видим радостные улыбки на лицах детей, чувствуем их заинтересованность, мы понимаем, что идём верным путём.

13. Планы на будущее.

Продолжать работу по совершенствованию владения технологией «Утренний круг». Делиться опытом своей работы с коллегами. Мне очень нравится общение с коллегами, видя других педагогов ты подмечаешь какие-то полезные для себя идеи, новшества, видишь, что эти методики прекрасно работают. Хочется их брать, хочется работать более продуктивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников".

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Статья-рекомендация для воспитателей. Тема: "Использование музыки в "Утреннем круге" как средство развития позитивного самоощущения

Вызывать положительные эмоции на начало дня. Развивать координацию движений, внимание, певческие  и коммуникативные навыки...

Консультация для педагогов "Технология «утренний круг» как средство экологического воспитания дошкольников"

Цель проведения утреннего круга: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качест...

Методическая разработка Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников

Аннотация: Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения технологии "Утренний круг" в деятельности воспитател...

«Утренний круг как средство социализации детей дошкольного возраста»

В 2019 г. вышла в свет  инновационная версия программы «От рождения до школы».Необходимость нововведений связана с  тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и де...

Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...

Технология "Утренний круг" как средство социально- коммуникативного развития дошкольников"

Утренний круг   — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который «задаёт тон» всему...