«Утренний круг как средство социализации детей дошкольного возраста»
статья

Солошенко Анна Владимировна

В 2019 г. вышла в свет  инновационная версия программы «От рождения до школы».

Необходимость нововведений связана с  тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.  Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную деятельность, появилось такое понятие, как «событийная деятельность»- это технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива или отдельного человека, а так же событий, происходящих в стране, вызывающие позитивные эмоции.

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития   коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается  образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22976_1668669690.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Утренний круг как средство социализации детей

дошкольного возраста»

В 2019 г. вышла в свет  инновационная версия программы «От рождения до школы».

Необходимость нововведений связана с  тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.  Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную деятельность, появилось такое понятие, как «событийная деятельность»- это технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива или отдельного человека, а так же событий, происходящих в стране, вызывающие позитивные эмоции.

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития   коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается  образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

 Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Какие же задачи стоят перед нами на утреннем круге

1. Создавать эмоциональный настрой на весь день.

2.Установлить комфортный социально-психологический  климат в детском коллективе через свободное общение со сверстниками .

3.  Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Формировать речевое общение и связную речь, обогащать словарь детей. 

Как это выглядит?

Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга.

Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут

Как и любая друга технология, утренний круг тоже имеет свою структуру.

1.Условный сигнал начала круга

2. Приветствие

3. Организационный момент: работа с календарем, новости дня.

4. Содержательная часть: новости детей, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и дидактические игры, планирование дня.

5. Завершающий ритуал.

Условный сигнал начала круга: звон колокольчика, удары бубна, бой барабана, мелодия (Дети собираются в круг).

Приветствие должно быть короткое и личностно-ориентированное

Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается.  Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.

Организационный момент

Работа с календарем

Новости дня – информирование о каком-либо событии, празднике, мероприятии

Содержательная часть

Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. 

Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

говорить громко и понятно;

представлять новости кратко и четко;

Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:

сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;

внимательно слушать сообщение;

воспринимать новые идеи с уважением;

задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;

демонстрировать уважение к тому, кто делится;

Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей.

Такая атмосфера создает ощущение психологического комфорта в группе

Артикуляционная гимнастика, пальчиковые и дидактические игры, также входят в содержательную часть утреннего круга.

Завершается утренний круг планированием всего дня детей в детском саду: сообщением воспитателя о том, чем дети будут заниматься, что их ждет интересного,  какие дела предстоит выполнить.

Закончить утренний круг можно ритуалом, который сформировался у вас в процессе проведения данной технологии. Это может быть и напутственное слово на удачный день или же небольшое стихотворение-пожелание или просто тактильный контакт удар руки ребенка об руку воспитателя «Дай пять воспитателю»

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников".

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Технология «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возрастаЦель: формирование у педагогов представления о проведении «утреннего» круга детей дошкольног...

Методическая разработка Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников

Аннотация: Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения технологии "Утренний круг" в деятельности воспитател...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Использование культурной практики «Утренний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представления об особенностях проведения утреннего круга с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить участников мастер – класса с методикой организации и про...